Новости ФНС

Почему стало опасно находиться не по юрадресу: новый черный список ИФНС и революционные изменения с сентября 2017 года

Все больше компаний вынуждены переезжать на юрадрес. От налоговых стали приходить «письма счастья» с требованием предоставить достоверные сведения о местонахождении. Налоговики готовят черные списки тех, кто находится не по юрадресу. С 1 сентября компании, по которым в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через 6 месяцев могут исключить из госреестра без суда.
Почему стало опасно находиться не по юрадресу: новый черный список ИФНС и революционные изменения с сентября 2017 года

Покупка юрадресов как обычная практика

Россия – страна «прописанных».  Граждане должны прописаться - зарегистрировать место своего проживания. Предприятия в момент своего «рождения» должны в документах указать юридический адрес, по которому находится офис компании, рабочее место руководителя, где хранятся бухгалтерские документы.

Это требование Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  № 129-ФЗ до сегодняшнего дня активно игнорировалось большинством предпринимателей.

При госрегистрации часто покупался юридический адрес. Оформлялся договор аренды между собственником нежилого помещения и юридическим лицом. При этом реальный офис мог находиться в другом помещении или его вообще могло и не быть.

Ни для кого не секрет, что за последние 20 лет в РФ зарегистрированы сотни тысяч фирм – пустышек, у которых нет имущества, которые ничего не производят, не торгуют товаром, вообще не ведут хозяйственной деятельности. Их роль – использование в незаконном обналичивании средств, уклонении от уплаты налогов, мошеннических схемах. Эти предприятия регистрировались на подставных лиц и с использованием купленных юридических адресов, на которых размещались сотни таких фирм-однодневок.

Не всегда для однодневок

Справедливости ради нужно отметить, что по этим же адресам числились и совершенно нормальные компании, ведущие легальную хозяйственную деятельность, уплачивающие налоги. Осмелюсь предположить, что офисы более 90% компаний в Москве и крупных промышленных городах до последнего времени не находились по заявленным юридическим адресам. Почему, зачем им это нужно?

Ответ достаточно прост. В момент регистрации бизнес маленький, в офисе работает 1-2 человека. Через год - сотрудников 10, еще через два - 50. Компания вынуждена менять офис, она ищет удобный вариант в пределах всего города, а не на территории, закрепленной за ИФНС. Если следовать требованиям закона, при каждой смене офиса нужно менять юридический адрес, а это стоит денег и занимает время.

С 2003 года в КоАП РФ внесена статья 14.25, в соответствии с которой налоговая служба имеет право оштрафовать руководителя компании за представление в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, но сил (а может быть, политической воли) у налоговиков не хватало для того, чтобы заставить все предприятия привести свои документы в соответствие закону.

И поскольку контролирующие органы не обращали внимания на несоответствие адресов, предприниматели не хотели тратить свои ресурсы на решение этой задачи.

Банки – новая налоговая полиция

В 2015 году некоторые функции налогового контроля были вынуждены взять на себя банки. "Положение об идентификации кредитными организациями клиентов…. " (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П)  обязало их при открытии счета проверять достоверность представленной информации, в том числе местонахождение органов управления юридических лиц. Для этого служба безопасности банка выезжает в офис компании для беседы с руководителем.

При этом банк до 2017 года не настаивал на том, чтобы адрес офиса совпадал  с юридическим адресом, и в анкете юрлица указывались два адреса: реальный и юридический.

Законодательство меняется

Однако весной 2017 г. жизнь предпринимателей усложнилась.

Уровень налогового администрирования позволил начать реальную борьбу с уклонением предприятий от уплаты налогов, а требование нахождения юрлиц по «прописке» является одним из важных элементов этой борьбы.

Для этого была создана нормативная база: Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ были внесены изменения в ст. 9 закона № 129-ФЗ, выпущен приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, определяющий условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.

Списки компаний-арендаторов

Затем налоговики обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов.

Кроме того, с 2016 г. система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.  

Уведомления из налоговой

За последние полгода почти все предприятия г. Москвы, не арендующие офис по юридическому адресу, получили от ИФНС № 46 письма – уведомления (как наши клиенты говорят, «письма счастья») о необходимости предоставления достоверных сведений.

Письма рассылаются на домашние адреса всех участников компаний и их директоров. Ссылаясь на п. 4.2 ст. 9, п.6 ст. 11 закона 129-ФЗ, в случае неисполнения этого требования налоговый орган угрожает компании внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице.

Чем грозит внесение в черный список

Какие последствия наступают при внесении компании в черный список для самого предприятия и его участника/руководителя:

  • Юридическое лицо с такой записью приобретает плохую репутацию — становится непривлекательным партнером с точки зрения принципа должной осмотрительности выбора контрагентов для других налогоплательщиков, банков, при участии в закупках, а наличие с ними отношений – поводом для претензий со стороны налоговых органов при камеральных и выездных налоговых проверках.
  • Руководитель может быть привлечен к административной ответственности  по ч.3 ст. 14.25 КоАП (штраф от 5 до 10 тысяч рублей).
  • Регистрирующим органом может быть предъявлен иск о ликвидации юридического лица, как действующего с грубыми нарушениями закона.
  • После вступления в силу изменений в законе № 129-ФЗ г., а именно с 01.09.2017 г юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через 6 месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению ФНС (без суда).
  • Руководитель, участник ООО, владеющий долей не менее 50% в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не смогут стать участником или руководителем другого предприятия (п.1 ст. 23 Закона 129-ФЗ).

Как видим, довольно неприятные последствия. Что касается фирм, созданных исключительно для организации уклонения от уплаты налогов, то так им и надо, «авгиевы конюшни» ЕГРЮЛ давно требовали очистки. Но ведь это ужесточение правил ведения бизнеса касается и совершенно нормально работающих компаний.

Сейчас многие бизнесмены поставлены перед выбором: изменить юридический адрес, привести его в соответствие с реальным, что требует постановки на учет в другую инспекцию ФНС, или снять в аренду помещение, находящееся по юридическому адресу.

Интересно, что закон 129-ФЗ и приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ определяют только порядок внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Каким образом аннулировать эту запись – неизвестно, такая процедура нормативными документами не предусмотрена.

С учетом кризисных явлений в экономике и катастрофическим обнулением доходности малого бизнеса, такие действия налоговой службы могут привести к закрытию ряда компаний.

Комментарии

46
  • Игорь Землянкин

    Ну, не знаю. Никто из моих знакомых-владельцев ООО (а у большинства, наверно, адрес не по адресу :), таких писем не получал. У меня самого "замороженное" ООО (деятельность не ведётся, счёт закрыт, документация сдаётся регулярно), "писем счастья" пока не было. Я как-то разговаривал в налоговой с инспектором на эту тему. Она сказала – не заморачивайся пока, если начнём закрывать, то придётся закрыть большинство хороших честных компаний, что никому не выгодно (это было год назад в Москве). Как сейчас обстоит дело, не знаю. Если получу такое письмо, то буду думать. Как я понимаю, в моей ситуации (ООО не работает) "обелять" юр.адрес никакого смысла не имеет (слишком дорого), только если на свой домашний (пока можно на адрес гендира), тогда стоить будет 2-3 тыщи за нотариуса + пошлина, и никакой аренды...

    PS: Хорошая идея "Клерку": сделайте, пжл, пошаговую инструкцию по изменению юр.адреса ООО в теперяшних условиях. Только не забудьте разные варианты описать. Если дела пойдут так, как описано в статье, то бооольшой популярностью такая статья будет пользоваться у читатетей...

  • Игорь Землянкин

    PPS: Вы, наверно, спросите, зачем мне это неработающее ООО? Отвечаю:
    1. оно когда-то работало; :)
    2. кризис когда-то закончится;
    3. открыть новое ООО значительно сложнее и намного дороже, чем "активировать" старое;
    4. старое ООО, с большим (уже) стажем (хоть, и не работавшее несколько лет), по-любому лучше свежезарегистрированного;
    4. не хочется получить дисквалификацию на 3 года;
    5. думаю (и это отчасти подкрепляется словами инспектора налоговой), что через некоторое время будут усложнены требования по регистрации ООО. Например, могут увеличить размер уставного капитала (он не менялся много лет), либо ввести какие-то новые ограничения или требования к ООО или учредителям.

  • Ян

    Аноним, Вы писали:

    По поводу регистрации юридического адресу по месту проживания участникадиректора: потребуется согласие на это со стороны всех совершеннолетних зарегистрированных членов семьи.
    Кроме того, это не устраивает службу мониторинга банка, они хотят, чтобы компания арендовала офис.

    Ну, у меня тоже много "хотелок" разных есть, и не только к "службам мониторинга банков", но я их как-то не высказываю вслух...

    А по поводу их "хотелок" - если они вам будут оплачивать офис ( свои "хотелки" ), то почему бы и нет? :)

Нотариат

Доверенности на открытие счета в банке теперь под особым прицелом: почему и какие именно

Мошенники просят подставных лиц через доверенности открывать счета в банке, чтобы через них выводить похищенные средства. Нотариусы передают информацию о сомнительных операциях в Росфинмониторинг.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Государство достаточно помогает малому бизнесу: считает 34% предпринимателей

Выручка малого и среднего бизнеса достигла рекорда за 5 лет и составила 25,8 трлн рублей. 53% предпринимателей довольны отдачей от своего бизнеса.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12

Вот и прошёл первый год моего криптопутешествия на криптоостров, в ходе которого я ежемесячно вношу небольшую сумму и создаю личный криптовалютный пенсионный фонд. Не знаю, сколько будет стоить биткоин через 50 лет, но знаю, что произошло в моём криптопортфеле за апрель. Целый год позади, погнали смотреть.

Пенсионный криптофонд. Месяц 12
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как инвестор может потерять акции купленные на бирже

Даю свое мнение по недавнему судебному спору, при котором акции российской компании были изъяты судом у частных инвесторов по иску прокуратуры.

Актуальные правовые подходы при оспаривании кредитных договоров, оформленных мошенническим путем

В рамках настоящей статьи предметно рассмотрим формирующуюся судебную практику по вопросам, связанным с оспариванием кредитных договоров, оформленных мошенническим путем.

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно.

Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?