В начале 90-х на развороте всех популярных рекламных изданий были десятки объявлений «обналичу». Стоимость незаконной обналички тогда составляла 1-2 %, тогда ее незаконности никто не замечал. Шло первоначальное накопление капитала. Этот капитал нужен был всем: до «перестройки» ни у кого из нас не было нормального загородного дома, импортного автомобиля и прочих разных благ цивилизации. И если коммерсанты теоретически могли заработать на жизнь, не уклоняясь от налогов, чиновники на зарплату жить отказались. Им нужны были откаты (я думаю, нет необходимости сейчас уже разъяснять это понятие), а получить их можно было от предпринимателей в виде кэша, через обналичку. Само собой, при незаконном обналичивании средств происходило и уклонение от уплаты налогов.
Последние 10-15 лет на государственном уровне была предпринята программа борьбы с этим явлением, и в 16-17 году она явно дала значительный эффект. Мало того, что стоимость обналички повысилась до 10-15%, активность правоохранительных органов и ужесточение законодательства привели к значительному увеличению риска уголовного преследования.
Осторожно, двери закрываются
Как государство борется с незаконным обналичиванием и уклонением предприятий от уплаты налогов? Совершенствуется законодательство, улучшается администрирование налогов. Для примера приведу ссылки на некоторые принятые нормы, разъяснения ФНС и постановления КС с кратким их комментарием.
Как все начиналось:
- Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 138-О – введено оценочное понятие «добросовестности» налогоплательщика и указано, что применение этого понятия влияет на налоговые последствия его действия.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 9-П. Там указано, что субъективная оценка поведения налогоплательщика, которая дается должностным лицом ФНС, регулирует приостановление течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Это означает, что если налогоплательщик «недобросовестный», его можно привлечь к ответственности за пределами срока давности (трех лет).
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 – сформулированы критерии, по которым судам следует определять обоснованность налоговой выгоды. С этого момента у ФНС появилась возможность выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, достаточно произвольно толкуя понятие обоснованности налоговых вычетов.
- В НК введен раздел V.1 «Взаимозависимые лица» (1 января 2012 г.) – с этого момента налоговый орган изучает хозяйственные отношения аффилированных лиц на предмет построения схем уклонения от уплаты налогов.
- ФНС России в письме № 3-7-07/84 от 11.02.2010 г. указало признаки «однодневок»: это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, учредителем или директором которого является гражданин, участвующий или руководящий более чем 5 компаниями. С 2013 года данные о массовых адресах и директорах/учредителях появились в свободном доступе.
Как продолжается в последние годы:
- Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ Уголовный кодекс дополнен статьями 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». Введено понятие «подставное лицо» - участник или директор юридического лица. Появилась (хоть и небольшая) судебная практика по делам ст. 173.1 и 173.2.
- 28.06.2013 в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ введена ст. 5.2, позволяющая банку отказать в открытии р/счета при наличии подозрения в том, что он будет использоваться для легализации преступных доходов.
На практике с 2016 года банки стали со ссылкой на эту норму отказывать в обслуживании компаний, не находящихся по месту регистрации и/или совершающих платежи на фирмы «однодневки». Банки назначены государством «смотрящими» за бизнесом и неплохо справляются со своей задачей.
- Законом № 382-ФЗ от 29.11.2014 г. введена редакция п. 5 ст. 174 НК, в соответствии с которой декларация по НДС должна сдаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это позволило установить новое программное обеспечение (система «НДС» и «НДС-2»), которое позволяет налоговым органам в автоматическом режиме анализировать декларации налогоплательщиков. В результате налоговый орган видит «разрывы» по НДС в цепочке контрагентов и получил возможность почти безошибочно определять фирму «однодневку», созданную для уклонения от уплаты налогов, а также потенциальных бенефициаров этой схемы.
- Закон № 376-ФЗ от 24.11.2014 г. получил неофициальное название «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)». Закон:
- вводит механизм налогообложения в России прибыли КИК путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ (глава 3.4 НК РФ);
- изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, вводя критерий «места фактического управления» (ст. 246.2 НК РФ);
- ограничивает применение международных соглашений о двойном налогообложении с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).
Изменения в НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года.
Что ждет в ближайшем будущем
Продолжу перечисление, но уже по изменениям, которые скоро нас ждут.
- Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ в статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения.
С 1 сентября 2017 года юридическое лицо, у которого в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, может быть ликвидировано решением налогового органа без суда.
Чаще всего недостоверными признаются сведения об адресе местонахождения (80% случаев), руководителе, участниках обществ.
- Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнен ст. 3.1.
Если при исключении общества из ЕГРЮЛ его обязательства не исполнены (в том числе вследствие причинения вреда) и это обусловлено тем, что лица, определяющие действия общества действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам компании. Норма вступает в силу в силу с 1 сентября 2017 года.
- Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ изменен п. 5 ст. 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)», который будет применяться к поданным после 1 июля 2017 г. заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Теперь кредитор (зачастую это налоговый орган) может взыскать задолженность компании с ее руководителя в течение 3 лет после завершения конкурсного производства.
- Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ дополняет НК РФ новой ст. 54.1, которая уточняет условия получения налоговой выгоды. Ст. 54.1 НК РФ расширяет обязанности плательщиков, которые претендуют на получение налогового вычета. Теперь им нужно будет доказать, что:
* основной целью совершения сделки не являются неуплата налога;
* обязательство по сделке исполнено лично самим контрагентом, или уполномоченным на это лицом.
- Налоговые и следственные органы подготовили подробные методические рекомендации о поиске и доказывания умысла, направленного на неуплату налогов в письме ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г.
Там приведено методическое пособие на 20 листах с подробным описанием схем уклонения от уплаты налогов.
- Законопроект № 927133-6 (одобрен СФ) вводит в УК статьи 199.3 и 199.4, которые предусматривают ответственность физлица и организации от уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2017 г.
- На основании Федерального закона № 134-ФЗ и Приказа ФНС от 29.12.2016 г. № ММВ-7-14/729@ ФНС должна была с 25 июля 2017 г. (пока это не удалось) открыть для всех желающих на сайте ФНС сведения о суммах недоимки и задолженности предприятий по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. Налоговая тайна отменяется!
С одной стороны, это дает возможность оперативно проверить контрагента и правильно оценить налоговые риски. С другой - сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые станут публичными, получат рейдеры и конкуренты.
Что же будет с бизнесом и с нами…
Несмотря на все усилия ФНС и законодателя, которые, безусловно дали большой эффект собираемости налогов, две проблемы сегодняшнего дня не дают возможности кардинально решить проблему уклонения от уплаты налогов.
Во-первых, чиновники не хотят и не могут вот так просто взять - и отказаться от откатов и взяток. Это разъедает весь государственный механизм снизу доверху, включая правоохранительные органы.
Во-вторых, предприниматели, уклоняющиеся от налогов, и законопослушные налогоплательщики находятся в разных условиях. «Уклонисты» имеют возможность продавать товар дешевле, и поэтому более конкурентоспособны, а компании, решившие работать «по-белому», уступают свою нишу на рынке тем, кто рискует и нарушает закон.
Вторая из перечисленных проблем может быть решена постепенно, путем постепенного «закручивания гаек», что, собственно, и происходит. Предприниматели, уклоняющееся от налогов со временем поймут, что убытки, которые они понесут после привлечения к уголовной ответственности, заметно превышают выигрыш, полученный от неуплаты налогов. На это нужно время, но это скоро произойдет.
Но не будет незаконного обналичивания – не будет и огромных откатов. Коррупция съежится до общемировых размеров. Что же будут делать наши чиновники, распорядители бюджетных средств? Неужели им придется жить на зарплату?
Комментарии
11Аноним, Вы писали:
Нет, тут не запугивают:) Анализируют конкретные нормативные акты и письма. Методично и в адвокатском духе.
С коррупцией, откатами и взятками можно покончить только при одном условии- убрать наличность с внутреннего рынка. Все платежи через карты. Обеспечить вай-фай и возможность электронного перевода. Вот тогда все взятки и откаты будут как на ладони. Только такого никогда не будет иначе в Госдуме останутся человек 10 из 400.