Вклады

Как АСВ начало страховать вклады...от вкладчиков. Эксперт про скандальные иски к «физикам»

Сложилась абсурдная ситуация. Агентство по страхованию вкладов подает иски на физических лиц, чтобы эти вклады у физических лиц изъять и вернуть в конкурсную массу, чтобы соблюсти интересы вкладчиков-физлиц.
Как АСВ начало страховать вклады...от вкладчиков. Эксперт про скандальные иски к «физикам»

Банкротство банков процесс для российской экономики далеко не новый и всегда болезненный. Особенно это касается вкладчиков-физлиц, которые, при несостоятельности банка, теряют свои деньги. Для нивелирования негативных последствий 23.12.2003 г. был принят федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». А в январе 2004 года была создана государственная корпорация — «Агентство по страхованию вкладов».

Основными функциями структуры согласно п. 1 ст. 15 ФЗ № 177-ФЗ является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Это означает, что государственная корпорация страхует вклады физических лиц (с 01.01.2014 г. и индивидуальных предпринимателей) и при наступлении страхового случая выплачивает вкладчикам потерянные средства. Статья 8 закона № 177-ФЗ определяет краткий исчерпывающий перечень страховых случаев. Их всего два: отзыв лицензии у банка и введение моратория на удовлетворения требований кредиторов.

Закон, безусловно, нужный и важный в современных реалиях с учетом того, что по данным портала www.banki.ru с 01.01.2004 г. Центробанк отозвал 864 лицензии у коммерческих банков. Да и наличие системы страхования вкладов значительно повысило доверие к банковскому сектору у населения. Поскольку, как только у банка отзывали лицензию, вкладчики имели право на  получение возмещения от Агентства. Собственно и создавалось оно именно для этих целей. Однако в начале февраля 2018 г. произошел, что называется, «сбой в системе». Федеральный закон № 177-ФЗ вступил в противоречие с федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон 127-ФЗ).

Суть данного конфликта не столько в юридических коллизиях, сколько в доведении до абсурда ситуации с соблюдением интересов кредиторов. Согласно закону № 127-ФЗ арбитражный управляющий обязан оспаривать сделки, которые привели к ущемлению интересов кредиторов должника. Под особое внимание попадают сделки, совершенные в пределах 6 месяцев до начала процедуры банкротства. В случае с банками процесс их банкротства контролируется и реализуется самим Агентством. Именно оно выявляет те транзакции, которые, по его мнению, подлежат оспариванию и признанию недействительными со всеми вытекающими последствиями.

Не так давно в процедуру банкротства вступили Татфондбанк, Военно-промышленный банк и ИнтехБанк. Агентство, выполняя свои функции, начало оспаривать сделки должников и в массовом порядке подавать иски.

О скандальных историях с АСВ одним из первых заговорил «Клерк». АСВ требует от ИП вернуть деньги, снятые им с личного счета незадолго до краха банка.

Парадокс ситуации заключается в том, что ответчиками по искам стали физические лица, а предметом оспаривания – снятие денежных средств этими физическими лицами с депозитных счетов. Следует отметить, что только в Татарстане было подано около 500 подобных исков. В рамках банкротства Военно-Промышленного банка было подано около 50 исков к вкладчикам-физлицам, при этом часть исков была подана через год и более после снятия денежных средств со счетов в банке.

Вполне логично предположить, что граждане распорядились денежными средствами по своему усмотрению и были сильно удивлены тем, что они стали ответчиками в суде. Не говоря уже о предмете иска.

Агентство же мотивирует свои действия тем, что вкладчики, забрав свои денежные средства с депозитов в преддверии банкротства, стали теми кредиторами, в пользу которых было осуществлено преимущественное удовлетворение их требований. Иными словами, по мнению Агентства, усматриваются сделки с предпочтением.

После многочисленных публикаций в СМИ Агентство начало оправдываться и обвинять сотни вкладчиков в неправомерном получении денег со вкладов.

Процесс оспаривания таких сделок достаточно прост. Если сделка совершена в период между шестью и одним месяцем до вступления в процедуру банкротства, то нужно доказать, что вкладчик действительно вел себя недобросовестно по отношению к банку. То есть он должен был знать о неплатежеспособности банка.

Возникает вопрос, как должен поступить здравомыслящий человек, если он узнал, что банк, в котором на депозите лежат его собственные денежные средства, скоро обанкротится? По мнению Агентства, он, видимо, должен спокойно сидеть и ждать когда же начнут выплачивать страховое возмещение по размещенным средствам во исполнение закона № 177-ФЗ. Однако согласно этому закону максимальная сумма возмещения составляет 1,4 млн. рублей. А как же быть с теми, чьи вклады превышают эту сумму? Они, придя в банк за СВОИМИ деньгами, автоматически становятся недобросовестными кредиторами.

Если же вкладчик закрыл депозит в течение месяца до введения временной администрации, то для таких сделок даже нет необходимости доказывать недобросовестность. Они видимо считаются сделками с предпочтением по умолчанию и подлежат отмене.

При этом суд встает на сторону Агентства и принимает решения о признании сделок недействительными. В ходе рассмотрения дел, как показала практика, вопрос добросовестности вкладчиков не играет практически никакой роли, судье достаточно наличия картотеки в кредитном учреждении на момент снятия денежных средств с депозита.

Принятие такого судебного решения, ведет к тому, что физическое лицо обязано вернуть в банк СВОИ денежные средства и ждать когда же Агентство их отдаст обратно.

А теперь апогей абсурда. Если физическое лицо не в состоянии исполнить судебное решение, то есть вернуть деньги в банк, то инициируется процедура его банкротства!

Получается, что Агентство, выступающее гарантом для возврата вкладов, подает иски на физических лиц, чтобы эти вклады у физических лиц изъять и вернуть в конкурсную массу, чтобы соблюсти интересы вкладчиков-физлиц. Где-то здесь утрачена логика и здравый смысл…

Комментарии

7
  • Алина77

    Аноним, Вы писали:

    Я деньги в сбере держу. Остольное для терпил и лохов.

    вот именно сбер это как раз для терпил и лохов, с их то %% и отношением к клиентам
  • Марина Снеговская

    Аноним, Вы писали:





    Самое интересное заключается в том, что если у банка отозвали

    лицензию и в дальнейшем её не вернули, то по законодательству у конкурсного

    управляющего нет права принимать денежные средства на вклады – причём ни на

    каких условиях – ни на новые вклады, ни на ранее открытые, - а также нет права

    подписывать договора о банковских вкладах и дополнительные соглашения к таким

    договорам, нет права изменять условия этих договоров. А Агентство по

    страхованию вкладов тоже не может открывать вклады, поскольку оно само не

    является банком и не имеет соответствующей лицензии на банковскую деятельность.





    Так что я полагаю, что при судебном разбирательстве

    правильная позиция бывшего вкладчика должна быть такая, что, мол, я не против

    того, чтобы вернуть снятую основную сумму обратно на вклад, но я согласен её

    вернуть только при условии, что сначала банку вернут лицензию, что данная сумма

    будет зачислена именно на конкретный вклад и никуда больше и что Агентство по страхованию

    вкладов или конкурсный управляющий подпишет акт о возобновлении действия

    договора по вкладу. И при этом только так может быть восстановлено прежнее

    положение вещей, которое имело место до совершения оспариваемой сделки. Полагаю,

    что при этом суд встанет на сторону бывшего вкладчика. А учитывая реальную

    практику, можно не сомневаться, что в дальнейшем лицензию банку так и не

    вернут, а соответственно возвращать основную сумму вклада реально не придётся.





    Кроме того, если бывший клиент всё-таки вернёт основную

    сумму вклада конкурсному управляющему или Агентству по страхования вкладов, то

    оснований для включения этой суммы в конкурсную массу НЕ БУДЕТ!!! Ведь, как уже

    было сказано, основная сумма вклада не является и никогда не являлась

    собственностью обанкротившегося банка. И насколько я понимаю, при банкротстве

    организаций в конкурсную массу включается только то имущество и имущественные

    права, которые принадлежали банкроту на правах собственности – и никак иначе.





    И таким образом, здесь можно выделить сразу 2 проблемы в

    законодательстве:





    1) в ходе процедуры банкротства подлежит оспариванию слишком

    широкий круг сделок, совершённых незадолго до банкротства. А более уместно и

    более справедливо было бы сделать такое ограничение, что подлежат оспариванию

    только сделки С ПЕРЕХОДОМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, которые привели к отчуждению

    имущества банкрота;





    2) навешивание на Агентство по страхованию вкладов

    несвойственных функций, трудно совместимых с институтом страхования вообще, что

    подрывает доверие к системе страхования вкладов и вообще к нашей банковской

    системе. Более правильно было бы, чтобы Агентство по страхованию вкладов

    занималось только страхованием, включая выплаты страхового возмещения при

    наступлении страховых случаев, и не занималось разбором таких событий, которые

    не имеют признаков страхового случая и которые никем не были заявлены в

    качестве страховых случаев. А назначением конкурсного управляющего в ходе

    процедуры банкротства банка должна заниматься какая-нибудь совершенно другая

    структура.


    (Игорь Сотников, г. Мурманск)

    Игорь, здравствуйте! Вы можете, если хотите, написать статью с Вашими выводами и прислать главреду "Клерка" Марине Снеговской на snegovskaya@klerk.ru И мы разместим материал в ленте статей.