Проблемы работников сферы услуг
Сектор услуг в России составляет более 69% ВВП, его работники — это 65% занятых граждан. В тоже время сфера услуг, в которую входят охрана, уборка и техническая эксплуатация, частные перевозки и грузоперевозки, услуги на дому и пр., является одной из высокорисковых с превалирующей неформальной занятостью. Отсюда вытекают многочисленные нарушения трудового, миграционного и налогового законодательства.
Неформальная занятость работников автоматически влечет за собой нарушение прав на достойную оплату труда, социальную защиту, включая пенсионные накопления, на безопасные условия труда, на оплачиваемый отпуск, пособие по болезни и многие другие. В глобальном смысле это помогает недобросовестным предпринимателям уходить от уплаты налогов.
О чем говорили в Государственной Думе
Все эти вопросы поднимались на заседании круглого стола, прошедшем в стенах Государственной Думы и организованном по инициативе комитета ГосДумы по труду, социальной политике и делам ветеранов при участии Национальной ассоциации фасилити операторов. На дискуссионной площадке собрались члены Государственной Думы, должностные лица МВД России, Роструда, члены общественной организации «Деловая Россия», Российского союза промышленников и предпринимателей, представители бизнеса сферы услуг и Высшей школы экономики.
Выход из ситуации подразумевает обеление серых секторов экономики и перевод неформально занятых работников в официальное поле.
Так, в сфере фасилити менеджмента на сегодняшний день заняты около двух миллионов человек, как правило, это малообеспеченные и социально незащищенные граждане.
Одной из важнейших задач клининговых компаний, вошедших в ассоциацию, является обеспечение достойных условий труда и вывод рынка из теневого сектора экономики, что позволит прекратить унизительные выплаты зарплаты в конвертах и использование неоформленных работников.
Перспективы и пути решения
Построение прозрачного, законопослушного рынка фасилити услуг, основанного на соблюдении законодательства — налогового, трудового, миграционного — будет способствовать росту экономики страны и самой отрасли. Уже сегодня оборот рынка в этой сфере составляет более полумиллиарда рублей, и во всем мире отрасль фасилити услуг считается наиболее перспективной, способной обеспечить ежегодный прирост оборота в 8-10 %. Здесь заложены огромные возможности для обеспечения рабочими местами граждан.
Работать по-старому уже не получится. Государство начало очередную атаку на «теневиков». На этот раз — хорошо подготовленную, масштабную и беспощадную. Новая тактика предполагает организацию массовых налоговых проверок по отраслевому признаку. Адаптироваться к изменениям предпринимателям вызвались помочь отраслевые ассоциации.
Действия ФНС в сложившихся условиях
Начиная с 2015 года Федеральная налоговая служба в связке с правоохранительными органами ведёт работу «по моделированию поведения налогоплательщиков в наиболее высокорисковых отраслях экономики». В переводе с чиновничьего языка на русский литературный это означает, что налоговики протестировали компьютерный алгоритм, который отслеживает движение денежных средств между счетами различных компаний и с точностью до 100% выявляет попытки уклонения от уплаты НДС и «зарплатных» налогов.
Автоматизация контроля за уплатой налогов таит в себе опасности как для продавца (поставщика услуги), так и для покупателя (заказчика услуг). Причем речь не об «уклонистах», а именно о добросовестных компаниях.
Работа «комплекса слежения» основана на поиске отклонений от неких типовых, формализованных показателей.
Например, по мнению ФНС, в клининговой отрасли налоговая нагрузка должна составлять не менее 30% от оборота компании. Конечно, эта цифра взята не с потолка, а основана на отраслевой статистике.
Если программный комплекс выявит отклонение от контрольных 30% в меньшую сторону и решит, что компания уклоняется от уплаты налогов, то соответствующая распечатка в руках налогового инспектора уже может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Первые жертвы «обеления»
Уже пострадали и контрагенты тех компаний, которые использовали различные схемы налоговой оптимизации. Например, если компания-поставщик вдруг ликвидировалась, не уплатив НДС, налоговики доначисляли налог покупателю, предполагая сговор двух, на первый взгляд, независимых юридических лиц. Теперь такая практика становится повседневностью, а лидеры рынка ищут способы защитить свои финансовые интересы способами, которые ещё вчера показались бы совершенно излишними.
Так, «Ашан» уже разослал своим контрагентам дополнительное соглашение к стандартным договорам, в котором предлагает подтвердить их добросовестность.
«То, что заказчики услуг несут солидарную ответственность вместе с подрядчиками за нарушения налогового и трудового законодательства, с одной стороны, радует, но с другой, процесс перехода из одного состояния в другое, из серого в белое, будет болезненным. Это непростой период, — комментирует президент компании „КрокусГрупп“, член НАФО Олег Лобанов. — Может статься, некоторые игроки не выдержат и будут вынуждены уйти с рынка».
Механизмы борьбы с неформальной занятостью
Собравшиеся отметили, что с неформальной занятостью в сфере услуг и вытекающих из неё нарушений прав работников, нужно бороться и государству, и профсоюзам, и бизнесу, ведь речь идет о миллионах граждан, трудовые права которых систематически нарушаются.
Выделены наиболее проблемные зоны и обозначены пути их решения, которые будут способствовать легальному трудоустройству, введению цифровых трудовых книжек и соответственно соблюдению прав работников и полной налоговой прозрачности отрасли.
Среди основных механизма перехода в зону прозрачности называются добровольный отраслевой контроль и реформа надзор-контроля со стороны государственных органов.
Начать дискуссию