Зарплата

Профсоюзы против налоговой удавки на наших шеях. Что еще мешает победить бедность

Нужно устранять причины бедности, повышать зарплаты работникам, пенсии пенсионерам, модернизировать экономику. На пути к этому, по мнению профсоюзов, стоят шесть ловушек. Что это ловушки – расскажем.
Профсоюзы против налоговой удавки на наших шеях. Что еще мешает победить бедность

Нужно устранять причины бедности, повышать зарплаты работникам, пенсии пенсионерам, модернизировать экономику.

Чтобы достигнуть этих результатов, нужно избежать ряда ловушек, в которые попытаются завести любые инициативы по изменению экономической и социальной политики в стране, заявил глава федерации профсоюзов Михаил Шмаков, выступая на днях на Генсовете ФНПР.

Что это за ловушки – расскажем. Их, как следует из доклада Михаила Шмакова, шесть.

Ловушка №1: «Перемены только в пользу элиты»

Профсоюзы последовательно выступали против курса, проводимого в интересах узкого круга экономических субъектов или меньшинства населения страны. Он не только в России, но и повсеместно ведет к одним и тем же проблемам: образованию финансовых «пузырей» в одной части экономики и инвестиционному голоду (дефициту средств)  в другой.

Такое распределение капитала традиционно сопровождается структурными деформациями в экономике и  неэффективным расходованием средств, упадком промышленности и долговыми проблемами бюджетов, разрушением социальной сферы,  снижением доходов населения и расширением сферы малопроизводительных рабочих мест.

В ФНПР считают, что такому  либеральному или кризисному пути, однозначно ведущему к деградации всего и вся,   можно противопоставить только идеологию всеобщего развития, солидаризации выгод и ответственности, создания равных возможностей для каждого  и участия в экономической деятельности, и в получении общественных благ.

Ловушка №2: «Двойные стандарты»

Профсоюзы выступают против практики двойных стандартов в отношении внутренних и экспортоориентированных субъектов хозяйствования. Они вынуждают остальную часть экономики и общества расплачиваться  как за бюджетно-налоговые льготы узкому кругу российских корпораций, преимущественно контролируемых их оффшорных юрисдикций, так и ценовой монополизм на внутреннем рынке. 

Содействие политике «национализации издержек и приватизации прибыли», непрозрачности регулирования тарифов естественных монополий,  мы расцениваем как одну из причин технологической отсталости  российской промышленности и разрушения социального государства.  

Ловушка №3: «Налоговая удавка»

Профсоюзы против политики роста налогов на бизнес и население, особенно в региональном разрезе. Ключевая ставка ЦБ традиционно значительно выше уровня инфляции и создаваемые преференции финансовым институтам не приносят желаемых результатов и контрпродуктивны.

Они не удовлетворяют потребности реального сектора в долгосрочных инвестициях, а завышенная цена краткосрочных кредитов (ставка 15% и выше) только наносит вред российскому производителю, отражаясь на растущей кредитной задолженности и увеличении числа убыточных предприятий. 

Если в 2016 году удалось несколько смягчить влияние такой финансовой политики (в том числе за счет государственных субсидий для инвесторов), то в 2017 году на фоне продолжающегося сжатия потребительского спроса этих мер оказалось уже недостаточно.  И проблемы накапливаемых  долгов,  и роста налоговой нагрузки начинают проявляться со второй половины 2017 года через падение индексов производств  и резкий  рост числа банкротств  предприятий.

Очевидно, что эти факторы указывают на новую волну дестабилизации в экономике и усиливающиеся риски для занятости и зарплаты работников в промышленности, строительстве и других секторах экономики. 

Ловушка №4: «Спекуляция и ростовщичество на государственном уровне»

Самым опасным моментом на сегодня в ФНПР считают переход самого государства к активной политике финансовых спекуляций. Превращая бюджетные средства в кредиты, оно нацеливает на их использование (наряду с коммерческими займами и ценными бумагами)  для покрытия значительных дефицитов региональных бюджетов.

В то время как замалчивается факт, что увеличение разницы между доходами и расходами на всех уровнях бюджетной системы является неизбежным следствием рыночного предоставления инвестиционного ресурса.

Минфин предлагает  региональным и муниципальным властям  преодолевать   финансовые  и долговые  трудности за счет роста налогов на население и бизнес. Более того, в борьбе за бездефицитные бюджеты, мегарегулятор связывает нынешнее выделение регионам дотаций и грантов на выравнивание с достигнутыми темпами роста налогов, предупреждает о планах по агрегированию направлений поддержки субъектов РФ и их дальнейшему сокращению.

В то же время растущий дефицит средств на федеральном уровне Минфин пытается решить на путях  реанимации старых предложений, таких как повышение пенсионного возраста, сокращение ставки социальных налогов, увеличение НДС, акцизов.

Мы уже проходили этот опыт и знаем цену всем этим инициативам, отметил Михаил Шмаков в своем выступлении. Кроме наращивания кризисного потенциала в экономике и обществе, ничего нового они не несут. Предлагается также повысить ставку НДФЛ до 15%, но нет даже намека на изменение бюджетно-налоговых преференций для финансового сектора и естественных монополий, не обсуждается и переход к реальной прогрессивной шкале НДФЛ.

Ловушка №5: «Социальное скопидомство»

Профсоюзы не приемлют позицию мегарегулятора – ЦБ и Минфина в отношении  якобы завышенных уровней  государственных расходов и затрат на социальную политику. Минфин обосновывает необходимость их снижения  ростом экономики.

Однако именно сопоставление РФ с развитыми странами позволяет признать доводы министерства мало убедительными или ошибочными.  В частности, в Швеции и Финляндии – мировых лидерах инновационного развития - расходы на системы социальной защиты, включая обширные программы активной занятости,  достигают 28-31 % ВВП.

По оценкам экономистов  стран ОЭСР, повышенное внимание к правам и интересам работников, человеческому потенциалу в целом создает лучшие условия и для модернизации технологий, и мотивации каждого к производительному труду. Оба эти фактора являются ключевыми для стабильного и качественного роста экономик.

Передовой мировой опыт наглядно показывает несоответствие российских подходов к определению затрат на социальную политику  ни современным трендам и ориентирам, ни целям инновационного и человеческого развития, ни международному формату требований  по каждому из ее направлений. 

Как результат,  в стране упразднена система страхования по безработице, а выделяемые государством пособия настолько малы (их максимальный размер в 2,2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ), что не позволяют потерявшим работу  выжить. 

Программы содействия активной занятости из-за просчетов в проводимом курсе и недостатка средств почти полностью  сведены к пассивной  поддержке самозанятых и т.д.  

Напомним, на днях Минтруд опубликовал поправки в закон озанятости, которые позволят повысить пособие по безработице.

В рамках проводимой социальной политики не  предусмотрены  программы по обеспечению даже минимальных гарантий по оплате труда для работников предприятий-банкротов.

Напомним, вопрос выплаты зарплаты предприятиями-банкротами обсуждался на днях во время встречи президента Владимира Путина с главой ФНПР. Владимир Путин отметил, что необходимо пересмотреть этот вопрос, чтобы зарплата по очередности была даже перед налогами.

«Мы тогда сможем даже энергию налоговых органов направить на то, чтобы и они были заинтересованы в том, чтобы заработная плата выплачивалась»,  - заявил Владимир Путин, отметив, что в настоящее время этот вопрос прорабатывается совместно с Правительством и Госдумой.

Профсоюзы считают необоснованной направленность бюджетной политики на дальнейшую оптимизацию социальных расходов, в том числе за счет перевода государственных учреждений на альтернативные механизмы (государственно-частное партнерство, конкурсы, госзакупки  и сертификацию государственных услуг и т.п.).

Такие подходы наряду с сокращением рабочих мест в госсекторе ведут к увеличению платности и неравенству в получении общественно значимых услуг, снижению их контроля и качества,  недоразвитию  человеческого потенциала и масштабным недоиспользованным возможностям инновационного роста экономики, отметил Шмаков.

Ловушка №6: «Золотой ключик»

Некоторые либеральные экономисты регулярно предлагают магическое средство, которое якобы в состоянии волшебным образом исправить экономику и социальную ситуацию. В качестве такого средства выступали следующие лозунги: массированная приватизация, рост производительности труда, цифровизация экономики.

Михаил Шмаков в своем докладе обозначил, в чем их пороки. Профсоюзы против ставки на расширенную приватизацию государственных активов как способ пополнения дефицитных бюджетов. Эти меры не обеспечивают достаточных средств, в то время как экономика в целом лишается суверенной опоры в виде стратегических, градообразующих и социально значимых объектов, а локальные  территории  – устойчивой занятости и потенциала развития.

Программы по повышению производительности труда в РФ и цифровизации экономики не предполагают вложений в научно-технические разработки или модернизацию промышленной базы.  Они направлены на создание единого информационного пространства как для целей борьбы с теневыми доходами и лучшего налогового администрирования, так и широкого ознакомления с успешными управленческими практиками и решениями. 

Тем не менее, есть опасность, что они станут дополнительным стимулом для  участвующих в них работодателей сокращать состав и уровни социально-трудовых гарантий работников по аналогии с опытом бюджетной консолидации. В этих условиях не исключен и пересмотр коллективных соглашений и договоров в сторону  ухудшения  условий.

Действия профсоюзов

Шесть перечисленных ловушек могут уничтожить любые благие начинания власти в экономической и социальной сфере, уверены в ФНПР и заявили о готовности противодействовать этим угрозам - и в переговорах за круглым столом, и, если понадобится, на улицах.

С ноября прошлого года профсоюзное движение добилось сразу нескольких эффективных побед, которые должны весомо повлиять на положение трудящихся. Это - решение Конституционного суда, который поддержал позицию профсоюзов о невключении в состав МРОТ «северных» надбавок. Это и решение президента о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума уже с 1 мая 2018 года.

В комплексе оба этих решения крайне значимы для профсоюзов и работников. Кризисные условия последнего времени - падение доходов работников и их семей, бюджетные проблемы и девальвация многих социальных гарантий лишь повысили их актуальность.

Следующий шаг - вывод МРОТ на экономически обоснованный уровень – минимальный потребительский бюджет, что рассматривается как реализация неотъемлемых прав трудящихся на защиту от бедности и улучшение условий их труда.

Напомним, ранее глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета.

Какие еще задачи ставят перед собой профсоюзы?

«В нашей стране мало принять закон - нужно еще и гарантировать его реализацию. Уже сегодня мы слышим рассказы о том, что региональным бюджетам не хватает денег на повышение зарплат работникам. Кроме того, дополнительной угрозой является то, что работодатели - и частные, и государственные - начинают процесс перевода работников на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю. В довершении всего, повышение зарплат до уровня нового МРОТа в ряде учреждений сокращает разницу в зарплатах между работниками разных квалификаций, что является неграмотными действиями руководителей», - заявил Шмаков.

«Любые свои расходы на повышение зарплат одним работникам работодатель пытается переложить на плечи других работников. Либо заявить, что денег нет. Либо смухлевать, формально сокращая время занятости работника, а фактически требуя работу в полном объеме. Либо посеять рознь между разными группами работников. Это генетически присущее ему качество - извлечение прибыли и сокращение издержек, к которым он относит и зарплату работников», - отмечается в докладе профсоюзного лидера.

Профсоюзы намерены проконтролировать законное и честное - без обмана! - доведение нижней планки зарплат по всей стране на уровень не ниже МРОТа.

«В конце этого года мы должны сказать: планка МРОТа, как нижний уровень зарплат, в стране достигнута. Как сто лет назад русские работники  требовали «даешь восьмичасовой рабочий день», так и сегодня МРОТ, как минимальная социальная гарантия,  должен быть без занижения и без включения в его состав иных элементов», - резюмировал Шмаков.

Комментарии

4
  • Над. К
    А у нас благодаря профсоюзам делается очень много всего.

    У вас - это где?

  • Старый ворчун

    Над.К, Вы писали:

    А у нас благодаря профсоюзам делается очень много всего.

    У вас - это где?

    В аппарате ФНПР?

  • Елена
    северные надбавки

    это конечно хорошо, особенно если учесть, что большая часть зп в конверте идет и там уже никаких надбавок нет, а еще некоторые работодатели заставляют работников все налоги платить самостоятельно и люди платят потому, как деваться больше некуда им, повысили они до прожиточного минимума прошлого года, а цены никто не снизил, 6 штук помидор вчера купила за 180р причем помидоры местные выращены в теплице, зп же повысят в мае можно и цены гнать нереальные.....