В регионах величину прожиточного минимума пенсионера считают по принципу «кто во что горазд». Это никуда не годится, решили в Минтруде и начали разрабатывать проект, который предусматривает единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ.
ПМП для ФСД и РСД
Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
По сути своей ПМП – это размер минимальной пенсии.
Федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.
Региональная социальная доплата (РСД) выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
Что регионы делают не так
Ежегодно ПМП устанавливается региональными властями в конце года на следующий год при формировании бюджета.
Однако Минтруд констатирует, что в ряде регионов величина ПМП необоснованно занижена или завышена.
В 14 субъектах РФ установленная на 2017 год величина прожиточного минимума пенсионера меньше фактической среднегодовой величины за 2017 год, в 71 субъекте – больше. В 33 субъектах РФ отклонение установленной величины от фактической составляет 5 и менее процентов, в 23 субъектах – от 5,1 до 10%, в 18 субъектах – от 10,1 до 15%, в 11 субъектах – свыше 15% .
Необоснованное занижение в регионах величины ПМП приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.
В целях исключения необоснованного занижения либо завышения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, обеспечения надлежащего уровня социальной поддержки малоимущих пенсионеров предлагается уточнить порядок определения данной величины.
Ночной бухгалтер
Узнаете как платить меньше налогов, избежать проверок, разбираться в новых законах
Налоговые оговорки в договорах с упрощенцами с 2025 года: как минимизировать риски. Примеры формулировок
Что поменяют
На сайте проектов НПА размещено уведомление Минтруда о разработке нормативного акта, который предусматривает единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ.
Величина ПМП для определения социальной доплаты к пенсии в целом по РФ и в субъектах РФ устанавливается на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания. При этом не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться при определении данной величины.
Для обеспечения единых подходов к определению величины ПМП в субъектах РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии предусматривается, что величина ПМП в целом по РФ и в субъектах РФ на соответствующий финансовый год устанавливается в размере фактической величины ПМП за второй квартал предыдущего года.
Что теряют пенсионеры
Как разъясняет Минтруд, изменение порядка установления величины ПМП ни в коем случае не приведет к снижению доходов пенсионеров.
Пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена сохранная норма, согласно которой при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.
Где пенсионерам недоплачивают
Для пенсионеров из 14 регионов ПМП установлен ниже фактической среднегодовой величины.
По данным Минтруда, это Республика Карелия, Еврейская АО, Приморский край, Амурская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Красноярский край, Республика Коми, Ивановская область, Вологодская область, Псковская область, Томская область, Калининградская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург.
Например, в некоторых регионах ПМП устанавливают на уровне, строго равном общероссийскому, что позволяет местным властям избежать необходимости доплачивать пенсионерам из собственного бюджета.
Где-то ПМП из года в год не меняется, несмотря на инфляцию.
В таблице ниже представлены данные по ПМП за 2018 год (на который ориентируются при установлении социальной доплаты к пенсии) и ПМП за 2 квартал 2017 года (для сравнения).
Напомним, Минтруд предлагает в будущем за основу брать прожиточный минимум за 2 квартал предшествующего года.
Субъект РФ |
ПМП на 2018 |
ПМП за 2 кв. 2017 |
В целом по РФ |
8 726 |
8506 |
Центральный федеральный округ |
||
Белгородская область |
8 016 |
6954 |
Брянская область |
8 441 |
8203 |
Владимирская область |
8 452 |
8199 |
Воронежская область |
8 620 |
7183 |
Ивановская область |
8 460 |
8397 |
Калужская область |
8 547 |
8059 |
Костромская область |
8 549 |
8151 |
Курская область |
8 600 |
7495 |
Липецкая область |
8 620 |
7429 |
Орловская область |
8 550 |
7867 |
Рязанская область |
8 493 |
7806 |
Смоленская область |
8 674 |
8624 |
Тамбовская область |
7 489 |
7287 |
Тверская область |
8 726 |
8500 |
Тульская область |
8 622 |
8072 |
Ярославская область |
8 163 |
7737 |
Москва |
11 816 |
11603 |
Московская область |
9 527 |
8918 |
Северо-Западный федеральный округ |
||
Республика Карелия |
8 726 |
10756 |
Республика Коми |
10 192 |
10152 |
Архангельская область |
10 258 |
9993 |
Ненецкий АО |
17 956 |
16958 |
Вологодская область |
8 726 |
9123 |
Калининградская область |
8 726 |
8720 |
г. Санкт-Петербург |
8 726 |
8592 |
Ленинградская область |
8 726 |
8236 |
Мурманская область |
12 523 |
12138 |
Новгородская область |
8 726 |
8560 |
Псковская область |
8 726 |
9003 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
||
Республика Дагестан |
8 680 |
7609 |
Республика Ингушетия |
8 726 |
7155 |
Кабардино-Балкарская Республика |
8 726 |
8936 |
Карачаево-Черкесская Республика |
8 618 |
7486 |
Республика Северная Осетия-Алания |
8 064 |
7489 |
Чеченская Республика |
8 719 |
7138 |
Ставропольский край |
8 135 |
7180 |
Южный федеральный округ |
||
Республика Адыгея |
8 138 |
7567 |
Республика Калмыкия |
7 755 |
7109 |
Краснодарский край |
8 537 |
8525 |
Астраханская область |
7 961 |
7777 |
Волгоградская область |
8 535 |
7670 |
Ростовская область |
8 488 |
8099 |
Республика Крым |
8 530 |
8170 |
г. Севастополь |
8 722 |
8560 |
Приволжский федеральный округ |
||
Республика Башкортостан |
8 320 |
7297 |
Республика Марий Эл |
8 036 |
7720 |
Республика Мордовия |
8 194 |
6949 |
Республика Татарстан |
8 232 |
7029 |
Удмуртская Республика |
8 502 |
7286 |
Чувашская Республика |
7 953 |
7186 |
Кировская область |
8 474 |
7778 |
Нижегородская область |
8 100 |
7722 |
Оренбургская область |
8 059 |
7183 |
Пензенская область |
7 861 |
7499 |
Пермский край |
8 503 |
8279 |
Самарская область |
8 413 |
7990 |
Саратовская область |
7 990 |
7358 |
Ульяновская область |
8 474 |
7935 |
Уральский федеральный округ |
||
Курганская область |
8 630 |
8093 |
Свердловская область |
8 726 |
8421 |
Тюменская область |
8 726 |
8533 |
Челябинская область |
8 586 |
8198 |
Ханты-Мансийский АО-Югра |
11 708 |
11594 |
Ямало-Ненецкий АО |
13 425 |
12669 |
Сибирский федеральный округ |
||
Республика Алтай |
8 594 |
8172 |
Республика Бурятия |
8 726 |
7838 |
Республика Тыва |
8 726 |
7764 |
Республика Хакасия |
8 543 |
7520 |
Алтайский край |
8 543 |
7592 |
Красноярский край |
8 726 |
8972 |
Иркутская область |
8 723 |
8228 |
Кемеровская область |
8 347 |
7594 |
Новосибирская область |
8 725 |
8950 |
Омская область |
8 480 |
7345 |
Томская область |
8 561 |
8767 |
Забайкальский край |
8 726 |
8669 |
Дальневосточный федеральный округ |
||
Республика Саха (Якутия) |
13 951 |
13335 |
Приморский край |
9 151 |
10024 |
Хабаровский край |
10 895 |
10492 |
Амурская область |
8 726 |
9290 |
Камчатский край |
16 543 |
15588 |
Магаданская область |
15 460 |
14248 |
Сахалинская область |
12 333 |
10954 |
Еврейская АО |
9 013 |
10158 |
Чукотский АО |
19 000 |
16031 |
Как видно из таблицы, в ряде регионов годовой ПМП, учитываемый для пенсий, меньше, чем ПМП за 2 квартал предшествующего года. Если бы расчет по методике Минтруда происходил уже в 2018 году, то неработающие малоимущие пенсионеры из этих регионов получили бы больше. На сколько – видно из таблицы ниже.
Регион |
ПМП на 2018 |
ПМП за 2 кв 2017 |
Выгода для пенсионеров от новой методики |
Республика Карелия |
8726 |
10756 |
+2030 |
Еврейская АО |
9013 |
10158 |
+1145 |
Приморский край |
9151 |
10024 |
+873 |
Амурская область |
8726 |
9290 |
+564 |
Красноярский край |
8726 |
8972 |
+246 |
Вологодская область |
8726 |
9123 |
+397 |
Псковская область |
8726 |
9003 |
+277 |
Томская область |
8561 |
8767 |
+206 |
Новосибирская область |
8725 |
8950 |
+225 |
Кабардино-Балкарская Республика |
8726 |
8936 |
+210 |
А что с пенсионерами из других регионов? Они как минимум ничего не потеряют, обещает Минтруд.
Вместе с тем поясним, что в этих таблицах представлены данные на 2018 год. Выгода для пенсионеров, указанная в таблице – чисто гипотетическая, ибо на данный момент при расчете пенсий идет ориентация на ПМП за 2018 год, а не на ПМП за 2 квартал 2017.
Новая методика Минтруда, которая пока еще подготавливается, заработает не раньше 2019 года. Доплата пенсионерам будет осуществляться с учетом прожиточного минимума за 2 квартал 2018 года, который пока не установлен.
Комментарии
3А всего только и надо было установить годовой ПМП, равный общероссийскому. И плевать, что фактический ПМП гораздо выше и никак пенсионер в Карелии на 8726 не проживет.
Т.е. по подсчету властей во 2 кв 2017 пенсионеру требовалось 10 тыс, чтобы выжить. А на 2018 год ему уже хватает 8700.
Занимательная математика.