Бензин сильно подорожал, это факт. При этом эксперты предупреждают, что в следующем году ситуация еще больше обострится.
Решения властей
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству энергетики провести консультации с нефтяными компаниями, чтобы сохранить цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на нынешнем уровне. В том случае, если консультации не приведут к желаемому результату, глава Правительства пригрозил ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Минэнерго и ФАС подготовили соглашения с нефтяными компаниями и независимыми участниками рынка, которые предполагают сохранение цен на уровне июня 2018 года до конца года, рассказал замглавы Правительства Дмитрий Козак.
«Стороны договорились о том, что все вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы приняли на себя обязательства по поставкам на оптовый рынок моторного топлива в объемах и процентах, которые зафиксированы в соответствующем месяце 2017 года с учетом дополнительных 3% к поставкам. При этом оптовые цены до конца года будут зафиксированы на уровне по состоянию на июнь 2018 года», - рассказал Дмитрий Козак.
Заместитель Председателя Правительства также подчеркнул, что такие договоренности будут соблюдаться, начиная с 1 ноября 2018 года. Что касается стоимости топлива, то до конца 2018 года цены на АЗС останутся на уровне июня 2018 года, в будущем году рост цен останется в рамках прогнозируемой инфляции.
«В ближайшее время ситуация стабилизируется и на оптовом, и на розничном сегментах рынка», - добавил Дмитрий Козак. Он также рассказал, что по итогам совещания правительство дало поручения Роспотребнадзору, Росстандарту, а также налоговым органам усилить контроль за соблюдением действующего законодательства по поставкам топлива на независимые заправки.
Минэнерго совместно с ФАС будут следить за соблюдением договорённостей с нефтяными компаниями, подчеркнул министр энергетики Александр Новак.
Что в 2019
Эксперты ожидают, что из-за повышения акцизов и ставки НДС стоимость бензина в 2019 вырастет на 10%.
«По мнению Счетной палаты, увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении, которое ведомство выдало на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы.
Как сообщается на сайте кабмина, нефтяные компании приняли на себя обязательства не превышать темпы роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года - более чем на 1,7 % (с учетом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 года - более прогнозного среднегодового уровня инфляции на 2019 год, имея в виду, что налоговый вычет, предусмотренный пунктом 27 статьи 200 НК («демпфирующий элемент обратного акциза»), компенсирует повышение ставок акцизов и обеспечит сдерживание оптовых цен на нефтепродукты.
Что сейчас
По данным Росстата, за 9 месяцев текущего года цены на бензин для потребителей выросли на 8,9 %. Цены производителей с начала года выросли на 26,1 %.
В сентябре в 36 субъектах РФ отмечалось повышение потребительских цен на бензин автомобильный, из них в Республике Крым – на 1,4%, городе Севастополе и Забайкальском крае – на 1,1%.
Снижение цен на бензин наблюдалось в 13 субъектах РФ, из них наиболее существенно в Хабаровском крае и Белгородской области – на 0,8%.
В Москве бензин автомобильный за прошедший месяц подорожал на 0,1%, в Санкт-Петербурге цены на него в среднем не изменились.
Средние потребительские цены на бензин автомобильный
и дизельное топливо по центрам субъектов РФ на 29 октября 2018 года:
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кто виноват и что делать
Свое мнение по поводу ситуации с бензиновыми ценами высказал, в частности, глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
Он считает, что рост цен на заправках провоцируют действия властей в части повышения топливных акцизов и так называемого налогового маневра.
По его мнению, нужно снижать НДПИ и повышать экспортные ставки на нефтепродукты.
«Правительство делает наоборот, и результат налицо. Из-за роста НДПИ повышается себестоимость, топливные компании стараются нарастить прибыль за счет экспортных поставок, чему способствует действующая тарифная политика. А на внутреннем рынке мы получаем дефицит топлива и галопирующие цены», - заявил он.
«Сейчас опять заговорили про переговоры с крупнейшими корпорациями. Я в принципе против такого странного формата взаимоотношений государства и бизнеса. Это уже само по себе свидетельство отсутствия системы государственного регулирования тарифов, стабильных и понятных правил игры. Толку от этих "тёрок" ждать не приходится. Сначала топливные компании задирают цены, потом после увещеваний на время их замораживают, потом новый скачок, новые переговоры, и так далее. При этом чиновники делают вид, что контролируют ситуацию, а олигархи демонстрируют "социальную ответственность". Всем хорошо, кроме потребителей, которые из своих кошельков оплачивают этот междусобойчик», - заявил Миронов.
В качестве первоочередных мер политик считает необходимым отменить повышение топливных акцизов с 1 января, ввести льготную ставку НДС 10 % при розничной продаже бензина и дизтоплива, обусловить доступ топливных компаний к экспорту нефтепродуктов соответствующим объемом их поставок на внутренний рынок.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагает регулировать цены на бензин.
«Для того, чтобы эффективно сдерживать цены, нужен механизм регулирования. В Японии парламент сам устанавливает цены на значимые продукты - почему бы и нам не перенять этот опыт в отношении цен на бензин? То есть варианты есть, и нужно действовать смелее», - подчеркнул он.
Народные предложения
Россияне требуют снизить цены на бензин. На сайте РОИ размещена соответствующая общественная инициатива, за которую проголосовало около 4 тыс. человек. Инициатор отмечает, что Рост цен на бензин обогащает нефтяных «королей», а народ и страна нищают.
Автор предложения требует ввести госрегулирование цен на бензин, привязав их к доходам населения и инфляции.
Автор другой подобной инициативы, которая собрала 8,5 тыс. подписей, также требует ввести контроль за ценами на бензин, ограничить рост акцизов, и перенастроить систему, чтобы топливо приносило деньги государству, не высасывая их из карманов и без того нищающего населения.
Он приводит примеры, показывающие, сколько бензина может купить гражданин той или иной страны на свою зарплату.
На среднюю зарплату в Саудовской Аравии (лидер по добыче нефти) (2 000$) можно купить примерно 3 703 литра бензина.
На среднюю зарплату в Кувейте (4000$) - 11 428 литров.
США (4 272$) - 5 209 литров.
Ирак (886$) - 1 406 литров.
Иран (450$) - 1 551 литр.
ОАЭ (1700$) - 2 615 литров.
Нигерия (769$) - 1 708 литров.
В России на среднюю зарплату в 620 долларов можно купить 898 литров бензина.
Начать дискуссию