Реклама

Штатный брэнд

Брэндинг основан именно на этом свойстве человеческого восприятия. Брэнд может помогать нам, обучать нас, развлекать и, таким образом, рождать у нас ответное чувство. Подобное одухотворение отражается и в терминологии, которой пользуются специалисты, занимающиеся созданием брэнда. 

ДЕНИС ГОРИНОВ, ведущий консультант ЗАО «Финэкспертиза. Консалтинг», специально для газеты «Бизнес»

Человеку свойственно одухотворять предметы и вещи. 

Брэндинг основан именно на этом свойстве человеческого восприятия. Брэнд может помогать нам, обучать нас, развлекать и, таким образом, рождать у нас ответное чувство. Подобное одухотворение отражается и в терминологии, которой пользуются специалисты, занимающиеся созданием брэнда. 

Как и у человека, у брэнда есть миссия, ценности, стиль, индивидуальность. В зависимости от поведения брэнда на рынке, в зависимости от того, что говорит брэнд о себе в рекламе или какие акции он проводит на улицах города, у нас складывается представление о его темпераменте, характере и общественной позиции. Таким образом, брэнд не что иное, как виртуальная личность. Соответственно, принципы, по которым люди завоевывают популярность и успех в обществе, применимы и к брэндам. 

Узнать и признать

Вы когда-нибудь замечали, что есть люди «настоящие» и «фальшивые»? Первые воспринимаются нами как целостные личности, неважно, любим мы их или ненавидим. 

Вторые кажутся искусственными: они словно плохие актеры, которые пытаются выдавать себя не за того, кем на самом деле являются. Мы чувствуем, что им от нас что-то нужно, они хотят произвести на нас впечатление. Мы их не понимаем или понимаем, но они нас настораживают и вызывают недоумение. Не зная, как с ними себя вести, мы стараемся их избегать. 

С брэндами происходит то же самое. Одни нам понятны и близки, другие вызывают недоумение или ироничную усмешку. 

В качестве положительного примера можно упомянуть пиво «Клинское». Идея брэнда гениальна в своей простоте — понты не пройдут. Развитие идеи вылилось в серию рекламных материалов, в которых гламурные клубы, пафосные вечеринки противопоставляются отдыху в лесу у костра или на даче в компании близких друзей. Слоган был настолько удачным, что сразу пошел в народ. 

Брэнд «Клинского» обладает ярко выраженной индивидуальностью. Его потребители относятся к нему как к приятелю, компанейскому и беспечному, с которым никогда не бывает скучно. В противоположность этому у нового брэнда МТС отсутствует единая и понятная индивидуальность. 

Иначе говоря, брэнд не сформировался как виртуальная личность. Он воспринимается просто как белая геометрическая фигура на красном фоне. 

Имеет высокую узнаваемость, но сформировать к нему определенное отношение очень сложно. 

Два источника

Почему же это случается? Можно назвать две причины. 

Первая — это, как ни странно, коллегиальное решение. 

Распространенная болезнь всех крупных компаний — множество различных комитетов и экспертных советов, через которые проходят креативные идеи в брэндинге. Это может быть формальная структура, деятельность которой регламентируется внутренними нормативами, либо неформальная, когда директор просто выносит предложение отдела маркетинга на совещание. 

В результате получается либо усредненная посредственность («В целом идея хороша, но надо бы помягче…»), либо по Гоголю: «Взять бы нос Ивана Кузьмича, да прибавить к губам Петра Ивановича…» Причина вторая — маркетинговые исследования. Это тот случай, когда сущность брэнда, его позиционирование и основной месседж выстраивают по принципу конструктора. То есть механически складываются вместе отдельные элементы брэнда, высокая значимость которых подтверждена исследованиями. 

Как профессиональный маркетолог, могу утверждать, что любое исследование имеет погрешность. Я говорю не о статистической погрешности, а о погрешности исследования как способа рационального восприятия действительности. Дело в том, что любое исследование предполагает определенное моделирование среды. Но на практике без грубого упрощения это сделать невозможно. Во-первых, реальность многомерна, во-вторых, иррациональна (субъекты рынка— потребители, конкуренты или собственные сотрудники — очень часто поступают вопреки здравому смыслу, поэтому спрогнозировать их поведение весьма проблематично), в-третьих, реальность динамична — с течением времени меняются потребности и предпочтения потребителей, их численность и структура, меняется конкурентное поведение, развиваются технологии производства. То, что вчера казалось невозможным,сегодня уже лежит на магазинной полке. Возникает закономерный вопрос: когда будут разработаны фирменный стиль, концепция рекламной кампании, изготовлены рекламные материалы, насколько точно они будут отражать реальную рыночную ситуацию, если будут основаны на исследованиях, проведенных год назад? И тогда какой же вариант организации брэндинга на предприятии наиболее эффективен? Один-единственный

Я убежден, что за каждым брэндом должен стоять один (!) человек, причем неважно, кто это: либо собственник, либо генеральный директор, либо брэндменеджер, либо директор по развитию, либо креативный директор в рекламном агентстве. Назовем этого человека, допустим, брэнд-лидер. Эффективный брэндинг — это такой брэндинг, когда никто не мешает брэнд-лидеру самовыражаться, то есть транслировать свою индивидуальность вовне. 

Суть в том, что прямая проекция личности брэнд-лидера на виртуальную личность брэнда поможет сделать последний «настоящим» и «объемным». 

Эту проекцию по возможности не должны искажать и дополнять редакторские правки различных советов и результаты маркетинговых исследований, поскольку предполагается, что брэнд-лидер досконально знает и чувствует рыночную ситуацию. 

Человек на этой позиции должен обладать яркой и харизматической личностью, с присущими ему лидерскими качествами. Успех брэнда в этом случае можно предвидеть по тому, каким успехом пользуется брэнд-лидер в социуме. 

Например, отличными брэндлидерами (каждый для определенной аудитории) будут такие личности, как Никита Михалков, Борис Немцов, Бачинский и Стиллавин, Владимир Жириновский, Ксения Собчак, американский рэппер 50 Cent, а также мой сосед-алкоголик дядя Миша. Все они — яркие индивидуальности с четко определенными ключевыми характеристиками. И дело вовсе не в широкой известности их имени — дело в трансляции на аудиторию установок и ценностей конкретной личности через коммуникации брэнда. 

Однако обязательным для брэнд-лидера является соответствие ряду условий. 

Во-первых, необходимо, чтобы брэнд-лидер был «в теме»: как никто другой знал и чувствовал потребителя, свой продукт и технологию,оценивал конкурентов и динамику рынка. То есть «жил» внутри своего брэнда и себя с ним полностью ассоциировал. 

Во-вторых, он один должен являться автором брэнда и один должен принимать решение о том, каким быть брэнду. 

Ему не обязательно самому придумывать идеи. У этого человека может быть команда.  Но выбирать, какую идею отправить в мусорную корзину, а какой дать жизнь, он должен единолично. 

В-третьих, брэнд-лидер должен нести ответственность за судьбу своего творения, соразмерную объему своих полномочий. Для этого нужно, чтобы брэнд-лидер находился во главе предприятия либо в верхних эшелонах власти. Также важно, чтобы вознаграждение брэндлидера напрямую зависело от результатов продаж. Тогда его ответственность за весь бизнес и людей, которые в нем работают, станет гарантией его продуктивной работы над брэндом. 

Отличной иллюстрацией идеи брэнд-лидера является организация продвижения брэнда «Евросети». В этом случае брэнд-лидером является один человек — Евгений Чичваркин. Он непосредственно вовлечен в маркетинговую деятельность и принимает единоличные решения о стратегии развития брэнда, вплоть до слоганов и сюжетов рекламных роликов. Причем рассказывают, что часто неожиданные идеи, пришедшие в голову во время совместного творчества, тут же передавались на исполнение без предварительного анализа и тестирования. 

Но в основном практика, которая сейчас сложилась в брэндинге, не ведет к созданию полноценных аутентичных брэндов как виртуальных личностей. Этому препятствуют механическое их конструирование на основе результатов маркетинговых исследований, а также пресловутая коллегиальность, когда большое число участников процесса выдает посредственное решение. 

Существующие в брэндинге проблемы можно преодолеть, если ввести в штатное расписание предприятия должность брэнд-лидера. 

Начать дискуссию

В Совете Федерации предложили считать рассрочку при оценке долговой нагрузки

Чтобы россияне не попадали в долговую яму, рассрочку собираются показывать в кредитной истории.

Банковские карты

Как оплачивать покупки в путешествии за границей 

При планировании путешествия за границу многих россиян мучает вопрос: как оплачивать за границей, а также одолевают сомнения и волнения о способах расчетов в поездке, валюте, платежных системах и санкционных сложностях. Рассмотрим все возможные способы оплаты покупок за границей: от классических банковских карт до современных цифровых решений. 

Как оплачивать покупки в путешествии за границей 
НДФЛ

В НК уточнен минимальный срок владения участком при его разделе для госнужд

С 22 июля 2024 года в НК уточнены особенности освобождения от НДФЛ доходов с продажи недвижимости в части определения предельного срока владения земельным участком.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Центробанк: ученая степень хорошо влияет на результаты инвесторов

ЦБ провел исследование, чтобы определить критерии для получения статуса квалифицированного инвестора.

Аутсорсить работы по 1С или нанять 1Сника себе в штат

Доверить поддержку, доработку и кастомизацию 1С штатному специалисту или передать работу на аутсорс — разбираемся в статье.

Аутсорсить работы по 1С или нанять 1Сника себе в штат

Новая волна проверки серых зарплат

Предупрежден, значит вооружен. А вооружиться надо бы. Ведь в инспекциях началась новая волна борьбы с серыми зарплатами. Да ещё и прокуратура присоединилась.

Новая волна проверки серых зарплат
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
КоАП РФ

Полиции урезали полномочия по делам об административных правонарушениях

Президент подписал федеральный закон от 22.07.2024 № 192-ФЗ с изменениями в КоАП, уточняющими полномочия полиции в производстве по делам об административных нарушениях.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

Как правильно при сокращении численности на предприятии, соблюсти все моменты по законодательству.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

С аренды за нежилые помещения нельзя платить НПД

Самозанятость ввели, чтобы граждане могли вести свою деятельность в правовом поле.

ФНС запустила три новых сервиса для участников налогового мониторинга

Чтобы ФНС лучше понимала работу компаний, участники налогового мониторинга будут сообщать о факторах, которые влияют на бизнес. Например, о господдержке, санкционных ограничениях и инвестиционных контрактах.

Как составить сообщение о реорганизации для сайта Федресурс (в форме присоединения)?

Сообщение о реорганизации в форме присоединения публикуется на сайте Федресурс на основании пп.«н.6» ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001.

Как составить сообщение о реорганизации для сайта Федресурс (в форме присоединения)?
Управление персоналом

E-Learning в компании: 3 кейса внедрения в корпоративном сегменте

E-Learning (или электронное обучение) делает развитие сотрудников удобным и выгодным для бизнеса. Особенно это важно крупным компаниям, потому что очное обучение может обходиться дорого: нужно нанять много тренеров, арендовать помещение, оплачивать командировки.

E-Learning в компании: 3 кейса внедрения в корпоративном сегменте
Нотариат

Дарственные на жилье будет нужно оформлять через нотариусов

Близкие родственники могут обманывать друг друга так же, как и чужие люди. Поэтому депутаты решили отправлять к нотариусам всех, кто хочет оформить дарственную на недвижимость.

Электронные подписи

Как получить бесплатно электронную подпись

В эпоху цифровизации многие привычные действия приобретают совершенно другую форму, и подписание документов не стало исключением. Все чаще можно встретить документы, подписанные не собственноручно, а при помощи электронной подписи. Рассказываем, что нужно для получения ЭП и как стать обладателем электронного аналога своей подписи бесплатно. 

Как получить бесплатно электронную подпись
Общество

Четвертый закон логики. Закон достаточного основания. Викторина

А мораль отсюда такова: всякому овощу свое время. Или, хочешь, я это сформулирую попроще: никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть. (с) Алиса в стране чудес.

Четвертый закон логики. Закон достаточного основания. Викторина
НДФЛ

Путевка в лагерь для ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

«Яндекс» начнет выплачивать дивиденды

В октябре 2024 года инвесторы смогут получить 80 рублей за каждую обыкновенную акцию «Яндекса».

Отпуска

Когда можно и нужно переносить ежегодный отпуск — и как это делать

Реальный отпуск не всегда соответствует согласованному графику. Иногда работник просит перенести отпуск и работодатель может отказаться, иногда работодатель обязан согласиться — а иногда должен перенести даже без просьбы. Разбираемся, как это работает, и как оформить документы.

Когда можно и нужно переносить ежегодный отпуск — и как это делать

Интересные материалы

Налоговая амнистия стартовала раньше

ФНС начала вести практическую работу по проведению амнистии за дробление бизнеса. Власти решили не ждать начала 2025 года и 12 июля 2024 года дали старт проекту.