Менеджмент

Франчайзинговые сети учатся контролировать партнеров

Одна из причин, по которым франчайзинговый бизнес развивается в России довольно медленно, - трудности контроля франчайзи. Такие компании, как McDonald's и BP, которые во всем мире развиваются по системе франчайзинга, в России решили не рисковать маркой и вкладывают в развитие сетей собственные деньги. Тем не менее компании-франчайзеры понемногу учатся контролировать партнеров в России.

Одна из причин, по которым франчайзинговый бизнес развивается в России довольно медленно, - трудности контроля франчайзи. Такие компании, как McDonald's и BP, которые во всем мире развиваются по системе франчайзинга, в России решили не рисковать маркой и вкладывают в развитие сетей собственные деньги. Тем не менее компании-франчайзеры понемногу учатся контролировать партнеров в России.

Американская компания быстрого питания Subway, которая по числу заведений занимает в мире 2-е место после McDonald's, в России столкнулась с большими трудностями. "Российские партнеры не понимают до конца, что значит работать по франшизе, и самостоятельно вносят изменения в концепцию", - говорит вице-президент по развитию Subway Russia Геннадий Кочетков. Сейчас заведения, работающие в России по франшизе этой компании, сильно отличаются друг от друга по оформлению, фирменному стилю, маркетинговым акциям и меню. Помимо основного набора блюд некоторые франчайзи решили продавать щи и кашу, нарушив идею марки. Вместе с тем именно сильный брэнд является главной ценностью франчайзера, и вольное обращение с маркой может нанести серьезный вред ее обладателю. "В России нет рынка, а есть административная система, - говорит Кочетков. - Если компания хочет продавать франшизу в России, она должна быть готова ко всему".

Российские компании сталкиваются с теми же трудностями, что и иностранные, по ходу дела им тоже приходится вырабатывать способы воздействия на франчайзи. "Наши партнеры получают список рекомендованных туроператоров, - рассказывает Дмитрий Перумов, брэнд-менеджер туристической компании "Куда. Ру". - Но иногда менеджеры проявляют инициативу и предлагает клиентам сомнительные туры или продают дешевые туры с надбавкой, а разницу кладут себе в карман. Из-за этого страдает имидж марки". Для контроля за работой франчайзи компания решила установить единое программное обеспечение, которое будет контролировать не только качество предлагаемого продукта, но и объем продаж, тем самым исключив левые продажи.

В ресторанах "Ростик'с" и "Грильмастер" в первые недели работы в новом кафе, открытом по франшизе, постоянно находится менеджер компании-франчайзера, который контролирует работу. Кроме этого проводятся тренинги персонала новых кафе.

В нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", чтобы бороться с продажами левого товара, организовали производство окрашенных бензинов: Аи-80 - красный, Аи-92 - голубой, кроме того, в состав указанных бензинов вводятся скрытые биологические маркеры иммунного свойства. В компании "Славнефть" пломбируют бензовозы, проводят рейды и контрольные закупки. Тюменская нефтяная компания наладила контроль за региональными франчайзи с помощью "Мобильных лабораторий". По каждому региону, где есть сеть АЗС "ТНК-ВР", курсируют микроавтобусы со специальным оборудованием, позволяющим не только контролировать качество бензина, но и проверять жалобы на недолив. Лаборатории не имеют жесткого графика проверки и одну заправку могут проверить несколько раз в день. В крупных регионах они организованы таким образом, чтобы радиус их действия составлял не более 200 км и они могли в случае жалоб добраться до конфликтного места за два-три часа. "ЮКОС" предлагает автовладельцам контролировать качество топлива самостоятельно с помощью установленных мини-лабораторий на каждой АЗС. "Теоретически любая компания может столкнуться с ситуацией, когда на заправке ее франчайзи будет продаваться бензин со стороны, - говорит пресс-секретарь компании "Славнефть" Илья Медведев. - Однако до настоящего момента по результатам проверок на АЗС, которые работают под флагом "Славнефти", не было выявлено случаев продажи некачественного топлива". "ЛУКОЙЛ" выявил несколько десятков случаев, когда франчайзи продавал разбавленный бензин, после чего расторг договор с партнерами.

Для борьбы с недобросовестными партнерами многие компании открыли корпоративные "горячие линии" для потребителей. ТНК установила телефоны для жалоб прямо на АЗС. Информация от клиента поступает региональному партнеру, а запись разговора дублируется на главном пульте в Москве, что исключает ситуации с замалчиванием жалоб. Но большинство владельцев торговых марок не склонны доверять партнерам и проводят расследования самостоятельно. Как правило, проверка занимает около месяца, по результатам выносится решение о том, кто должен возмещать ущерб потребителю. Дмитрий Перумов из "Куда. Ру" считает, что длительные разбирательства, кто должен платить, вредят имиджу компании. "Мы не выносим сор из избы. Клиент приходит в агентство и не должен задумываться, работает оно как филиал или по франшизе и кто будет платить за ущерб", - говорит он. По закону головная компания должна вместе с франчайзи разделить ответственность.

По мнению Дмитрия Перумова из "Куда. Ру", проблема франчайзинга в России в том, что российские предприниматели не всегда готовы платить за так называемый интеллектуальный капитал. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только получить в пользование на время и на определенных условиях. Владимир Четверкин, руководитель франчайзингового отдела фирмы "Магазин горящих путевок", считает, что обезопасить компании от недобросовестных франчайзи может только тщательный отбор партнеров - это должны быть люди, которые разделяют основные ценности марки.

Иван Голунов

Начать дискуссию

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5
Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Продление льгот, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Интересные материалы

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.