Управление финансами

Операционный рычаг в руках финансиста

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж*. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Людмила Макарова, финансовый менеджер ООО «Марина»

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж*. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т. е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).

Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

  • текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, «интервала выживаемости»;
  • обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;
  • оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Стандартные условия задачи

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие – остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые – к постоянным.

Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.

1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:

  • издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;
  • переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;
  • постоянные – остаются неизменными при любых колебаниях;
  • продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.

2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:

  • ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;
  • эффективность деятельности постоянна;
  • цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;
  • единственный показатель, влияющий на себестоимость, – объем продаж.
  • уровень запасов на начало и конец периода принимаются неизменными;
  • нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.

Цифры расскажут все

Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности – область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.

Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличени-ем объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.

Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.

График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.

Пример 1

Выручка от реализации (S = pxq) – 2000 млн долл.

Постоянные издержки (Cf) – 400 млн долл.

Переменные издержки (Cv = cvxq) – 1500 млн долл.

Необходимо определить:

1) точку безубыточности;

2) какая операционная прибыль останется у компании, если количество реализованной продукции сократится на 15%.

Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:

qкр = Cf / (p – cv)

p x qкр = Cf x q x p / ((p – cv) x q)

qкр = Cf x S / (S – Cv)

qкр = (400 x 2000) / (2000 – 500) = 1600 шт.

Таким образом, точка безубыточности равна 1600 штукам. Это объем, при выпуске которого компания получает нулевую операционную прибыль.

Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:

Jпр = ((p – cv) x q) / ((p – cv) x q – Cf) , где

Jпр – операционный леверидж;

р – цена единицы продукции;

cv – переменные издержки на единицу продукции;

q – объем продаж;

Cf – постоянные издержки;

(p – cv)xq – Cf – операционная прибыль компании.

Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%.

Jпр = (2000 – 1500) / (2000 – 1500) – 400 = 5.

Операционная прибыль упадет на 75% (5x15%).

Операционный рычаг управления прибылью

Базовым элементом концепции левериджа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, фирма терпит убытки. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли. Следующие данные позволяют проиллюстрировать природу операционного левериджа.

Пример 2

В компании следующая структура затрат: постоянные издержки – 100 000 долл., доля переменных – 60%. Рассмотрим действие операционного левериджа.

Данные таблицы 1 иллюстрируют прибыль или убытки при растущем уровне продаж, а также сравнение относительных изменений в объеме продаж и прибыльности.

Согласно приведенным данным, начиная с точки безубыточности (прибыль равна нулю), в результате первых 20% увеличения объемов продаж происходит значительный рост прибыли, поскольку оно начинается с нулевого уровня. Следующие 20% повышения объемов продаж увеличивают прибыль на 120% относительно предыдущего показателя, а дальнейший рост продаж – только на 65% по сравнению с предшествующим уровнем. Эффект рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с уровнем безубыточности.

Леверидж, безусловно, действует в обоих направлениях. Заметим, что в результате падения объемов продаж с 200 000 до 100 000 долл, то есть на 50%, компания терпит убытки в трехкратном размере.

Из этого можно сделать вывод, что компании, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже – может привести к отрицательным результатам.

Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда компания уверена в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.

Три фактора экономической выгоды

Возможность управлять долей постоянных издержек в совокупных расходах в значительной степени зависит от отрасли. Отдельные секторы экономики в силу технологических особенностей имеют более высокие постоянные затраты. Это электроэнергетическая, нефтегазовая отрасли, сталелитейные, телефонные компании, а также отрасли с высокими затратами на НИОКР – автомобилестроение, производство компьютеров и проч. Однако и в них необходим учет эффекта операционного левериджа при выборе инвестиционной политики.

Следующий пример показывает зависимость прибыли от изменения объемов продаж. Однако на значение прибыли влияют, помимо объема продаж, еще три фактора: постоянные и переменные издержки, а также цена. Покажем, как изменение каждого из названных факторов отражается на финансовом результате компании. При этом соблюдается следующий принцип: все факторы, влияющие на прибыль, остаются постоянными, кроме одного, который меняется с определенным интервалом.

Пример 3

Цена единицы продукции (p) = 26 долл.

Объем продаж (q) = 10 000 шт.

Постоянные издержки (Cf) – 75 000 долл.

Переменные издержки на единицу продукции (cv) – 16 долл.

В таблице 2 показаны абсолютные значения. Для большей наглядности рассчитаем относительные показатели (операционный рычаг) по каждому фактору:

Jon (q) = ((p – cv) x q) / P

Jon (p) = p x q / P

Jon (cv) = cv x q / P

Jon (Сf) = Cf / P

Jon (q) = ((26 – 16) x 10 000) / 25 000 = 4

Jon (p) = 26 x 10 000 / 25 000 = 10,4

Jon (сv) = 16 x 10 000 / 25 000 = 6,4

Jon (Cf) = 75 000 / 25 000 = 3

Итак, вывод, который мы можем сделать, опираясь на полученные данные, следующий. Прибыль наименее чувствительна к изменению постоянных издержек, следовательно, наименее рискованные управленческие решения лежат в данной области. При изменении цены необходимо проводить комплексный маркетинговый анализ, более глубокое изучение внешней среды компании, а также нужно реально оценивать риски получения убытков. При наращивании объемов продаж необходимо правильно оценить емкость рынка и собственные производственные мощности. Для изменения переменных издержек изучению подлежат внутренние бизнес-процессы компании и технология производства, влияющая на нормы расхода на единицу продукции.

Мы рассмотрели самые простые взаимосвязи объемов производства, издержек и прибыли. Однако даже они наглядно показывают рамки, в которых имеет смысл продолжение производства, направления снижения расходов и увеличение прибыльности компании. Кроме того, сведение всех вышеописанных зависимостей к линейным уравнениям несколько упрощает проблему, хотя и позволяет с достаточной наглядностью провести анализ чувствительности прибыли к изменению разных факторов. Для более тонкого анализа целесообразно использование нелинейных зависимостей и графиков.


* Leverage (англ.) – действие рычага, система для достижения цели.

Таблица 1. Колебания прибыли в зависимости от объема продаж
Объем продаж, $ Переменные расходы, $ Постоянные расходы, $ Прибыль (убыток), $ Увеличение по сравнению с предшествующим шагом, %
Продажи Прибыль
100 000 60 000 100 000 -60 000
200 000 120 000 100 000 -20 000 100
250 000 150 000 100 000 0 25
300 000 180 000 100 000 20 000 20 не определено
360 000 216 000 100 000 44 000 20 120
432 000 259 000 100 000 72 800 20 65

Таблица 2. Влияние трех факторов на финансовый результат
Показатели Ожидаемый вариант развития Изменение цены на 20% Изменение постоянных издержек на 20% Изменение переменных издержек на 20%
рост снижение рост снижение рост снижение
Точка безубыточности 7500 4934 15 625 9000 6000 11 030 5682
Прибыль (Р)

Леверидж для товарных групп

«Суть операционного рычага состоит в следующем. Если сравнивать два предприятия, у которых при данном объеме выпуска продукции совокупные расходы одинаковы, то при его изменении прибыль будет в большей степени изменяться у той компании, у которой значительнее доля постоянных расходов.

Если на приведенном в статье графике горизонтальный уровень постоянных издержек для другой компании поставить выше, то наклон прямой совокупных расходов, проходящей через ту же точку безубыточности (мы предположили, что в определенной области совокупные расходы одинаковы) будет меньше. Совокупные расходы при росте или падении объема продаж будут изменяться медленнее. Соответственно увеличение объема реализации становится значительно выгоднее, а его сокращение может быстрее привести в зону убытка. Как только расчетное колебание спроса на продукцию в своем минимальном значении будет превышать точку безубыточности, имеет смысл увеличивать капитальные вложения, приводящие к экономии затрат на сырье и оплату труда.

Требование к сохранности ассортимента – не единственное условие для применения рычага. Не меньшую роль играют технологические особенности производства и возможности системы учета в организации. На их основании необходимо выделить переменные и постоянные расходы, которые относятся к категориям продукции, относительно независимым от других товаров. Требования к группе будут такие же, как указанные в статье для организации в целом. В данном случае рычаг можно применить только к выделенной категории товаров, при условии что производство продукции остальных групп останется неизменным.

На практике трудно разделить абсолютно все расходы между группами, особенно это относится к постоянным издержкам. Однако всегда можно установить ориентир в точности вычислений или хотя бы количественно оценить не только изменение влияния на прибыль общего объема реализуемой продукции, но и последствия колебаний выручки от продаж отдельных групп товаров, и, как следствие, влияние на прибыль изменения их соотношения».

Сергей Горячев, ассистент аудитора аудиторской фирмы «С.А.Партнерство»

Начать дискуссию