Менеджмент

Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности

Предпринимательство в нашей стране находится вместе с развитием рыночной экономики в стадии становления, равно как и научно-методические подходы к его организации и определению эффективности деятельности.

Нешитой А.С.,
к.э.н., профессор,
ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

 
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №4 / 2002

1. Формы организации предпринимательства, их классификация и особенности

Предпринимательство в нашей стране находится вместе с развитием рыночной экономики в стадии становления, равно как и научно-методические подходы к его организации и определению эффективности деятельности.

В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Наиболее типичное и емкое, на наш взгляд, определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» (39).

Существенное значение в развитие теории и практики предпринимательства внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.

Й. Шумпетер считает, что для развития предпринимательства необходимо два составляющих фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он является защитником свободного предпринимательства (40).

П. Друкер считает, что предпринимательство основано на экономической и социальной теориях, согласно которым изменение — вполне нормальное и естественное явление. Новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предпринимательство», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разрушение» (на что и указано в трудах Й. Шумпетера). Предпринимателей, подчеркивает П. Друкер, отличает инновационный тип мышления. И далее — предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое (мелкое), хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс (22).

Большое теоретическое и практическое значение имеет, по нашему мнению, точка зрения П. Друкера о сущности понятий «предпринимательская экономика», «предпринимательское общество», «предпринимательское управление». Он исследует проблемы формирования предпринимательской среды, мотивации предпринимателей, условий осуществления ими своего бизнеса.

В конечном итоге во всех научных определениях предпринимательства учеными Запада, по сути, речь идет о таком поведении (процессе), в котором требуется проявление инициативы, организации и реорганизации социально-экономического механизма, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. В определении, как видно, сочетаются экономический, социальный, личностный и управленческий подходы.

Для развития предпринимательства в нашей стране существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, и считать предпринимательством любое дело в области формирования рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками).

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального и морального вознаграждения.

Предпринимательство — по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах).

Итак, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода). Предпринимательство отражает и систему отношений, которые возникают у предпринимателей как хозяйствующих субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные), а также с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.), с банками и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства.

Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий.

Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений с хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, конкуренции и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).

Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, проявлять с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество; проявляется в формировании нового слоя людей — предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности. Чем эффективнее функционирует предпринимательская организация, тем устойчивее экономика региона, увеличиваются поступления средств в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, растет численность рабочих мест, сокращается уровень безработицы, повышается уровень материального положения наемных работников.

В известной мере предпринимательство отражает и политическую ситуацию в стране. С одной стороны, условия и факторы его развития зависят от политической обстановки в стране (благоприятной или неблагоприятной), а с другой стороны, предпринимательские ассоциации, объединения, союзы сами оказывают влияние на формирование политической обстановки в стране, принимая участие в политической деятельности государства.

Предпринимательство, как отмечалось, представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, но в рамках гражданского законодательства, регулирующего эту деятельность. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) впервые в нашей стране было дано определение сущности предпринимательской деятельности (предпринимательства) как инициативной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли. Установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В данном Законе наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предприятий, а также гарантии им со стороны государства.

В первой части Гражданского Кодекса РФ (п. 1, ст. 2) дано комплексное определение сущности предпринимательской деятельности, как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой страх и риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, трактуемом ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности в России: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может заставить принудительно заниматься этой деятельностью; 2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен будет рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, так как получить прибыль можно при условии профессиональной и компетентной деятельности; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; 6) это мотивированная деятельность — получение прибыли от выполнения работ (услуг), пользования имуществом, продажи товаров.

В зависимости от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательства.

В первую очередь — это производственное предпринимательство, как процесс производства конкретных товаров и оказания услуг и реализации (продажи) их потребителям (покупателям). В зависимости от вида хозяйственной деятельности оно классифицируется на промышленное, сельскохозяйственное производство и т.д. Соответственно классифицируется производственное предпринимательство по отраслям и подотраслям деятельности (например, легкая промышленность, в том числе текстильная, трикотажная, обувная, швейная; пищевая промышленность, в том числе масложировая, кондитерская, хлебопекарная и т.д.).

Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этой сфере (фирмах, компаниях, организациях) осуществляется производство продукции производственно-технического назначения и товаров массового потребления для конкретных потребителей (домашних хозяйств, предпринимателей, государства).

Для развития производственного предпринимательства в нашей стране, к сожалению, не обеспечены необходимые условия, в том числе и в малом предпринимательстве, а потому оно является ныне наиболее рисковым занятием (проблемы сбыта, неплатежей, многообразия налогов, сборов и пошлин тормозят его развитие).

В г. Москве, к примеру, где даже созданы, как известно, наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства, на производственное предпринимательство приходится 25% от общего объема продукции, работ оказываемых услуг в сфере малого бизнеса и 12% общего количества предприятий. По стране в целом соответственно: в 2000 г. — 27,4% и 15,3% (приложение — табл. 1 и 3).

Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство. Эта деятельность наиболее мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями.

Для развития этого вида предпринимательства необходимо наличие как минимум устойчивого спроса на продаваемые товары (обязательное требование к знанию рынка) и более низкого уровня закупочной цены товаров у производителей, что позволяет торговле возместить издержки обращения и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким риском, особенно при организации торговли товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения, технически сложными и длительного пользования.

Специализированным видом предпринимательства является финансово-кредитная деятельность, характерная особенность которой состоит в том, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальная валюта (деньги) — российские рубли.

Деятельность коммерческих банков, финансово-кредитных компаний (фирм), фондовых, валютных бирж и др. специальных организаций, занимающихся финансово-кредитным предпринимательством, регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами ЦБ РФ и Минфина РФ. На фондовом рынке предпринимательская деятельность осуществляется профессиональными участниками, государством в лице Минфина РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, осуществляющими эмиссию ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 г.) определено, что предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет собой совокупность оказываемых услуг на рынках: ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, депозитарная, клиринговая /по определению взаимных обязательств/, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг); банковских услуг (привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение привлеченных средств, ведение счетов, расчетов, кассовых операций и др. операций в соответствии с Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности», а также выдаваемыми лицензиями Банком России на осуществление банковских операций); страховых услуг — в соответствии с договорами имущественного, личного страхования и страхования предпринимательского риска.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 47) образовательные учреждения РФ (государственные, муниципальные и негосударственные) ведут предпринимательскую деятельность, предусматриваемую их уставами (реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, оказание посреднических услуг, торговля покупной продукцией, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение ценных бумаг, получение доходов по ним) в той части, в которой получаемый доход от оказания услуг не использован на нужды учреждений.

Индивидуальная педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, подлежит регистрации, а лица, осуществляющие эту деятельность, обязаны уплачивать налоги и по месту регистрации представлять в налоговый орган налоговую декларацию.

Важным видом предпринимательства в рыночной экономике является посредническая предпринимательская деятельность. Посредники — это физические или юридические лица, представляющие интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. В качестве посредников на рынке выступают оптовые, снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной степени рисковой, поэтому организация-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от направления и предмета деятельности выделяются и другие виды предпринимательства.

В теории и практике предпринимательства сложилась классификация (группировка) организаций (предприятий) предпринимательства и по таким признакам (критериям) как: формам собственности — частной, индивидуальной, коллективной (партнерской), государственной (федеральной, субъектов РФ, муниципальной), смешанной, совместной и иностранных инвесторов; по охвату территории (региональные и межрегиональные); по составу учредителей; по численности персонала и объему оборота; по формам ответственности (с полной, солидарной и субсидиарной); по уровню использования нововведений; по темпам роста объемов производства (работ, услуг) и уровню рентабельности.

В зависимости от механизма создания, организационно-правовых форм, числа учредителей, процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации. По таким признакам (критериям), как численность всего персонала, удельному весу в уставном (складочном) капитале других субъектов выделяют малое предпринимательство.

2. Система условий и факторов, влияющих на развитие и эффективность предпринимательской деятельности

2.1. Предпринимательская среда

Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Последнюю следует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода).

Эффективность предпринимательской среды определяется, как свидетельствуют научные исследования, условиями экономической свободы и развитием организационно-хозяйственного новаторства. Эти элементы предпринимательской среды в значительной мере отражены в Конституции страны и Гражданском Кодексе (ГК) РФ. В них гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита всех форм собственности, права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. К сожалению, настоящие правовые положения еще не действуют в полную силу, что тормозит развитие предпринимательства.

Предпринимательская среда как сложная интегрированная система подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от предпринимателей, и внутреннюю, формируемую непосредственно предпринимателями.

Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические факторы и условия (показатели): уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый ЦБ России; уровень инфляции; число налогов, сборов и платежей и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важными условиями являются постоянное укрепление национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и некоторые другие факторы и условия.

Несомненно, что для успешного развития предпринимательства требуется стабильность политической обстановки в стране, признание всеми ветвями власти того обстоятельства, что без поддержки предпринимательства невозможны экономический рост, повышение эффективности развития экономики в целом и благосостояния людей.

На нынешнем этапе развития требуется усилить регулирующую роль государства, региональных органов власти в процессах становления и развития предпринимательства, защите законных интересов предпринимателей, обеспечения им гарантий.

За последние годы (1995—2001 гг.) приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные правовые акты, как ГК РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс (II часть, ряд глав), Федеральные законы об АО, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в новой редакции), о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

В то же время многие из правовых актов, к сожалению, носят декларативный характер, не имеют прямого действия на развитие предпринимательства, а главное, что нередко они не исполняются. Другим недостатком, свойственным переходному периоду, является то, что имеет место изобилие подзаконных актов (инструкций, указаний, положений), фактически тормозящих развитие предпринимательства.

Улучшению положения в этом отношении будет способствовать принятие Госдумой ряда нормативных актов по вопросам так называемой «дебюрократизации» многих законоположений, в частности, по предоставлению гарантий предпринимателям, по упрощению лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности.

Важное значение в укреплении законных интересов предпринимателей будет иметь принятый Государственной Думой в ходе весенней сессии 2001 г. закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также в первом чтении Арбитражный процессуальный кодекс РФ в новой редакции, Гражданский процессуальный кодекс РФ, ряд законопроектов президентского пакета по судебной реформе и Уголовно-процессуальный кодекс (во втором чтении).    

На повышение эффективности предпринимательской деятельности оказывает заметное влияние развитие институционально-организационной среды. Многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают услуги и влияние при этом на соответствующие предпринимательские организации. Это касается коммерческих банков, страховых организаций, оптовых и розничных продавцов, транспортных компаний. Несомненно значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, торгово-промышленной палате РФ и ТПП, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей, а также средствам массовой информации.

Внутренняя предпринимательская среда определяется совокупностью внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации. К ним следует отнести следующие: наличие необходимого размера собственного капитала; правильный (обоснованный) выбор организационно-правовой формы предприятия (организации) и предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и некоторые другие.

Особое значение для успеха в предпринимательской деятельности организации имеют разработка обоснованного бизнес-плана, прогнозного расчета последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка обоснованной стратегии развития организации (предприятия) на перспективу.

К факторам внутренней предпринимательской среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации (предприятия).

Опыт свидетельствует, что успеха добиваются те предприниматели, которые хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса; умело совершают сделки и заключают предпринимательские договоры; имеют долгосрочную обоснованную цель своей деятельности, которую знают и поддерживают работники предприятия; где налажена дисциплина, стимулирование труда, принимаются обоснованные решения, нацеленные на долгосрочную перспективу. 

2.2.  Малое  предпринимательство

В структуре хозяйствующих субъектов предпринимательства особую экономическую роль играет сектор мелких хозяйствующих субъектов или малого предпринимательства (бизнеса).

Мировая и уже отечественная практика показывает, что основными критериальными показателями (факторами), на основе которых организации (предприятия) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем производства, оборота, прибыли (дохода).

В российской практике к малому предпринимательству, разрешенному с1988 г., относились предприятия в зависимости от установленного предела по численности работников. Величина хозяйственного оборота, значение которого предоставлено было определять союзным республикам, так и не была установлена.

В Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» принцип отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости от средней численности работников сохранен. Этот же принцип (критерий) отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству предусмотрен и в Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве».

Малое предпринимательство играет значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными ему определенными преимуществами. Деятельность малых хозяйствующих предприятий связана с повышением гибкости экономики. По уровню развития малого предпринимательства можно судить о способности экономики страны и региона приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития малого предпринимательства показывает, что условия и факторы, обусловливающие его развитие, создают ему значительные преимущества в развитии по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, а именно: более быстрая адаптация к местным (региональным) условиям хозяйствования и ресурсам; большая самостоятельность действий; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принципиальных решений; большая возможность для индивидуума проявить свои способности и инициативу; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление (условно постоянные); более низкая потребность в первоначальном капитале; способность быстро вносить изменения в ассортимент продукции (работ, услуг) в процессе производства и реализации, реагируя на требования местных рынков; относительно более высокая скорость оборачиваемости капитала. Собственники малых хозяйствующих субъектов склонны к сбережениям и инвестированию, у них выше уровень личной мотивации в реализации проектов. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса населения, производство продукции (работ, оказание услуг) осуществляют во многих случаях по заказу конкретных потребителей, дают средство к существованию большому числу наемных работников. Малые организации (предприятия) по сравнению с крупными способствуют увеличению занятости работников, содействуют расширению подготовки профессиональных кадров. В ряде стран мира малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Для России, находящейся на этапе становления рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства служит прежде всего основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Несмотря на трудности и неудачи реформирования экономики, последствия финансового кризиса 1998 г. (август), малое предпринимательство в России развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

Доля малого предпринимательства в основных экономических показателях России, по нашим расчетам, исходя из данных Госкомстата России, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Доля малого предпринимательства в основных экономических показателях России в 2000 году

Показатели

Малое предпринимательство, %

Общая численность постоянных работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

12,5

Выпуск товаров и рыночных услуг на предприятиях и организациях всех отраслей экономики

8,0

Общий объем оборота розничной торговли

45

Объем платных услуг населения, оказываемых предприятиями и организациями

5,1

Фонд заработной платы, начисленный работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики

10,0

Инвестиции в основной капитал

5,4

В последние годы численность малых предприятий в стране стабилизировалась. По данным Госкомстата России на 1 января 2001 г., их численность составляла 880 тысяч (приложение — таблица 1). Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в строительстве, несколько возросло в сельском хозяйстве и на транспорте.

Число малых предприятий по отраслям экономики распределяется следующим образом (от общей численности всех предприятий малого предпринимательства, %): торговля и общественное питание — 46,3; промышленность — 15,3; строительство — 14,4; наука и научное обслуживание — 3,5; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 16,4.

Численность постоянно работающих в малом предпринимательстве в целом по РФ в 2000 г. (среднесписочная) составляла 6,6 млн. чел., произведено продукции (работ, услуг) в этот период на сумму 614 млрд. руб., в том числе на долю промышленной продукции приходилось 27,4%, строительства — 23,2%, торговли и общественного питания — 25,9% (приложение — таблицы 2 и 3). Методические положения определения объема продукции (работ, услуг) малыми предприятиями приведены в приложении.

В малом предпринимательстве заметно расширилось внедрение нововведений и мобильных технологий; возросла конкуренция, способствующая, с одной стороны, снижению цен (тарифов), а с другой — повышению качества продукции и услуг; возросла занятость населения и возможность для государства пополнить бюджет в форме налоговых поступлений.

Малое предпринимательство, становясь неотъемлемой частью реформирования экономики России, требует усиления поддержки в дальнейшем развитии со стороны государственных органов власти.

Данные Госкомстата России, приведенные в таблице 4 приложения, показывают, что важные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность малых предприятий в 1999 г., достаточно устойчивы, а по ряду из них (рентабельность активов, коэффициент текущей ликвидности) не уступают показателям деятельности крупных и средних предприятий.

Анализ свидетельствует, что многие причины (условия), тормозящие поступательное развитие малого предпринимательства, не могут быть устранены безподдержки государственных органов федерального и регионального уровней. В частности, это прежде всего: неустойчивость экономической и финансовой обстановки в стране (уровень инфляции, неплатежи, недостаточная правовая защищенность), низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, неотработанность механизма организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне, слабая действенность механизма государственной поддержки малого предпринимательства, недостатки в деловой этике и в хозяйственной культуре, в бизнесе и в государственном секторе.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законные гарантии. При этом около 75% предприятий малого предпринимательства постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83%  — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом государственная поддержка малого предпринимательства проводится путем формирования и организации функционирования инфраструктуры предпринимательства, создания льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических разработок и технологий, установления упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, поддержки внешнеэкономической деятельности, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства. К сожалению, не везде и не всегда выполняются указанные требования.

Основными формами государственной поддержки являются: финансовая помощь на возмездной и безвозмездной основах, финансирование федеральных и региональных программ развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот субъектам, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.

Не во всех регионах России, к сожалению, в сложившейся ныне экономической ситуации реализуются на практике указанные формы поддержки.

Наиболее активная политика в области государственной поддержки развития малого предпринимательства проводится в стране органами исполнительной власти Москвы, что и сказалось на существенном повышении роли малого предпринимательства в экономике города.

Ныне на территории города функционирует более 20% от общей численности в стране субъектов малого предпринимательства, на которых занято более 25% от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях в целом в РФ. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых ресурсов в городской бюджет.

Органы власти Москвы с самого начала реформ в стране определили в качестве приоритета в экономической политике развитие и поддержку малого предпринимательства. Были найдены нестандартные решения при формировании региональной системы поддержки и развития малого предпринимательства в течение 90-х годов, в том числе на программной основе (1994—1995 гг., 1996—1997 гг., 1998—2000 гг.). Много сделано в нормативно правовом обеспечении, в финансово-имущественной и институциональной поддержке развития малого предпринимательства: организация обществ взаимного кредитования; разработка и внедрение механизма финансирования проектов и программ развития и поддержки предпринимательства; введение порядка обеспечения условий материально-технической поддержки малого предпринимательства, включая предоставление нежилых помещений и в лизинг оборудования, образование целевого фонда нежилых помещений для малого предпринимательства и развития его инфраструктуры, а также гарантийного фонда по инвестиционным кредитам, предоставляемым коммерческими банками малым предприятиям, и др.

По количеству малых предприятий на 1000 жителей (более 20) Москва ныне приближается к оптимальным показателям, характерным для крупных мегаполисов — 25 единиц. Деятельность малого предпринимательства находит отражение во всех отраслях экономики города: в сфере торговли и общественного питания — 35% от общего количества малых предприятий; в строительстве — более 15%, в производстве товаров — 12%, в научной сфере — 10%, по обслуживанию рынка — 8%. Работают также малые предприятия в бытовом обслуживании, на транспорте, связи, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Только за 1998—2000 гг. на поддержку малого предпринимательства Правительством Москвы направлено 833 млн. руб., в том числе целевое финансирование и поддержку инвестиционных проектов — более 400 млн. руб., из них через механизм лизинга — более 200 млн. руб.; на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства — более 200 млн. руб.; на формирование системы консультационной поддержки и системы информационного обеспечения — около 75 млн. руб.; на расширение деловых возможностей и развитие межрегиональных и международных связей — более 70 млн. руб.; на улучшение внешней среды для развития предпринимательства — около 50 млн. руб.; на обучение и переподготовку кадров — более 40 млн. рублей.

Представляется крайне актуальным с учетом указанных обстоятельств разработка методических основ оценки эффективности региональной системы поддержки и развития предпринимательства в Москве по важнейшим составляющим — экономической и социальной.


Как подписаться >>>

Начать дискуссию