Бизнес-психология

Душевное равновесие: Усилие или насилие

Как быть, когда не хочется делать то, что делать нужно? Проще всего ответить: если нужно, иди и делай. Соверши усилие. Вы умеете делать усилия? А отличать усилие от насилия над собой умеете? Ведь насилие, тем более возведенное в принцип жизни, не ведет ни к чему хорошему.

Как быть, когда не хочется делать то, что делать нужно? Проще всего ответить: если нужно, иди и делай. Соверши усилие. Вы умеете делать усилия? А отличать усилие от насилия над собой умеете? Ведь насилие, тем более возведенное в принцип жизни, не ведет ни к чему хорошему.

Михаил Папуш

Однажды меня попросили проконсультировать пожилую женщину. Родственники были озабочены тем, что, сильная и здоровая до самого последнего времени, она вдруг стала на глазах таять, хотя никаких болезней врачи у нее не находили. Я спросил, что изменилось в ее жизни за последнее время. Оказалось, что главным событием было то, что ее внука, мальчика семи лет, приняли в специальную музыкальную школу: он проявил недюжинные способности к игре на скрипке. “И это меня подкосило!” — откровенно сказала она. Я удивился, а женщина объяснила: “Я всю жизнь делала то, что должна была делать. Заставляла себя заниматься наукой, которую не любила, дослужилась до профессорства — я же дочь интеллигентных родителей! И ждала, когда это кончится. Выйдя наконец на пенсию, я была вынуждена заниматься хозяйством, ведь дети увлечены работой. А я привыкла всю жизнь делать то, что нужно! Вырастила внуков. Мне казалось: вот и младший уже достаточно большой, чтобы не нуждаться в присмотре”. Тут она взглянула на меня и резко сказала: “Единственное, чего я на самом деле хочу, — это наконец спокойно умереть! А теперь получается — с Вовочкой нужно заниматься. Он очень способный, но он же не может сам себя заставлять! Я опять должна. И это надолго”, — горько закончила она.

Вот так “божий дар” (способности ребенка) превращается в “божью кару”. Не исключено, что эта бабушка так научит своего внука делать все “нужное”, что к концу жизни он будет лишь мечтать, чтобы “отпустили”…

С другой стороны, понятно, что человек, не умеющий делать усилий, никогда ничего не достигнет. И не только в игре на скрипке.

С чего начинается усилие?

Прежде всего нужно увериться, что то, что вы собираетесь делать, действительно нужно. Кому? Да вам же! Если кому-то другому, то зачем вы будете это делать? Вас заставили? Как это они вас, взрослого дядю или красивую молодую женщину, заставили? Ах, вы на работе и вам за работу платят? А деньги кому нужны? Вам? Значит, все-таки это нужно вам!

Если мы пытаемся заставить себя делать то, что нам не нужно, что, как мы думаем, нас заставили делать, — мы на самом деле присоединяемся к тем, кто нас заставляет. Без нашего соучастия нас никто заставить не может. Это и есть насилие над собой. Притом делать то, что нам не нужно, очень трудно. И скорее всего мы будем делать это, мягко говоря, не слишком хорошо.

Давайте попробуем продумать от начала до конца, почему и зачем именно нам нужно именно это делать. Цепочка зависимостей может быть непростой, но она обязательно должна закончиться убежденностью, что “мне это нужно”. Или не нужно — тогда я и делать этого не буду. Можно по-школьному расчертить пополам лист бумаги и записать на одной половине все то, что последует за выполнением дела, а на другой — за невыполнением. Затем сравнить одно с другим и решить, делать или не делать.

Решение внутри нас принимает специальная инстанция, но не та, которая на листе свои соображения записывала. Размышляющую инстанцию можно условно назвать “штабом” (в психологии это называют когнитивной или познавательной функцией), а инстанцию, принимающую решение, — “командованием”, это волевая функция в узком смысле слова. И есть еще функция исполнения. Про человека можно сказать, что у него сильная воля, когда все три функции действуют у него гармонично: “штаб” учитывает все имеющие отношение к делу обстоятельства, “командование” всерьез принимает решения, а “исполнители” действительно готовы их выполнять. Принятое решение, конечно же, может быть пересмотрено (воля должна быть не только сильной, но и гибкой), но важно, что пересматривать решение — дело “штаба” и “командования”, а не исполнителей.

Если, например, я решил, что нужно работать над определенным документом, нет смысла одновременно с этой работой продолжать размышлять над тем, действительно ли это нужно. Это не вопрос той инстанции, которая уже занята делом. А если я все же больше думаю о том, нужно ли это делать, а не о содержании документа, то, может быть, стоит перестать делать вид, что я работаю над документом, и вернуться к размышлениям “штаба”? Но такое решение может принять только “командование”.

Для правильной организации усилия важно еще, какими средствами “командир” добивается послушания исполнителей. Даже лошади, как утверждает Маяковский, нуждаются в хорошем отношении. Чтоб поговорили по-человечески, и тогда окажется, что “стоило жить и работать стоило”. Если ваше “внутреннее начальство” только и умеет, что требовать и ругаться, вряд ли вы будете с охотой предпринимать усилия, выполняя его, начальства, указания. А если вы не забудете за усилие себя тихонько похвалить, а то и наградить “пирожком с полки”, — дело другое. Пустячок, а приятно.

Автор — член Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП)

Начать дискуссию