Сегодня предпринимателям доступны три основные возможности избавиться от ненужной фирмы: погасить долги и запустить общую процедуру ликвидации, всё бросить и ничего не делать или оставить без изменений кредиторскую задолженность и инициировать дело о банкротстве.
Первый вариант, вероятно, мало кому понравится. Особенно если учесть, что с партнерами, как правило, устанавливаются дружественные отношения, вследствие чего единственной задолженностью остается налоговая недоимка в бюджет.
Всё бросить и ничего не делать? Возможно. В июле 2005 года в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, определившие понятие недействующего юридического лица, а также порядок его исключения из ЕГРЮЛ. Юридическое лицо, которое в течение года не представляло предусмотренную законодательством о налогах и сборах отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Далее решение регистрирующего органа о предстоящем исключении должно быть обнародовано в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. Если в течение трех месяцев (то есть за время действия публикации) в регистрирующий орган
поступят заявления от кредиторов, юридических или иных лиц, права и законные интересы которых затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении не принимается. В такой ситуации юридическое лицо может быть ликвидировано только в установленном гражданским законодательством порядке.
На первый взгляд, такой способ ликвидации подкупает своей простотой и низким уровнем затрат. Однако если учесть текучку кадров в налоговых органах, невысокие зарплаты инспекторов, отсутствие единого систематизированного документооборота между отделами, а также российский менталитет, приходится признать: надеяться на собранность и внимательность налоговиков и должное отношение к своим обязанностям не приходится. Кроме того, кредиторы от случая к случаю могут знакомиться с «Вестником государственной регистрации».
Таким образом, «простой и эффективный» метод избавления от ненужного юрлица предстает в виде лотереи, где главным обстоятельством неустойчивости оказывается человеческий фактор. Проще говоря, ненужную вам компанию могут просто не занести в списки недействующих юридических лиц, в то время как вы терпеливо будете выжидать год, умышленно не сдавая отчетность и заморозив на счете несколько рублей. Достаточно вспомнить обратную ситуацию, произошедшую в январе 2007 года с ООО «Корал тревел» (входящим в пятерку крупнейших туроператоров России!), когда 46-я налоговая инспекция в Москве прекратила это юридическое лицо как не действующее. Еще есть возможность понадеяться на признание вашей фирмы отсутствующим должником, однако процесс расчистки госреестра юридических лиц от такого «балласта» путем банкротства отсутствующих должников запнулся о постановление пленума ВАС РФ от 20.12.2006 1, которое значительно усложнило подачу заявления на отсутствующих должников со стороны налоговых органов. До вступления в силу этого постановления только в период с января по май 2006 года из Управления ФНС по Москве в Арбитражный суд поступило около 14 тысяч заявлений, а с января по апрель 2007 года — единицы.
С другой стороны, поскольку поставленная перед регистрирующим органом задача приведения в порядок госреестра и избавления от брошенных фирм остается нерешенной, а возможность ликвидации отсутствующих должников через процедуру банкротства в массовом порядке утрачена, по всей видимости, у налоговых органов не остается никакой иной возможности, кроме как использовать недавно появившийся институт недействующего юридического лица.
Третий из упомянутых вариантов представляется наиболее легитимным. Особенно на фоне слияний и присоединений, когда, спустя некоторое время, фискальные или правоохранительные органы — случайно или намеренно — могут потянуть за старые ниточки и заинтересоваться прежним состоянием организации. Начнут беспокоить бывшего генерального директора, учредителей... Подобная форма ликвидации юрлица возможна, но ее надежность оставляет желать лучшего: обязанности переходят к вновь возникшему (слияние) или другому юридическому лицу (присоединение), то есть долги не исчезают.
Так как же действовать? Рассмотрим подробнее возможные стратегии в сфере несостоятельности, однако для начала внесем некоторую ясность в части дефиниций. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Нам из этого перечня понадобятся лишь наблюдение и конкурсное производство.
Для возбуждения производства по делу о банкротстве потребуются задолженность в размере более 100 тысяч рублей, а также арбитражный управляющий. Что касается задолженности, то она должна существовать более трех месяцев, быть признана судом (наличие решения суда), а в службе судебных приставов более месяца должен находиться исполнительный лист, полученный в соответствии с этим решением. Однако если должник подает заявление сам на себя, решение суда и исполнительный лист не требуются.
С одной стороны, это облегчает дело. С другой — на судебном заседании по рассмотрению поступившего заявления должнику придется доказывать «невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме» или «существенное осложнение хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника». Причем по отсутствию имущества (денежные средства на счетах, земельные участки, недвижимость, транспортные средства) суд потребует представить письменные доказательства.
Теперь об арбитражном управляющем. После введения в действие закона о банкротстве 2002 года формально порядок утверждения управляющего усложнился. Кредитор или должник имеют право указывать в заявлении только наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой будет утвержден управляющий (в отличие от закона 1998 года, когда в заявлении указывалась фамилия конкретного арбитражного управляющего). Но на практике ничего не изменилось. Да, СРО предоставляет список из трех кандидатур, есть механизм отбора и утверждения судом одного кандидата из трех. Но, как правило… при несложном подходе к этому вопросу будет назначен именно тот, кто требуется.
Можно, разумеется, ни с кем предварительно не договариваться, указав в своем заявлении любую из 39 существующих в РФ СРО, отправить заявление в арбитражный суд по почте (или сдать в канцелярию), а затем спокойно ждать определения о назначении даты по проверке обоснованности указанной в заявлении задолженности. Если на суде наличие задолженности подтвердится, суд введет наблюдение, а из обозначенной СРО утвердит временного управляющего. И этот управляющий будет проводить анализ финансового состояния должника с такой тщательностью, что вы узнаете о своих грехах гораздо больше, чем предполагали до этого.
Не нужно забывать о том, что у управляющего достаточно полномочий, включая доступ к любым документам должника. Мотивация управляющего обычно проста — вытянуть вас на разговор «о справедливости». Ведь иначе выявленные нарушения (вместе с заключением о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, устанавливающим факт причинения крупного ущерба, а также анализ финансового состояния предприятия) окажутся в распоряжении органов предварительного расследования. Если управляющий не обнаружит у должника ни денег, ни имущества, позволяющих погасить понесенные расходы и выплатить себе вознаграждение, эти расходы обязан будет погасить заявитель — в части, не погашенной за счет имущества должника. Если же заявителем выступает сам должник, управляющий задумается об обращении в суд с иском о привлечении руководства (учредителей) должника к субсидиарной ответственности.
Таким образом, выводить все имущество подчистую, а затем бросать фирму на растерзание арбитражному управляющему нецелесообразно. Оптимальный вариант — оставить несколько десятков тысяч рублей на счете, чтобы хватило на вознаграждение управляющему в течение сроков наблюдения и конкурсного производства, а также на расходы, связанные с выполнением им своих обязанностей.
Вознаграждение арбитражного управляющего составляет 10 тысяч рублей в месяц (минимум, предусмотренный законом о банкротстве). Дополнительные расходы потребуются: при наличии дебиторской задолженности (работа юриста по ее взысканию), а также при наличии имущества (оценка, публикации о торгах, а если это недвижимость, то — подготовка правоустанавливающих документов, охрана имущества и коммунальные платежи). Если же речь идет о фирме, не обремененной дебиторской задолженностью и имуществом, то стоимость ликвидации путем банкротства обойдется ориентировочно в 120 тысяч рублей и потребует семь месяцев или чуть более.
Вывод: если у вас есть кредиторская задолженность в размере, допустим, двух тысяч долларов, дешевле заплатить, чем ликвидировать юрлицо таким сложным путем, как банкротство.
Можно ли сократить сроки процедуры и уменьшить бюджет? Такая возможность имеется — банкротство ликвидируемого должника, относящееся к упрощенной процедуре банкротства. В этом случае стадия наблюдения отсутствует, остается только конкурсное производство2. Более того, в рамках конкурсного производства срок действия обязательной публикации в «Российской газете» сообщения о признании должника банкротом сокращается с двух месяцев до одного, что дает экономию времени в один месяц.
Впрочем, есть и некоторые минусы. Так, предварительно придется начать обычную ликвидацию юридического лица по общей процедуре, получив в налоговом органе свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, а также свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора. Далее «совершенно неожиданно» для себя ликвидационная комиссия обнаруживает недостаточность имущества для погашения требований всех кредиторов и в результате подает в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом.
Следует обратить внимание: закон о банкротстве указывает в такой ситуации (недостаточная для удовлетворения требований кредиторов стоимость имущества) не просто на возможность, но и на обязанность подачи заявления о банкротстве в суд (п. 2 ст. 224 закона о банкротстве)3. И если суд признает недостаточность имущества обоснованной, ликвидируемый должник будет признан несостоятельным, откроется конкурсное производство и будет утвержден конкурсный управляющий, который получит от прежнего директора должника все документы и печать. Затем управляющий разместит публикацию в «Российской газете» об открытии конкурсного производства, составит реестр требований кредиторов, направит запросы в регистрирующие органы и банки о наличии имущества, проведет собрание кредиторов, где отчитается о том, что имущество не выявлено, сдаст документы по личному составу на государственное хранение, составит ликвидационный баланс и передаст эти документы в суд вместе с отчетом.
После того как определение о завершении конкурсного производства получено на руки, дальнейшая работа по ликвидации юрлица уже не требует больших усилий. Составление заявления о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с заверением подписи у нотариуса не требуется4, поэтому управляющему останется только представить в налоговый орган подлинник определения о завершении конкурсного производства и дождаться получения свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о госрегистрации юрлица в связи с его ликвидацией на основании решения суда. Свидетельство передается в материалы дела арбитражного суда, который рассматривал дело о банкротстве. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, будут считаться погашенными. И, как указывает ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Автор — арбитражный управляющий, член Совета партнерства, директор Московского филиала НП МСОАУ «Стратегия».
1 Постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» от 20.12.2006 № 67.
2 «Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются» — п. 1 ст. 225 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
3 Причем такая обязанность может быть возложена на должника не только в случае ликвидации. Перечень ситуаций, когда должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом в ходе обычной хозяйственной деятельности приведен в ст. 9 закона о банкротстве.
4 В соответствии с п. 2 ст. 21 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Предоставление иных документов (заявления либо документа, подтверждающего оплату госпошлины) не предусмотрено, что подтверждается письмом Федеральной налоговой службы от 13.01.2005 № ШС-6-09/5@, в соответствии с которым с 01.01.2005 не будет взиматься государственная пошлина при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства.
Начать дискуссию