Менеджмент

Как обуздать холдинг?

Компания динамично развивалась и достигла уровня холдинга, в структуру которого входит множество компаний самого разного профиля: производство, переработка, сервис, финансы. Помимо несомненных плюсов диверсификации и вертикальной интеграции, такая бизнес-модель обладает существенным минусом: низкая степень управляемости

Слиньков Д.

Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2002

Как не столкнуться с типичными ошибками топ-менеджеров, выстраивающих вертикально-интегрированную структуру? Как избежать чрезмерных затрат при попытке ликвидировать управленческий хаос в стремительно развивающейся компании? Несколько осознанных шагов к повышению уровня управляемости финансово-промышленной группой.

«Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда»

Лоренс Питер

Шаг № 0. Определить проблему

Компания динамично развивалась и достигла уровня холдинга, в структуру которого входит множество компаний самого разного профиля: производство, переработка, сервис, финансы. Помимо несомненных плюсов диверсификации и вертикальной интеграции, такая бизнес-модель обладает существенным минусом: низкая степень управляемости. Каждый из контролируемых бизнесов обладает своей собственной спецификой: конкурентная среда, поведение потребителя, жизненный цикл продукта, стандарты качества, требования к квалификации персонала и так далее. Известно, что менеджеры финансово-промышленных холдингов тратят несравнимо больше сил на планирование и контроль деятельности вверенных им предприятий, чем их коллеги, управляющие гораздо более крупными, но однородными компаниями.

Итак, проблема роста и диверсификации — низкая степень управляемости.

Шаг № 1. Разработать единые стандарты

Путь к восстановлению порядка лежит через написание правил. Если руководство финансово-промышленного холдинга почувствовало, что может столкнуться с проблемами управляемости, самое время подумать о разработке единых стандартов управления разнородными бизнесами.

Разработка корпоративных стандартов обычно позволяет сократить время, затрачиваемое менеджментом на приведение данных о деятельности каждой из подконтрольных компаний к единому знаменателю — некоему консолидированному представлению о состоянии дел по холдингу в целом.

Стандарты представляют собой текстовые и графические описания процедур регистрации, хранения, обработки и анализа информации.

Стандартизации подлежат три фазы управления:

  1. Планирование.
  2. Учет и сбор данных.
  3. Контроль и анализ.

Стандарты планирования

Стандартизации подлежат одновременно стратегическое и оперативное планирование деятельности Холдинга. Стандарты стратегического планирования с горизонтом планирования 3—5 лет должны включать в себя как минимум следующее:

  • порядок формирования, контроля за исполнением и пересмотром бизнес-планов Холдинга;
  • порядок формирования, рассмотрения, контроля за исполнением и пересмотром бизнес-планов, контролируемых Компаний, или новых направлений бизнеса.

Стандарты оперативного планирования (часто называемого бюджетированием) с горизонтом планирования 1 год должны включать в себя:

  • порядок формирования и обоснования бюджетов;
  • порядок пересмотра и коррекции бюджетов.

Пересмотр и коррекция бюджетов должна включать в себя такие редко применяемые, но весьма эффективные технологии, как скользящее бюджетирование, прогнозирование, анализ «что если», версии бюджета и т.п.

Обязательным считается проработка стандартов в части сопряжения стратегических и оперативных планов. Например, каждая бюджетная форма должна обеспечивать пользователя информацией о том, насколько составляемый бюджет приближает компанию к стратегическим целям.

Стратегическое и оперативное планирование не должны ограничиваться только финансовыми показателями. Необходимо планировать изменения таких аспектов, как рынки, внутренние процессы, а так же квалификация и рост.

Многоаспектное планирование основывается на управлении с помощью системы сбалансированных показателей деятельности. Данная система позволяет каждой стратегической инициативе Холдинга (например, добиться увеличения прибыльности) сопоставить перечень измеряемых целей (увеличить количество сделок на 15% ежемесячно; повысить ежемесячный объем продаж до $250000; уменьшить себестоимость продаж до 35% и т.д.). Каждая из целей, в свою очередь, подкрепляется набором конкретных показателей (объем продаж, зарплата персонала и т.п.) Все цели и показатели делятся на группы, и каждой группе назначается свой контролер, который должен быть материально мотивирован на то, чтобы вверенные ему цели планомерно достигались.

Еще на этапе разработки стандартов планирования необходимо рассмотреть вопросы информационного обеспечения процедур, регламентируемых стандартом. В идеале, все процедуры должны быть автоматизированы. Например, процесс формирования бюджетов может быть автоматизирован с помощью специализированной системы документооборота. А бизнес-планирование и бюджетирование не должны ограничиваться только использованием менеджерами среднего звена персональных таблиц Excel. Стандарты планирования должны формулировать требования к тем компьютерным системам, которые будут функционировать в Холдинге.

Стандарты учета и сбора данных

Подобно тому, как бухгалтер разрабатывает учетную политику и неуклонно ей следует, менеджменту Холдинга необходимо разработать и принять политику управленческого учета. Наличие в коммерческой организации двух систем учета хозяйственных операций подразумевается даже опытом западных компаний, поскольку управленческий и бухгалтерский учеты служат принципиально разным целям.

Наличие единого стандарта управленческого учета особенно остро необходимо финансово-промышленным холдингам, чтобы избежать неоднозначных толкований операций, осуществляемых организациями разного профиля, и чтобы впоследствии эти операции было легко консолидировать.

Стандарты сбора данных в Холдинге описывают процесс консолидации финансовой и количественной информации со всех предприятий холдинга. Процедуры такой консолидации должны регламентировать, как минимум, следующие аспекты:

  • агрегирование и распределение информации при переходе с одного уровня организационной структуры на другой;
  • обработка внутрикорпоративных оборотов (например, калькуляция трансферных цен)
  • конвертация валют;
  • агрегирование доходов в соответствии с долей участия в акционерном капитале;
  • автоматическая генерация и маршрутизация управленческой отчетности.

Как и в случае с планированием, регламенты учета и сбора данных должны включать в себя требования к системам управленческого учета, бухгалтерского учета, а так же к системе консолидации и хранения данных.

Стандарты контроля и анализа

Большинство аспектов контроля формулируются уже на стадии разработки стандартов планирования. Любой стандарт планирования разрабатывается с учетом того, насколько эффективным сможет быть контроль исполнения того или иного планового показателя.

Высший и средний менеджмент финансово-промышленного холдинга должен получить в свои руки методику анализа управленческой отчетности. В самых преуспевающих компаниях мира такие методики представляют собой очень компактные и практичные материалы, обучающие основным навыкам чтения информации: на какие показатели следует обращать внимание прежде всего, как интерпретировать те или иные итоговые цифры и т.п. Идеальной формой методики анализа является «инструкция по задаванию вопросов составителю отчета». Потому что правильно составленный и вовремя предоставленный отчет не должен вызывать дополнительных вопросов.

Информационное обеспечение контроля и анализа продумывается вкупе с соответствующими разделами стандартов планирования и учета. Очень важно, например, чтобы будущая автоматизированная система управленческого учета обеспечивала функции оперативного контроллинга, основная задача которого обеспечить контроль расходования материальных или денежных средств в соответствии с заданными лимитами.

Шаг № 2. Подготовить персонал

Все предстоящие изменения в Холдинге должны стать достоянием гласности. Каждый сотрудник, в меру своих полномочий, получит представление о том, какова его роль в предстоящих изменениях, и что от него требуется.

Очень важно разработать план образовательных мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала.

Еще на стадии разработки единых стандартов в холдинге создается соответствующая рабочая группа, куда должны войти, помимо топ-менеджмента Холдинга, представители всех контролируемых предприятий. Такая рабочая группа должна стать ответственной и за внедрение разрабатываемых стандартов.

Шаг № 3. Разработать план автоматизации функций управления

Требования к информационному обеспечению, сформулированные на этапе разработки корпоративных стандартов, становятся основой для выбора соответствующих программных приложений.

Единые стандарты корпоративного управления подразумевают наличие единой интегрированной системы автоматизации управленческих функций. Обычно, интегрированная система управления (ИСУ) представляет собой комплекс нескольких специализированных программных приложений:

  1. Приложение для финансового управления.
  2. Приложение для ведения бухгалтерского учета;.
  3. Приложение для комплексного управления ресурсами предприятий.
  4. Приложения для автоматизации документооборота.
  5. Специализированные приложения для автоматизации технологических операций (POS-терминалы, АСУТП и т.д.).

Типичная конфигурация программного обеспечения, функционирующего в Холдинге в период стремительного роста: контролируемые предприятия и центральная компания используют программы для ведения бухгалтерии, расчета зарплаты и учета кадров. Процессы бюджетного планирования, если и поставлены, то на базе электронных таблиц Excel. Возможно, также автоматизирован учет складских операций с помощью бухгалтерских модулей или программ, написанных штатными разработчиками. Очевидно, что в такой ситуации руководство Холдинга зачастую сталкивается со следующими проблемами:

  • слишком большие сроки получения управленческой отчетности;
  • отсутствие аналитических возможностей;
  • несогласованность учетных данных (например, разные планы счетов и/или несколько справочников номенклатурных единиц);
  • невозможно сравнить фактические показатели с плановыми и т.п.

Достижение качественно нового уровня автоматизации управления осуществляется путем последовательного внедрения программных приложений. Порядок внедрения программных приложений должен отражать последовательность фаз управления. В первую очередь охватываются процессы планирования, затем учета и только потом построение ИСУ увенчивается автоматизацией функций управленческого анализа.

При разработке плана автоматизации необходимо добиваться того, чтобы перед началом каждого нового этапа руководство Холдинга могло оценить экономическую эффективность от реализации предыдущего этапа.

Шаг № 4. Автоматизировать бюджетное планирование  документооборот

Менеджмент Холдинга прямо на первом этапе автоматизации в кратчайшие сроки должен получить программное приложение, автоматизирующее сам процесс принятия управленческих решений, то есть получить приложение «для себя». Руководству динамично развивающегося холдинга жизненно необходимо постоянно повышать эффективность управления посредством:

  • оперативного процесса составления, изменения и обоснования бюджетов как предприятия в целом, так и всех его подразделений;
  • своевременной консолидации финансовых и количественных данных в сколь угодно сложной и непрерывно изменяющейся организационной структуре предприятия;
  • автоматического предупреждения об отклонениях от планов с возможностью незамедлительного анализа причин;
  • многовариантного прогноза развития событий по принципу «что если»;
  • широкого вовлечения сотрудников предприятия в процесс достижения корпоративных целей за счет применения технологии единого информационного пространства.

И, наконец, «система для себя» должна быть интуитивно понятной и позволять любому неискушенному в компьютерных технологиях менеджеру самостоятельно, без привлечения технических специалистов, составлять аналитические отчеты и генерировать всевозможные прогнозы.

Все предприятия холдинга должны на данном этапе превратиться в единое информационное пространство в результате внедрения таких технологических средств, как маршрутизация и хранение электронных документов.

Продолжительность данного этапа не должна превышать более чем 4—6 месяцев. Достигнутый уровень автоматизации обеспечит Холдинг масштабируемыми технологиями, эластичными по отношению к любым темпам организационного роста. Но максимальную эффективность использования приложения бюджетного планирования можно добиться только путем внедрения на всех предприятиях Холдинга комплексного приложения, предназначенного для управления ресурсами предприятий.

Шаг № 5. Автоматизировать комплексное управление ресурсами

Приложения по автоматизации управления ресурсами предприятий используются производственными и торговыми предприятиями. Минимально необходимый набор функций таких приложений:

  • Производственное планирование (MRP).
  • Управление цепочкой поставок (SCM).
  • Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM).
  • Управленческий учет.
  • Контроллинг.
  • Персонал.
  • Проекты.
  • Управление знанием (Knowledge Management).

Внедрение таких приложений позволит полностью реализовать разработанные ранее корпоративные стандарты управления и получить колоссальный экономический эффект за счет достижения следующих показателей:

  • Уменьшения страховых запасов на складах.
  • Уменьшения складских площадей.
  • Увеличения оборачиваемости товарно-материальных запасов.
  • Увеличения поставок точно в срок.
  • Снижения задержек с отгрузкой готовой продукции.
  • Уменьшения сроков закрытия учетного периода.
  • Увеличения оборачиваемости средств в расчетах.
  • Уменьшения затрат на административно-управленческий аппарат.
  • Устранения ручной подготовки и сопровождения документов.
  • Уменьшения финансовых потерь за счет повышения точности учета затрат.
  • Уменьшения объема неликвидных активов.
  • Уменьшения потерь от ошибок инвестиционного планирования.
  • Уменьшения потерь от ошибок бюджетного планирования.
  • Увеличения объема свободных денежных средств.
  • Уменьшения дебиторской задолженности.            

Дополнительные выгоды стандартизации и автоматизации

Опыт тысяч преуспевающих компаний из многих стран мира показывает, что внедрение корпоративных стандартов и автоматизация позволяют не только стремительно развиваться, но и увеличивать стоимость управляемого бизнеса. Потенциальный инвестор, в первую очередь, интересуется тем, насколько быстро он сможет начать управление объектом инвестиций. Использование современных технологий, признанных во всем мире, убедит его в том, что приобретаемый объект имеет дополнительную ценность. При покупке автомобиля за выбор улучшенной системы рулевого управления и повышенный уровень безопасности обычно принято доплачивать!

Итак, чтобы обуздать растущий на глазах Холдинг, нужно:

  • Шаг № 0. Идентифицировать управленческие проблемы.
  • Шаг № 1. Разработать единые стандарты управления.
  • Шаг № 2. Подготовить персонал.
  • Шаг № 3. Разработать план автоматизации функций управления.
  • Шаг № 4. Автоматизировать бюджетное планирование и документооборот.
  • Шаг № 5. Автоматизировать комплексное управление ресурсами.

Как подписаться >>>

Начать дискуссию

Бухгалтерам придется чаще сдавать отчет ЕФС-1. «Куда уж чаще?» — недовольны бухгалтеры. 🤦‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1729

По мнению законодателей настоящий бухгалтер не ходит в отпуск, не спит, не ест, ну вы поняли. Иначе зачем укорачивать срок для сдачи ЕФС-1 еще для парочки кадровых мероприятий до одного дня. И еще плюс два важных изменения в отчете.

Иллюстрация: Вера Ревина Клерк.ру
Интернет и IT

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.

Отпуска

СФР: работник может оформить отпуск на один период только по одному основанию

Родителю, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежегодный оплачиваемый отпуск в это время не предоставляется.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

При назначении единого пособия в расчете доходов учитывают пенсии по потере кормильца

В доход семьи при комплексной оценке нуждаемости также входят трудовой заработок, пособия, алименты, проценты по вкладам, суммы от продажи имущества и т. п.

Ведение бизнеса

Минпромторг аккредитовал 19 объектов промышленной инфраструктуры и 7 промкластеров

Министерство промышленности и торговли во втором квартале 2024 года включило в федеральный реестр 26 промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Курсы валют

Центробанк будет по-новому определять курс доллара и евро

Банк России отсечет крайние значения курса, которые выбиваются из среднего диапазона. Данные будут получены на основании сведений о внебиржевых торгах между банками.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Налог на имущество

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается
Товарный знак

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
НДС

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры

Экспортеры заполняют «экспортные» разделы декларации по НДС, исходя из правил, установленных для подтверждения нулевой ставки НДС.

Какие разделы декларации по НДС заполняют экспортеры
Платежные системы

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?

В современном мире бизнеса все чаще звучат термины «руководитель» и «лидер». И многие предполагают, что у этих понятий одинаковый смысл. Однако на практике данные роли отличаются друг от друга и требуют особенных навыков и подходов.

Чем руководитель отличается от лидера, и есть ли у них что-то общее?
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Если говорить обобщенно и не вдаваясь в нюансы – раздельный учет применяется тогда, когда организация совмещает облагаемую и необлагаемую НДС деятельность. Применение раздельного учета позволяет выделить «входной» НДС, который относится к облагаемым операциям, и в дальнейшим предъявить эту сумму к вычету. Оставшуюся часть налога следует включить в стоимость приобретаемых товаров (услуг, работ).

Как перевести ТМЦ из необлагаемой деятельности в облагаемую при ведении раздельного учета НДС в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Интересные материалы

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»