Менеджмент

Что скрывается за первоапрельским юмором компаний

Невинные первоапрельские шутки компаний являются хорошим источником информации. Стараясь сделать корпоративные розыгрыши более правдоподобными, авторы невольно обращаются к проблемным для своей компании темам.

Невинные первоапрельские шутки компаний являются хорошим источником информации. Стараясь сделать корпоративные розыгрыши более правдоподобными, авторы невольно обращаются к проблемным для своей компании темам.

Иван Голунов

"В ближайшее время верстка, кухня, рекламная и техническая службы компании переводятся на аутсорсинг", - говорилось в письме, разосланном сотрудникам издательского дома GameLand 1 апреля. Послание было подписано гендиректором GameLand Дмитрием Агаруновым. Зная его стремление к максимальному сокращению издержек, работники восприняли текст всерьез. Но при распечатке письма появилась надпись: "Компьютерная группа поздравляет с 1 апреля! ". "Хорошо пошутили, - говорит Агарунов. - Идея перевода на аутсорсинг хорошая, но дорогая. Если сохранить нынешнее качество, это обойдется в 10 раз дороже". Именно это хотели узнать у руководства несколько сотрудников компании, которые написали шуточное распоряжение.

"Люди шутят на темы, которые их волнуют, но они боятся спросить об этом открыто, - считает ведущий специалист департамента внутрикорпоративных отношений агентства "PRопаганда" Илья Стернин. - Если в шутках эксплуатируется страх быть уволенным, значит, проблема ротации и поиска новых сотрудников актуальна для этой компании и сотрудники не уверены в своем будущем".

Шутливый маркетинг.

Корпоративные шутки внимательно анализируют компании, занимающиеся "агрессивным маркетингом". "Мы используем в работе информацию от знакомых, СМИ, с интернет-форумов для выяснения атмосферы и настроений сотрудников различных компаний, - рассказывает руководитель страхового агентства, пожелавший остаться неназванным. - Человек, которому в шутку пригрозили увольнением, начинает задумываться над степенью своей защищенности, и его легко убедить воспользоваться накопительным страхованием".

1 апреля 2003 г. петербургская строительная компания "Бекар" отправила журналистам пресс-релиз о получении компанией статуса агентства по развитию территории Кронштадта со ссылкой на распоряжение губернатора Петербурга. "Кронштадт должен превратиться в своего рода Манхэттен на Балтике. Здесь разместятся международный деловой центр, аэропорт для частных самолетов, а также так называемая "Деревня миллионеров", в которой будет установлен имущественный ценз для поселения в размере $1 млн", - говорилось в сообщении. Как пояснили в компании, шутка появилась не случайно. "Незадолго до 1 апреля архитекторы города "зарубили" наш проект реконструкции Выборгского района, в котором мы предлагали построить несколько небоскребов, назвав его капиталистическим, - рассказывает руководитель отдела PR группы компаний "Бекар" Сергей Федоров. - Шуткой мы хотели обратить внимание городских властей на проблемы, с которыми сталкиваются коммерческие застройщики". Чиновники юмор оценили, но две газеты, перепечатавшие "новость", пригрозили подать на "Бекар" в суд.

Партнер агентства PR Inc. /BBDO Group Ольга Дашевская считает, что "непродуманные розыгрыши журналистов и клиентов могут отразиться на их отношениях с компанией. "Иногда шутка может обидеть человека, поэтому нужно хорошо знать тех, кому она адресована. Слишком остроумные шутки нежелательно распространять на большую аудиторию, с которой нет обратной связи", - считает она.

Большой юмор.

Крупные компании, придумывая розыгрыши для клиентов и партнеров, стараются не обидеть их и ищут темы во внутренней кухне компании. В этом году пресс-служба РАО "ЕЭС России" распространила итоги первоапрельского заседания правления РАО. "Принято решение осуществить перерегистрацию РАО "ЕЭС России" с проведением среди претендентов - субъектов Федерации открытого тендера с инвестиционными условиями. [. .. ] Предполагается также арендовать для образуемого Центра управления реформированием большое офисное здание, расположенное в непосредственной близости к правительству России", - говорится в пресс-релизе. По словам аналитика ИГ "Атон" Александра Корнеева, первоапрельский розыгрыш РАО состоит из наиболее актуальных тем - реформирование, акционеры, региональные тендеры, аренда офисов - и не имеет отношения к реальному положению дел. "В последнее время журналисты проявляют внимание даже к незначительным корпоративным процедурам РАО, поэтому мы решили разыграть их, - объясняет руководитель пресс-службы РАО ЕЭС Татьяна Миляева. - Мы позволяем себе один раз в год подшутить над журналистами, большинство которых понимают, что это шутка".

Региональные энергокомпании соревнуются с РАО в чувстве юмора. "Красноярскэнерго" опубликовало сообщение об изменении рисунка на 10-рублевой купюре, где изображение Красноярской ГЭС будет заменено на здание одной из кипрских офшорных компаний. Тема офшоров была актуальна для Красноярского края и АО "Красноярскэнерго" до ноября 2002 г. : 19,74% акций АО принадлежали кипрской компании Bowland Investments Ltd.

"В каждой шутке есть доля серьезности. Если компания шутит над собой, это признак зрелости и рефлексии, - говорит Илья Стернин. - Никакая мысль не может прийти случайно: либо автор думает об этой теме, либо он хочет показать свои желания".

Страхи и мечты.

Если в очень крупных компаниях шутки для партнеров придумывают руководители среднего звена, то в компаниях поменьше шутки часто согласовываются с топ-менеджерами, которые добавляют в них актуальную информацию. Таким образом, невинные шутки позволяют конкурентам узнать планы компаний.

В День смеха торговая сеть "Белый ветер" объявила о продаже миллионного ноутбука: "Покупку совершил московский пенсионер Иван Степанович Сонин. Он выбрал ноутбук Whitewind Boss с матрицей 19. 1" и DVD-CDRW-приводом". "Ноутбуков Whitewind мы не выпускаем. Кроме того, объем продаж ноутбуков за все годы не превысили еще 700 000 шт. , - говорит PR-менеджер концерна "Белый ветер" Ольга Пьянова. - Несмотря на то что это была шутка, СМИ 2 - 3 апреля опубликовали эту новость, показывая доверие нашей компании и уверенность в том, что мы сможем это сделать". Пока "Белый ветер" производит под собственной торговой маркой только настольные компьютеры, однако не исключают возможности собирать под ней ноутбуки.

Зачастую топ-менеджеры компаний сами становятся участниками розыгрыша партнеров, которые пытаются затронуть проблемную для "жертвы" тему. 1 апреля сайт sostav.ru опубликовал сообщение о разрыве отношений компании "Тинькофф" с ведущими сотрудниками - креативным директором Оливьеро Тоскани и директором по маркетингу Самвелом Аветисяном. По версии сайта, Тоскани уезжает в Италию из-за "творческого кризиса", а Аветисян собирается выпустить собственное пиво "Мадам Тинькова". Аветисян посмеялся над шуткой, хотя считает форму подачи некрасивой по отношению к компании. "Шутку придумал Александр Трубников из sostav.ru, с которым мы часто обсуждаем внутреннюю кухню и слабые места [компании], - говорит Самвел Аветисян. - Все так бурно обсуждали назначение Тоскани, что мы даже испугались, что будет с нами, если он уйдет". Аветисян признался, что действительно в сотрудничестве с Тоскани существуют "некоторые проблемы". "Но ни я, ни Оливьеро не собираемся уходить из компании", - подчеркнул Аветисян.

Начать дискуссию