Менеджмент

За советы надо отвечать

Почти каждый консультант хотел бы попробовать себя в реальном бизнесе. Такой переход требует тщательной подготовки, предупреждают эксперты

Почти каждый консультант хотел бы попробовать себя в реальном бизнесе. Такой переход требует тщательной подготовки, предупреждают эксперты

Семь из 15 директоров издательства «Эксмо» в прошлом работали консультантами. Причем пятеро из них раньше были коллегами по работе: они перешли в «Эксмо» из российской консалтинговой компании Strategy Partners (до недавнего времени — «Стратегика»), рассказал гендиректор «Эксмо» Олег Новиков. В задачи бывших консультантов входят внедрение управленческих технологий (например, системы управления предприятием SAP), постановка маркетинга и развитие новых направлений бизнеса. «Мы с этими людьми хорошо знакомы», — продолжает Новиков. Другие кандидаты издательством не рассматривались, в этих людях руководители «Эксмо» были уверены. «Они перешли к нам, потому что им не хватало реальных дел», — считает Новиков.

Александр Острогорский

Трамплин в реальный бизнес

Бывший консультант «Стратегики» Сергей Анурьев перешел в «Эксмо» четыре месяца назад на должность заместителя генерального директора по электронной коммерции. Но с компанией и своим будущим руководителем он познакомился еще в 2003 г.: издательство Новикова заказало консультантам разработку стратегии. «Это был самый первый консалтинговый проект “Стратегики” в “Эксмо”, за ним последовали рекомендации по структуре, постановка системы управления по целям, разработка стратегии нового направления производства и продажи оцифрованного контента», — рассказывает Анурьев.

Никто не рассматривает консалтинг как дело всей жизни, все хотят в реальный бизнес, говорит Михаил Иванов, генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер», в прошлом — директор по маркетингу «Стратегики». Консалтинг — это хороший трамплин, считает генеральный директор консалтинговой компании «ПАКК» Сергей Романенко. «У нас в компании многие проработали три-пять лет и перешли на высокие позиции в компаниях реального сектора», — рассказывает он. Анурьев проработал в консалтинге шесть лет, пройдя в «Стратегике» почти все уровни иерархии — от аналитика до руководителя проектов. «Это и драйвово, и весело», — говорит он. Но результаты работы консультантов зачастую зависят не только от них самих, уверен Анурьев. Кроме того, работать в «Стратегике» Анурьеву стало слишком комфортно. «Захотелось вызова и роста», — признается он.

Менеджер должен принимать решения в условиях неопределенности: управлять людьми — ставить задачи и контролировать их выполнение, но профессия консультанта не развивает необходимые для менеджера компетенции, утверждает Романенко.

«В консалтинге ты работаешь на всем готовеньком, а здесь инфраструктуры нет, надо самому думать о том, куда посадить подчиненных, какую работу им поручить», — рассказывает Анурьев.

Готовность к борьбе

Работа в реальном бизнесе подойдет не всем бывшим консультантам, считает Виктория Филиппова, руководитель департамента «Финансы и аудит» хедхантинговой компании Cornerstone. «В консалтинговой компании тепличная атмосфера — это круг профессионалов одного интеллектуального и культурного уровня. Когда консультант переходит в компанию клиента, оказывается, что там надо учитывать интересы разных сторон, собственника, иметь в виду подковерные влияния, завоевывать авторитет у рабочих, об интересах и жизни которых бывший консультант может вообще не иметь представления», — объясняет он.

Взаимодействие с новыми коллегами может стать проблемой, соглашается Романенко. «Один наш бывший консультант столкнулся на новой работе с тем, что надо было уделять время внутриполитической борьбе в компании. Навыков такой борьбы у него не было, и он стал в ней проигрывать. Не было и навыков управления людьми, делегирования задач — а работы оказалось очень много. Вскоре наступило взаимное разочарование», — рассказывает Романенко.

Для того чтобы этого не происходило, консультантов нужно правильно встраивать в компанию, считает Новиков. «Консультанты начинают с реализации внутреннего проекта, а потом уже получают самостоятельный участок работы», — рассказывает он. Сразу ставить бывшего консультанта управлять оперативной работой нельзя — ему будет трудно быстро перестроиться, кроме того, это может внести разлад в работу существующей команды и вызвать ее сопротивление, соглашается директор редакции прикладной литературы «Эксмо» Евгений Капьев, тоже бывший консультант «Стратегики». «Я пришел в издательство в 2005 г., и моим первым проектом была постановка системы маркетинга, разработка стратегии и оптимизация структуры одной из редакций», — рассказывает Капьев. Завершив проект в начале 2007 г., Капьев возглавил одну из новых редакций «Эксмо» — прикладной литературы.

Цитата
Сергей Щебетов
управляющий партнер фонда прямых инвестиций Trifecta Capital Partners
«У консультантов хорошо развиты коммуникативные навыки, но не тогда, когда нужно защищать свои интересы»
Олег Новиков
гендиректор издательства «Эксмо»
«Консультанты получают самостоятельный участок работы лишь после успешной реализации внутреннего проекта»

Начать дискуссию