Менеджмент

На все готовенькое хотят попасть предприниматели, покупающие франшизу

Франчайзинг в последние годы обретает популярность. Накопившийся опыт франчайзеров - тех, кто лицензирует и продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему, - и франчайзи (покупателей) позволяет предпринимателям рассматривать его как эффективный способ вложить деньги, начать свое дело или диверсифицировать бизнес. По информации Российской ассоциации франчайзинга, с 2001 г. прирост франчайзинговых договоров составляет около 20% каждый год.

В январе этого года Роман Егин продал свой ресторан, расположенный на юго-востоке Москвы. На вырученные деньги он купил две франшизы - в области общепита и туризма. По его словам, в собственном деле он зашел в тупик: "бизнес был простой и скучный". Стало понятно, что развитие возможно только за счет создания брэнда и, соответственно, больших вложений. Роман решил, что лучше купить имя и прочие условия франшизы, оставив за собой лишь управление.

Франчайзинг в последние годы обретает популярность. Накопившийся опыт франчайзеров - тех, кто лицензирует и продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему, - и франчайзи (покупателей) позволяет предпринимателям рассматривать его как эффективный способ вложить деньги, начать свое дело или диверсифицировать бизнес. По информации Российской ассоциации франчайзинга, с 2001 г. прирост франчайзинговых договоров составляет около 20% каждый год.

Первая франшиза, которую купил Роман Егин, - договор с туристической компанией "Куда.ru". Вторая - шведской сети ресторанов быстрого питания Wokie Dokie. По словам Егина, на туристическую франшизу он потратил $30 000 - на каждый из трех купленных офисов. По договору ему придется платить "Куда.ru" 2% от оборота каждый месяц и раз в неделю - $200 на маркетинг. Договор с Wokie Dokie стоил Егину $25 000, роялти - 9%.

При этом, если над рестораном Егину еще придется работать и вкладывать деньги - он откроется только осенью, - туристические офисы достались ему "под ключ", с персоналом и менеджментом (в среднем четыре человека на офис). Ему оставалось только представиться и повысить агентам проценты от продаж. Как пояснил предприниматель, чтобы "снять входной стресс" и сразу же стимулировать их к работе. Единственное, что Егин изменил, - это снял для одного офиса еще одну комнату, поменял везде мебель, отремонтировал помещения, уволил несколько сотрудников, а также поставил приглядывать за бухгалтерскими расчетами своего человека.

По словам консультантов из "Магазина готового бизнеса", стоимость открытия одной точки по франчайзинговому договору весьма условна - все зависит от возможностей франчайзи, затрат на помещения, аренду. Для общепита средняя стоимость инвестиций составляет в Москве $120 000 - 150 000, для туризма - $12 000 - 17 000.

К лету, под туристический бизнес, Егин планирует купить еще два офиса. Дело в том, что первые три довольно быстро показали жизнеспособность. В марте - апреле они в среднем принесли $2000 чистой прибыли. По данным компании "Магазин готового бизнеса", сферы туризма и общепита являются самыми быстрыми с точки зрения окупаемости. В первом случае деньги можно вернуть в среднем за 8 месяцев - 1,5 года, во втором - за 1 - 2,5 года. Химчистки могут окупиться в течение двух лет, за чуть больший срок торговые предприятия - около 2,5 года.

Предприниматель Сергей Исаев, который купил три офиса туристической компании "Путевочка" чуть больше недели назад, также рассчитывает на быструю прибыль. Но прежде всего, как и Егина, его привлекла быстрота появления бизнеса. "Вчера захотел, а сегодня он уже работает, - говорит он. - Я помню, сколько усилий мне требовалось для открытия собственных спортивных магазинов, такого никому не пожелаешь! " Для начинающего предпринимателя Ивана Садырина франшиза на "Путевочку" стала первым бизнес-опытом. Он намерен совмещать управление агентством со своей работой - продажами в одной из строительных компаний Москвы, об этом он уже договорился с руководством. "С одной стороны, это вложение денег, - размышляет Садырин. - С другой - я смогу разобраться в туристическом бизнесе и понять, нужно ли продолжать и открывать что-то свое. Кроме того, судя по всему, управление у меня не займет много времени".

А Романа Егина, кроме готового бизнеса и брэнда, подкупило еще несколько условий: "Куда.ru" взяла на себя разработку маркетинга и рекламы, страхование, обучение персонала, помощь в юридических вопросах и пр. "У меня знакомые больше платят милиционерам, чем сами зарабатывают, здесь же такие вопросы франчайзер обязуется решать сам", - говорит он. В Wokie Dokie кроме похожих условий ему импонировали нежесткие требования к меню. "Обычно сети общепита не разрешают отклоняться от меню. Здесь же я могу действовать по собственному усмотрению и предлагать посетителям что-нибудь свое, вплоть до "пирожков от бабушки". А если я, например, заболею, франчайзер может и поуправлять за меня. Это не прописано в договоре, но это отвечает сложившимся партнерским отношениям", - уверяет Егин.

К ресторанному бизнесу Егин прежде имел отношение, поэтому заранее знал, на что можно рассчитывать. Первую прибыль он ждет в течение трех месяцев. Туристическая же стезя ему была неизвестна. Чтобы войти в курс дела, в течение месяца он попробовал на себе весь цикл работы - выписывал клиентам путевки, рассчитывал проценты для зарплаты агентам, общался с туроператорами. "Чтобы знать, что спрашивать с персонала", - объясняет он.

По мнению Романа Егина, риски, которые он получил вместе с франшизой, присущи любому бизнесу. Впрочем, есть ряд рисков, типичных именно для франчайзинга. Как рассказал Владислав Кочетков, руководитель департамента PR "Магазина готового бизнеса", один из их клиентов, уже несколько лет владеющий франшизой известной ресторанной сети, недоволен своим выбором. Прежде всего, он переоценил возможности брэнда и тот не смог перетянуть потребителей близлежащего конкурента. Другая проблема, с которой он столкнулся, - покупка оборудования. По условиям контракта владелец вынужден приобретать его у поставщиков франчайзера, что обходится ему в два раза дороже рыночных цен. Кроме того, франчайзер не помогает вести бизнес.

По мнению Валерия Перкова, генерального менеджера Российской ассоциации франчайзинга, франчайзи должен сам внимательней относиться к договору. Например, сопровождение бизнеса, обучение персонала должны быть в него включены - это общемировая практика. Кроме того, Перков советует франчайзи, прежде чем принять решение, обойти коллег по марке, чтобы узнать, насколько бизнес прибылен. А в идеале - убедиться в доходности бизнеса самого франчайзера. Правда, только немногие франчайзеры открывают все карты, ссылаясь на так называемую коммерческую тайну. Но в противном случае новоявленный франчайзи будет мало от чего застрахован, ведь в России нет юридической базы, позволяющей четко контролировать деятельность всех сторон франчайзингового соглашения. Правда, по той же причине рискует и франчайзер - например, его "младший брат" в любой момент может поменять вывеску и начать работать под другим именем.

По словам Егина, франчайзеры, с которыми он столкнулся, не предъявляли к нему непомерных требований, как к будущему франчайзи. "Они оценивали мою платежеспособность и адекватность", - вспоминает он. В большинстве случаев компании оценивают присмотренное помещение и условия арендодателя. Правда, бывают и более строгие условия. Владимир Дьяков, начальник отдела развития лицензирования компании "Росинтер Ресторантс", которая с 1998 г. развивает систему франчайзинга по открытию предприятий быстрого обслуживания "Ростик'с", говорит, что компания предпочитает опираться на проверенных партнеров, имеющих опыт совместной работы и уже показавших способность выдерживать жесткие стандарты качества. Например, соблюдать меню, цены, дизайн - и вносить все изменения только после формальных согласований с холдингом.

Наталья Ульянова

Начать дискуссию