В скором времени на получение письменного ответа из налоговой инспекции любой гражданин будет тратить не более 15 дней. За устной консультацией он сможет обратиться к любому налоговому инспектору УМНС в любой день и час. При этом чиновник будет обязан «корректно и внимательно», "не унижая чести и достоинства", рассказать налогоплательщикам об их правах и обязанностях, новостях законодательства, а также помочь заполнить необходимые бланки. Именно такие правила прописаны в новом регламенте организации работы налоговиков, принятом МНС в начале августа и вступающем в силу через полтора месяца. До сих пор единого для всех инспекций регламента не существовало, а многочисленные приказы МНС, которыми руководствовались налоговики, не содержали конкретных подробностей. В результате налогоплательщики были вынуждены выстаивать очереди к "своему" инспектору и неделями ждать официальных ответов от чиновников.
Наталия Биянова
Мария Селиванова
В пятницу налоговое министерство обнародовало регламент организации работы с
налогоплательщиками, который должен соблюдаться сотрудниками всех налоговых инспекций.
Если налоговикам удастся воплотить положения регламента в жизнь, то поход предпринимателей
в налоговую инспекцию будет восприниматься если не как удовольствие, то уж точно
как необременительное дело, занимающее всего несколько минут.
Во-первых, принимать налогоплательщиков инспекторы обязаны в течение всего рабочего
дня, а не в строго определенные часы. Хотя регламент и предусматривает, что для
отдельного должностного лица работа 'по непосредственному приему налогоплательщиков
не должна превышать четырех часов в день', но для того, чтобы не было сбоев и
очередей, прием будет вестись посменно. Произвола, например прикрепления налогоплательщиков
к конкретному инспектору по первым буквам фамилий, названий организаций или по
улицам, как это происходит сейчас, больше не будет.
Ответ от налоговых органов на письменный вопрос граждане, а также компании, сдающие
отчетность через Интернет, смогут получить максимум через 15 дней, а остальные
организации - не позднее чем через 30 дней после его подачи. Сроком в 15 дней
ограничена теперь и процедура сверки налоговой отчетности для получения справки
об отсутствии задолженности. По словам бухгалтеров, сейчас процедура сверки занимает
порой несколько недель, а сроки предоставления налоговиками ответов на запросы
строго не оговорены.
Что же касается устных вопросов, то их налогоплательщик теперь сможет задавать
сколько угодно: регламент предписывает сотрудникам УМНС проводить бесплатные
консультации по действующим налогам, порядку их уплаты, а также разъяснять, как
следует заполнять формы налоговой отчетности. При этом гражданин может не опасаться,
что за докучливость нарвется на грубость: отныне налоговики должны общаться с
клиентами «корректно и внимательно», «не унижая их чести и достоинства, формируя
позитивное отношение к налоговым органам». Если же сотрудник УМНС не будет следовать
инструкции в этом пункте, то гражданин легко может пожаловаться на виновного:
у каждого сотрудника на груди будет беджик с указанием имени и фамилии.
Если посетитель захочет уточнить ответ на интересующий его вопрос, то сможет
поискать его самостоятельно в компьютере, расположенном в зале работы с посетителями.
Правила работы со справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс»
должны находиться рядом.
Помимо этого каждая инспекция будет оснащена дополнительными источниками информации,
как это бывает в аэропорту или на вокзале: системой 'звукового информирования
налогоплательщиков', световым информационным табло или бегущей строкой и электронной
системой управления очередью. Регламент оговаривает даже такие подробности, как
месторасположение табло: оно должно находиться при входе в помещение на высоте
не менее 2,2 метра от пола.
А чтобы научиться работать быстро и вежливо, налоговикам предписано повышать
свою квалификацию не менее трех часов в неделю.
Впрочем, клиенты налоговиков считают, что новая инструкция мало что изменит в
их жизни. 'Конечно, хорошо, что инспектора параллельно будут учиться, если при
этом время на работу будет оставаться, - заявил ГАЗЕТЕ вице-президент общественной
организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин.
- Но наиболее квалифицированные специалисты из этой системы убегают, тем более
после неразберихи с упразднением МНС'. А вот член координационного совета профсоюза
предпринимателей 'Лига Свободы' Георгий Комаров и сейчас считает работу налоговых
органов вполне удовлетворительной. 'Сейчас в районных инспекциях нет 'Гаранта',
но все вопросы можно задать инспектору, - рассказал он ГАЗЕТЕ. - Если поход в
налоговую не затягивать до последнего числа сдачи отчетности, то общение с инспектором
- простой процесс'.
Начать дискуссию