Новости ФНС

Налоговиков обязали видеть в гражданах людей

В скором времени на получение письменного ответа из налоговой инспекции любой гражданин будет тратить не более 15 дней. За устной консультацией он сможет обратиться к любому налоговому инспектору УМНС в любой день и час. При этом чиновник будет обязан «корректно и внимательно», "не унижая чести и достоинства", рассказать налогоплательщикам об их правах и обязанностях, новостях законодательства, а также помочь заполнить необходимые бланки.

В скором времени на получение письменного ответа из налоговой инспекции любой гражданин будет тратить не более 15 дней. За устной консультацией он сможет обратиться к любому налоговому инспектору УМНС в любой день и час. При этом чиновник будет обязан «корректно и внимательно», "не унижая чести и достоинства", рассказать налогоплательщикам об их правах и обязанностях, новостях законодательства, а также помочь заполнить необходимые бланки. Именно такие правила прописаны в новом регламенте организации работы налоговиков, принятом МНС в начале августа и вступающем в силу через полтора месяца. До сих пор единого для всех инспекций регламента не существовало, а многочисленные приказы МНС, которыми руководствовались налоговики, не содержали конкретных подробностей. В результате налогоплательщики были вынуждены выстаивать очереди к "своему" инспектору и неделями ждать официальных ответов от чиновников.

Наталия Биянова
Мария Селиванова

Газета

В пятницу налоговое министерство обнародовало регламент организации работы с налогоплательщиками, который должен соблюдаться сотрудниками всех налоговых инспекций. Если налоговикам удастся воплотить положения регламента в жизнь, то поход предпринимателей в налоговую инспекцию будет восприниматься если не как удовольствие, то уж точно как необременительное дело, занимающее всего несколько минут.

Во-первых, принимать налогоплательщиков инспекторы обязаны в течение всего рабочего дня, а не в строго определенные часы. Хотя регламент и предусматривает, что для отдельного должностного лица работа 'по непосредственному приему налогоплательщиков не должна превышать четырех часов в день', но для того, чтобы не было сбоев и очередей, прием будет вестись посменно. Произвола, например прикрепления налогоплательщиков к конкретному инспектору по первым буквам фамилий, названий организаций или по улицам, как это происходит сейчас, больше не будет.

Ответ от налоговых органов на письменный вопрос граждане, а также компании, сдающие отчетность через Интернет, смогут получить максимум через 15 дней, а остальные организации - не позднее чем через 30 дней после его подачи. Сроком в 15 дней ограничена теперь и процедура сверки налоговой отчетности для получения справки об отсутствии задолженности. По словам бухгалтеров, сейчас процедура сверки занимает порой несколько недель, а сроки предоставления налоговиками ответов на запросы строго не оговорены.

Что же касается устных вопросов, то их налогоплательщик теперь сможет задавать сколько угодно: регламент предписывает сотрудникам УМНС проводить бесплатные консультации по действующим налогам, порядку их уплаты, а также разъяснять, как следует заполнять формы налоговой отчетности. При этом гражданин может не опасаться, что за докучливость нарвется на грубость: отныне налоговики должны общаться с клиентами «корректно и внимательно», «не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам». Если же сотрудник УМНС не будет следовать инструкции в этом пункте, то гражданин легко может пожаловаться на виновного: у каждого сотрудника на груди будет беджик с указанием имени и фамилии.

Если посетитель захочет уточнить ответ на интересующий его вопрос, то сможет поискать его самостоятельно в компьютере, расположенном в зале работы с посетителями. Правила работы со справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс» должны находиться рядом.

Помимо этого каждая инспекция будет оснащена дополнительными источниками информации, как это бывает в аэропорту или на вокзале: системой 'звукового информирования налогоплательщиков', световым информационным табло или бегущей строкой и электронной системой управления очередью. Регламент оговаривает даже такие подробности, как месторасположение табло: оно должно находиться при входе в помещение на высоте не менее 2,2 метра от пола.

А чтобы научиться работать быстро и вежливо, налоговикам предписано повышать свою квалификацию не менее трех часов в неделю.

Впрочем, клиенты налоговиков считают, что новая инструкция мало что изменит в их жизни. 'Конечно, хорошо, что инспектора параллельно будут учиться, если при этом время на работу будет оставаться, - заявил ГАЗЕТЕ вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин. - Но наиболее квалифицированные специалисты из этой системы убегают, тем более после неразберихи с упразднением МНС'. А вот член координационного совета профсоюза предпринимателей 'Лига Свободы' Георгий Комаров и сейчас считает работу налоговых органов вполне удовлетворительной. 'Сейчас в районных инспекциях нет 'Гаранта', но все вопросы можно задать инспектору, - рассказал он ГАЗЕТЕ. - Если поход в налоговую не затягивать до последнего числа сдачи отчетности, то общение с инспектором - простой процесс'.

Начать дискуссию