Это удивительно, но именно Гете назвал принцип двойной записи в бухучете прекраснейшим из изобретений человеческого ума. Я сомневаюсь, что великий немецкий мыслитель был озабочен развитием торговых отношений своей родины с США или бюджетной политикой недавно созданной Американской республики. Но именно бухучет, основанный на принципе двойной записи, позволяет определить, когда дефицит является проблемой, а когда — нет.
Если у нас возникает дефицит, то это отражается как профицит в такой же колонке в книгах наших контрагентов. Дефицит счета текущих операций, о котором все говорят, означает: американцы покупают больше товаров и услуг, чем продают. При этом есть соответствующий профицит по счету операций с капиталом: весь остальной мир покупает больше активов, номинированных в долларах, чем продает.
Хорошая система управленческого учета предполагает, что отрицательные результаты должны быть сигналом: необходимо вмешательство менеджеров. При этом анализ отчетности невозможен без глубокого понимания бизнеса. Авиакомпания может терять деньги на ближнемагистральных перевозках и получать прибыль на дальнемагистральных, но без глубокого понимания всего бизнеса нельзя сказать, что это — плохой менеджмент или хорошая стратегия. То есть правильная оценка отрицательных показателей зависит от контекста.
Оптимизм — это неотъемлемая часть финансовых операций, так же как и тезис о том, что потери сегодня — это инвестиции в будущее. Этот аргумент приводили и в случае с убытками интернет-компаний, и в случае с сокращением налогов, предпринятым Джорджем Бушем.
Определить, что относится к государственному сектору, а что — к частному, тоже не так просто, как может показаться. Осознание того, что можно создать частные активы, не создавая пассива на балансе госсектора, принесло огромные прибыли банкирам и консультантам в последние 20 лет — это стимулировало приватизацию и различные частно-государственные проекты.
Экономические или коммерческие намерения всегда должны переводиться на язык четких правил. Но эти правила никогда не смогут угнаться за гибкостью изобретательного человеческого разума. Enron далеко не исчерпывал спектр возможностей при игре против четко сформулированных правил.
Бывает, что отрицательные показатели не важны и не опасны: дефицит счета текущих операций Германии после ее объединения был результатом того, что многие иностранные инвесторы вложили средства в восстановление инфраструктуры восточной части страны. Опыт показывает, что бухгалтерский взгляд на на цифры в отчетах — лучший способ предвидеть будущие проблемы. Более тонкого способа пока не придумано. (FT, 7.09.2004, Дмитрий Сурков)
Джон Кэй, обозреватель FT
Начать дискуссию