С высокой долей вероятности Александр Шохин завтра сменит Аркадия Вольского на посту президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). С уходом Вольского заканчивается эпоха, в ходе которой РСПП под водительством мудрейшего Аркадия Ивановича прошел путь от объединения «красных директоров» до «профсоюза олигархов».
При взгляде на биографию Вольского сразу вспоминается знаменитое «От Ильича до Ильича — без инфаркта и паралича». Сотрудник ЦК КПСС с 1969 года, Вольский был помощником двух генсеков — Андропова и Черненко, а затем возглавил один из отраслевых отделов ЦК. При Горбачеве Вольского кинули на тушение карабахского пожара— наиболее масштабного территориального спора между союзными республиками, перешедшего в вооруженный конфликт. Не обошлась без услуг Вольского и новая российская власть: в январе 1992 года он был делегирован в только что созданный РСПП, призванный нейтрализовать агрессивное отношение директорского корпуса к экономическим реформам Гайдара. Пожалуй, что в начале 1990-х влияние Вольского достигало наивысшей точки. Умение достичь компромисса спасло Вольского и позже, когда к РСПП проявили интерес олигархи, увидевшие в слегка позабытой к концу десятилетия организации легитимный институт для бодания с властью.
Вольский подтвердил репутацию опытного аппаратчика: довольно скоро он уже называл олигархов, вошедших в специально созданное под них бюро правления РСПП, покровительственно-снисходительно «ребята» — и начал водить их в Кремль, на встречи с президентом.
Александра Шохина тоже можно считать политическим долгожителем: бывший завлаб ЦЭМИ успел поработать во власти еще во времена СССР в качестве начальника управления МИДа при «демократическом министре» Эдуарде Шеварднадзе. Был министром труда и экономики, дважды — вице-премьером, играл заметную роль в созданной Виктором Черномырдиным «правящей» партии «Наш дом— Россия». В прошлом году, уже уйдя с государственной службы, стал членом «Единой России».
Говорят, что Вольский продолжает работать в том же кабинете на Старой площади, который онзанимал, будучи завотделом ЦК. В данном случае стены определенно имеют влияние: похоже, что быть руководителем РСПП и не «колебаться вместе с линией партии» невозможно.
Начать дискуссию