Институт “Общественная экспертиза” приступил к составлению “Черной книги России”, чтобы возродить в стране институт репутации. В “позорный список” попадут те, чьи поступки наносят ощутимый вред обществу, противоречат “закону, морали и принципам гуманизма”. По замыслу авторов идеи, все фигуранты списка должны быть публичными фигурами и находиться на свободе, т. е. в книгу попадут только те, кого невозможно призвать к ответственности иными способами. В роли судей выступают 12 членов общественного совета, среди которых Людмила Алексеева, Алексей Кара-Мурза, Борис Стругацкий, Мариэтта Чудакова и др.
Имена первых фигурантов черного списка уже опубликованы. Первым стал судья Белгородского областного суда Виктор Кошманов, который в 2001 г. вынес обвинительный приговор депутату Белгородской думы и журналистке Ольге Китовой. После очередного журналистского расследования о пытках в правоохранительных органах на Китову завели сразу три уголовных дела по пяти статьям — в том числе и за побои, которые худенькая журналистка якобы нанесла группе офицеров милиции (после этого эпизода Китова оказалась в реанимации). Судья признал ее виновной по всем статьям (включая “клевету”, “оскорбление” и проч.). В 2004 г. Верховный суд полностью оправдал журналистку и обязал прокурора области публично извиниться. Областной судья, вынесший обвинительный приговор, до сих пор работает в этой должности.
Следующий кандидат в черный список — это судья, который не позволил лимоновцу Владимиру Линду увидеться с умирающим отцом. Бывший судья Гаагского трибунала Яап Ян Линд был смертельно болен и на прошлой неделе ушел из жизни в Нидерландах путем эвтаназии. Его сын участвовал в захвате общественной приемной администрации президента в декабре 2004 г. и с тех пор находится в СИЗО. Суд не разрешил ему увидеться с отцом, несмотря на готовность посольства Голландии поручитьза за него. В итоге Владимир смог сделать телефонный звонок продолжительностью 1 мин., но попрощаться с умирающим ему разрешили на русском языке, которым бывший гаагский судья владел плохо. Вчера суд не позволил лимоновцу поехать на похороны отца.
В “Черную книгу” попал также спикер Госдумы Борис Грызлов — за приказ № 870 дсп, который он издал, будучи министром внутренних дел (на основании этого приказа милиционеры проводили зачистку в Благовещенске). В списке оказались и коллеги Грызлова по Государственной думе, подписавшие знаменитое антисемитское письмо в Генпрокуратуру.
Кстати, с Грызловым вышел забавный казус. Дело в том, что спикер одновременно фигурирует и в “Черной книге России”, и в энциклопедии “Лучшие люди России”, которая успешно пережила уже четыре выпуска и готовится к пятому. Главный редактор энциклопедии Антон Бруй утверждает, что факт попадания в нее “является признанием выдающихся заслуг гражданина России перед государством”. В последнем томе таких граждан насчитывается 15 000. Попасть в рубрику “Родины славные сыны и дочери” можно бесплатно, но для этого нужно заручиться рекомендацией федеральных и региональных органов власти или определенных общественных организаций. Правда, стандартная статья в этой рубрике выглядит достаточно скромно и описывает заслуги фигуранта буквально в двух словах: например, о директоре завода “Ремтрансформатор” из поселка Лесогорск говорится лишь, что его предприятие обеспечивает работой 132 человека, занимается капремонтом и модернизацией трансформаторов, грузоподъемных электромагнитов и катушек трансформаторов и, по данным районной администрации, “работает стабильно и имеет положительные тенденции развития”. В чем “выдающиеся заслуги” директора перед государством, при этом не объясняется.
Чтобы заслуги стали очевидными, к рекомендациям нужно добавить 96 000 руб. — за эти деньги “славный сын Родины” получает расширенную версию статьи сразу с несколькими фотографиями, специальный диплом, именную медаль (бронзовый мальтийский крест с эмалью, двуглавым орлом и муаровой лентой насыщенного синего цвета), специальное удостоверение и экземпляр энциклопедии.
В том, что “почетная” и “позорная” книги ведут ожесточенную конкуренцию за одного и того же Бориса Грызлова, нет ничего удивительного — качественно отделять агнцев от козлищ — задача не для человека. Интересно другое. Антон Бруй утверждает, что его проект “успешно развивается в русле ФЦП “О патриотическом воспитании граждан на 2001-2005 гг.”. На самом деле не подать руки судье, который позорит страну своими незаконными решениями, было бы гораздо более патриотично, чем купить себе медаль лучшего гражданина этой же страны за 96 000 руб. И в этом смысле “позорная книга России” патриотичнее, чем “почетная”. Но чиновники этого почему-то не понимают — во всяком случае, энциклопедия уже получила “множество благодарностей от госструктур различного уровня”, а “Черная книга России” — пока ни одной.
Институт “Общественная экспертиза” приступил к составлению “Черной книги России”
В “позорный список” попадут те, чьи поступки наносят ощутимый вред обществу, противоречат “закону, морали и принципам гуманизма”.
Начать дискуссию