Экономика России

Акватория Москвы-реки может стать местом новой масштабной застройки

Бизнесмены предлагают столичному правительству согласиться на государственно-частное партнерство по освоению водных и прибрежных пространств Москвы-реки.
Акватория Москвы-реки может стать местом новой масштабной застройки
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Бизнесмены предлагают столичному правительству согласиться на государственно-частное партнерство по освоению водных и прибрежных пространств Москвы-реки. Об этом в ходе круглого стола «Река Москва - новые возможности для модернизации городской среды. Реальность и перспективы», проходившего в рамках 16-й международной выставки коммерческой недвижимости и инвестиций Expo Real сообщил председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.

«Когда в Москве говорят о более эффективном использовании городских пространств, речь заходит в основном о редевелопменте промзон. Но сопоставимые возможности для города и бизнеса дало бы освоение водных и прибрежных пространств, - отметил Павел Гагарин. – Посудите, протяженность реки Москвы в границах столицы – 185 км, ширина – до 200 м, население в зоне притяжения – 3,5 млн. человек. Речной транспорт мог бы снизить нагрузку на другие виды транспорта, разгрузить улично-дорожную сеть, оттянуть на себя часть пассажиропотока и стать стимулом для развития Москвы как туристического и развлекательного центра. На воде и берегах можно размещать социально значимые объекты, например, гостиницы, автостоянки, спортивные сооружения и даже вертолетные площадки (в том числе для экстренных служб)».

По расчетам «Градиент Альфа», себестоимость возведения квадратного метра на воде – примерно $3500 (традиционное строительство на суше в два-три раза дешевле). Но, с другой стороны, и стоимость аренды участка на воде – всего 76 рублей в год, причем не за квадратный метр, а за всю площадь.

Иными словами, деньги для инвестиций есть. Главной проблемой участники рынка называют рассредоточение полномочий: водопользование и судоходство на внутренних водных путях контролируют целых 57 государственных органов. «Регулирование использования акватории рек и водоемов не входит в компетенцию города, по федеральному законодательству русло реки не является территорией Москвы, что значительно ослабляет возможности города по использованию этого пространства и ресурса", - отметил депутат Мосгордумы Иван Новицкий.

С 1990 года объемы грузовых и пассажирских перевозок в Московском регионе снизились в пять и в десять раз соответственно. Из 170 млн. тонн годового объема перевозок грузов в Московском регионе только 6% перевозится водным транспортом (в Германии, для сравнения, - 19%). При этом даже сейчас грузовой водный транспорт освобождает транспортный узел Москвы от 147 тысяч железнодорожных вагонов или полумиллиона грузовиков. 

По итогам круглого стола эксперты предложили правительству столицы реализовать экспериментальный инвестиционный проект.

«Негосударственная управляющая компания могла бы разработать правила реконструкции, строительства и эксплуатации причалов и другой прибрежной инфраструктуры, запустила бы несколько регулярных пассажирских маршрутов, демонтировала бы устаревшие и избыточные объекты прибрежной инфраструктуры, соорудила бы плавучие гостиницы для гостей чемпионата мира по футболу 2018 года, - пояснил суть проекта Павел Гагарин. - Содержание этой структуры не потребует расходов из бюджета. Эта структура интегрировала бы прибрежные объекты инфраструктуры с транспортной системой города, обеспечила бы финансирование негосударственными компаниями социальных проектов (уборка мусора на Москве-реке, обеспечение безопасности, реконструкция набережных) и взяла бы на себя ряд других обязательств».

Комментарии

3
  • Целестина

    Цитата:
    "Но, с другой стороны, и стоимость аренды участка на воде – всего 76 рублей в год, причем не за квадратный метр, а за всю площадь. "


    Что это за цены такие? ;)


  • v_ch
    А ещё можно застроить канализационные коллекторы. Выгоды от такой застройки будут ну очень высокими.
  • Целестина

    В Москве уже все застроили. Осталась только река