Несмотря на некоторое сокращение пассажиропотока и объективные экономические сложности, движение электропоездов в аэропорты Москвы продолжает оставаться прибыльным делом. Об этом 26 мая в ходе пресс-конференции, посвященной десятилетию деятельности компании «Аэроэкспресс», сообщил ее генеральный директор Алексей Криворучко. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По итогам 2014 года «Аэроэкспресс» перевез в России более 19,7 миллиона пассажиров (16,6 млн. - в аэропорты Москвы и обратно, остальное пришлось на пригородный маршрут до подмосковной Лобни, а также перевозки в аэропорты Казани, Сочи и Владивостока). Доля компании на рынке интермодальных перевозок Московского авиационного узла составила 21,65%.
За год, по словам Алексея Криворучко, «Аэроэкспресс» показал неплохие финансовые результаты. Выручка повысилась на 20%, превысив 6,2 млрд. рублей, прибыль составила 1,6 млрд. рублей.
Вместе с тем, в Москве компания фиксирует определенное снижение суммарного пассажиропотока. Если перевозки на Внуковском направлении вместе с ростом аэропорта значительно увеличились, то в Домодедово, наоборот, сократились - опять же из-за самого аэропорта. Трафик Шереметьево стабилен, но здесь свою роль сыграло открытие первого участка трассы Москва-Санкт-Петербург, который до сих пор эксплуатируется в бесплатном режиме. Помимо этого, отметил Криворучко, изменение логистики авиаперевозок привело к тому, что региональные пассажиры все чаще лишаются необходимости самостоятельно перебираться из одного аэропорта в другой. Стыковка транзитных рейсов происходит в одном и том же аэропорту в течение нескольких часов.
С 2015 года «Аэроэкспресс» отказался от обслуживания линий в Казани и Владивостоке, построенных, соответственно, к всемирной Универсиаде и саммиту АТС. «Местные администрации не компенсируют нам убытки, - пояснил Криворучко. - А для безубыточности на этих направлениях недостаточно пассажиров».
Сегодня место «Аэроэкспресса» в Казани и Владивостоке заняли местные перевозчики, которые имеют возможность продолжать пользоваться льготой по налогу на имущество. Для «Аэроэкспресса», по словам его гендиректора, платежи за инфраструктуру выросли в 100 раз, за 2015 год по этой статье предстоит заплатить 500 млн. рублей, так что возможности компенсировать убытки за счет «московской» прибыли больше нет.
В связи с резким ростом курса евро откладываются на неопределенный срок и поставки двухэтажных электричек швейцарской компании Stadler. Ранее планировалось, что двухэтажные поезда пойдут в московские аэропорты уже с июня этого года. Помощь из Фонда национального благосостояния в объеме около 25 миллиардов рублей, на которую так рассчитывал «Аэроэкспресс», верстая инвестиционные планы на 2015 год, также находится под большим вопросом.
Начать дискуссию