Как стало известно газете "КоммерсантЪ", новая редакция ГОСТа для наружной рекламы, подготовленная Минпромторгом, не смягчает стандарты, как обещали чиновники, а, напротив, ужесточает. Ей не соответствует большая часть установленных в стране рекламных щитов, сносить которые предлагается уже с 2017 года, минуя переходный период до 1 января 2020 года, предлагавшийся в рамках поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова. Это стало неожиданностью для властей Москвы, заключивших с операторами контракты на 75 млрд руб., и Санкт-Петербурга (оборот рынка — 5 млрд руб. в год), которые уже направили в правительство письма с протестами.
Сергей Собянин, в частности, напоминает, что столичный бюджет получает "рекордные для РФ доходы" от наружной рекламы (под угрозой оказались контракты, заключенные в 2013 году городом с операторами на десять лет, на 75 млрд руб.). К тому же 2 млн кв. м незаконной рекламы в Москве уже демонтировано, подчеркивает мэр. Глава администрации губернатора Санкт-Петербурга вице-губернатор Говорунов предупреждает об опасности полного уничтожения рынка наружной рекламы в Петербурге (оборот — 5 млрд руб. в год.), что приведет к потере не только доходов бюджета, но и "важного информационного ресурса".
По данным АКАР, рынок наружной рекламы в России в 2015 году упал на 21%, до 32 млрд руб. Как сообщал "Ъ", в протоколе совещания у Игоря Шувалова от 17 февраля Минпромторгу вместе с ФАС, Минэкономики, МВД и Росстандартом было поручено подготовить поправки к действующему постановление правительства об обязательном вступлении ГОСТа в силу с 1 марта 2016 года. Для уже установленных конструкций обязательность применения ГОСТа предполагалось отложить до 1 января 2020 года, а его требования смягчить. Росстандарт 29 февраля утвердил изменения, предложенные властями Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья, поправки поддержали ГИБДД, Росстандарт и господин Шувалов.
В исходной версии проекта постановления правительства, которую Минпромторг опубликовал в мае, был указан срок переходного периода до 1 января 2020 года. Но, согласно версии, доработанной в июне "по итогам общественного обсуждения", уже к 1 июля 2017 года должны быть заменены конструкции, нависающие над проезжей частью, а также расположенные на разделительных полосах и обочине дорог; до 1 января 2018 года — размещенные на расстоянии менее 350 м от аварийно опасных участков дорог и улиц вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах; до 1 июля 2018 года — на расстоянии менее 150 м от границ наземных пешеходных переходов и перекрестков вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах; до 1 января 2019 года — все конструкции, нарушающие ГОСТ.
С этим не согласились соисполнители проекта ФАС и Минэкономики, заявившие, что он противоречит поручению Игоря Шувалова. Александр Говорунов также указывает, что Минпромторг в ходе обсуждения проигнорировал позицию регионов и ТПП, а учел только предложения МВД, РСПП и Всероссийского общества автомобилистов, "полностью изменившие изначальный смысл проекта".
Как и за чей счет будет урегулирована эта ситуация, "остается неясным", констатирует Минэкономики. По мнению министерства, спорный проект приведет к потерям доходов региональных бюджетов, убыткам предпринимателей, нарушению конкуренции на рынке и массовым судебным искам к местным и региональным властям в связи с необходимостью демонтажа размещенных по итогам торгов на десять лет конструкций. Министерство также ссылается на мнение властей Санкт-Петербурга, Рязанской области, Челябинска и Алтайского края и Ассоциации коммуникационных агентств России.
Начать дискуссию