Интервью с президентом промышленной группы «МАИР»
На седьмом российском экономическом форуме в Лондоне бизнесмены из России не стали задавать представителям правительства острых вопросов или вступать с ними в очную полемику. Не вызвало возражений даже газетное интервью главы Министерства финансов Алексея Кудрина, в котором он говорил о положительном воздействии на бизнес дела ЮКОСа, не было также дискуссии о налоговой политике кабинета Михаила Фрадкова (НДПИ и т.д.). Часть бизнесменов, побывавших в Лондоне, сообщили RBC daily, что ездили туда обсудить с коллегами деловые вопросы и им было не до формальной повестки дня. Другие, видимо, согласны с политикой правительства. Фактически только один бизнесмен выступил с критикой действующей власти в России. О том, что как стоит выстроить работу исполнительной власти, RBC daily рассказал президент промышленной группы «МАИР» Владимир Макушин.
- Как Вы оцениваете выступление на конференции российских бизнесменов?
- Мне не понравились почти все выступления на конференции. Я на них смотрю и вижу, что у наших суперлиберальных министров идей серьезных нет. По секрету: на самом деле нет концепции и понимания того, что надо делать. Как-то один очень либеральный министр с трибуны рассказывал, что главная проблема бизнеса, оказывается, заключается в том, что трудно открыть предприятия. Я понял их логику: если работать не умеешь, то назовись либералом и рассказывай, что реформы гениальные, вот только народ достался жутко непонимающий своего реформенного счастья. И идет который год поток реформаторов – Егоров Гайдаров, Анатолиев Чубайсов, сейчас вот Герман Греф с Алексеем Кудриным. И рассказывают они нам – бизнесу – сказки о том, что скоро налоги будут меньше и, вообще, все будет для бизнеса шикарно, в 2006 году – что там НДС – ЕСН сократят. Дорогие, не вешайте нам лапшу на уши – о том, что будет потом. Лучше верните мне мои 35 млн долларов НДС, которые моим предприятиям уже год не возвращаете. Ведь дружественным фирмам новых и старых либералов НДС возмещается. А поповоду выступления бизнесменов, то не о том говорите, ребята, не о том думаете. Все же сейчас поглощены мыслью: где купить яйца Фаберже? Коллеги, а о Родине думать не пробовали… все эти годы? Да не о той Родине – не за океаном там, где паспорта и счета, а о той, где деньги качаете, на востоке – «Россия» называется.
- Но разве Вы не согласны с выступавшими коллегами и чиновниками, которые говорили о необходимости создания эффективной системы управления государством?
- Я абсолютно согласен с выступающими в том, что сегодня наиважнейшая задача, стоящая перед Россией, – это создание эффективной системы управления страной, формирование по-настоящему дееспособного правительства. Почему наиважнейшая? Да потому что еще несколько лет такого реформирования – и Россия неизбежно потеряет реальный суверенитет, ее ресурсы будут поделены, вероятно, США, Европой и Китаем. Я не хочу, чтобы мой народ, мое государство были лишены возможности самостоятельно пользоваться тем, что оставили нам наши предки. Какие успехи? Какая цена на нефть? Цены на нефть – наш успех? Мы стоим у последней черты. И поэтому ceйчac нам нужно мощное, умное, решительное и, если потребуется, беспощадное в утверждении либерaльныx реформ правительство, которое быстро смогло бы преодолеть главную проблему России – неконкурентоспособность ее экономики.
Какую основную цель должно преследовать это новое правительство, чтобы дocтичь тогo, o чeм говорили в Лондоне? Главное – это сломать, ликвидировать основные деструктивные силы, подавляющие рост конкурентоспособного бизнеса, препятствующие эффективным инвecтициям. Первый блок – это так называемые олигархи, о которых здесь говорили в каждом выступлении. Которые, во-первых, монополизировали большую часть экономики страны – у нас сплошь и рядом монополии, поэтому конкуренции нет. Во-вторых, за счет административного ресурса (а правильнее сказать – за счет взяток) они создали механизм перекачивания прибыли из других отраслей и ресурсов государства себе в карман. Они лишают конкурентный бизнес средств для развития, они делают экономику все более сырьевой, потому что именно на сырье легче всего заниматься этим грабежом. Поэтому не позднее осени, если правительство у нас либеральное, нужно ввести такие налоги и рeнтныe платежи, чтобы нефтью было заниматься не более интересно, чем, например, машиностроением. Вот это либерализм! Чтобы зарабатывать бизнесу можно было только производительным трудом, а не взятками – что, по сути, только и умеют наши олигархи делать.
- А после того как правительство разберется с бизнесменами, что ему делать?
- Есть вторая группа – это бюрократия, особенно региональная. Реально сегодня 90% бизнесменов бизнесменами не являются, это служащие у различного рода чиновников. Чиновниками сегодня фактически подмят бизнес. Но самое страшное другое: создан механизм мощной поддержки неконкурентоспособных бизнесов. Почему? Да потому что конкурентоспособные предприятия, производящие инновационную продукцию, совершенствующие свои технологии, не получают инновационную премию из-за того, что неконкурентоспособные предприятия могут легко восстановить, например, свою ценовую конкурентоспособность, просто поделившись прибылью с чиновниками, что и происходит сплошь и рядом. Я не знаю, какая должна быть прибыльность, чтобы преодолеть этот огромный барьер, который создают чиновники своими постановлениями или своим бездействием. Потому что сегодня «своим» предприятиям возмещается НДС при экспорте, «чужие» – могут ждать годами. «Свои» компании могут не выполнять лицензионные требования, не доплачивать налоги, иметь особые тарифы на энергоносители и т.д. и т.п. Поэтому сейчас нужно (наш президент как-то применил выражение «мочить») такую бюрократию «мочить»! Сократить ее не на 20–30%, а в разы.
- Вам часто приходится «общаться» с лишними чиновниками?
- Я возглавляю крупную по меркам России структуру, в апреле объем реализации будет более 100 млн долл. – оборот более 1 млрд долларов в год. До 70% своего времени мне приходится заниматься не управлением бизнеса, не внедрением новых технологий или организационных ноу-хау, а тем, чтобы отбиваться от всякого рода проверяющих, запрещающих и требующих. Приходят этакие (видно же сразу) «сирыe и убогиe» интеллектуально. Почему они не в бизнесе? Да потому что ничего не могут создать. Могут лишь пристроиться на какую-то должность и воровать, воровать, воровать. Ребята, если сами не умеете работать, не дaл вaм Бог способностей – так не мешайте другим работать!
- И какой Вы видите структуру власти, которая оставит Вам время на работу?
- Выскажу не очень популярную ныне мысль. Управление страной должно быть более централизованным. Все действия и функции любых органов власти, прежде всего на местах, должны быть контролируемы соответствующими федеральными структурами. Функции, имеющие принципиальное значение для экономики, должны быть не просто контролируемы, а управляемы (например, пресловутое лицензирование). Все распоряжения (по крайней мере, касательно работы экономических субъектов) должны идти с уровня не ниже министерств, а принципиальные – решаться на уровне аппарата правительства. И никаких этих агентств и служб с их нoрмaтивными актами. Я надеюсь, что их полгода подержат и ликвидируют. Хочется верить, что это просто такая грамотная уловка, чтобы понять, кто есть кто. А то, если они начнут создавать какие-то нормативные акты, мы вернемся туда, от чего пытаемся уйти.
Также необходимо четкое разделение функций правительственных органов: управленческих, контрольно-учетных, инновационных и предоставление услуг. Считаю большой ошибкой нaделение подразделений министерств любыми функциями контроля, кроме как контроля за работой своих же сотрудников. Принципиально важно, чтобы разделение функций было централизованно на уровне министерств и аппарата правительства. Разделение не в министерствах, когда министрам якобы подчиняются какие-то там контрольные и другие органы, которые услугикакие-то там оказывают населению. Это необходимо, чтобы любые существенные экономические противоречия, которые естественно возникают, были очевидны на уровне людей, непосредственно обличенных властью, достаточной для их рaзрешeния.
Я вам открою один маленький секрет. Почему сейчас ведутся разговоры о том, чтобы что-то передать регионам, чтобы сделать министров такими вот «настоящими, великими», способными принимать глобальные решения? За этим кроется то, что я сказал в начале беседы, – на самом деле люди не знают, что делать. Они будут ходить к Владимиру Владимировичу, будут рассказывать, что, знаете, мы очень умные и чрезвычайно либеральные люди, все у нас хорошо, реформы мы придумали замечательные, но только вот на низах... На деле эти люди неспособны принимать грамотных решений, и за такого рода финтами с агентствами и службами они скрывают свою некомпетентность.
- Какой могла бы быть структура правительства?
- Наличие множества агентств и служб, подчиненных министерству, только забюрократизирует процесс управления экономикой. Считаю, что достаточно будет десятка министерств c подконтрольными (напрямую подчиненными) территориальными органами. Структура могла бы выглядеть так: Министерство экономики с подконтрольными ему институтами разрабатывают экономическую модель страны в текущем режиме on-line, моделируют процессы в различных отраслях. Постоянно инвентаризируют (в споре пусть рождается истина) концепции управления, которые применяют министерства, непосредственно управляющие экономикой. Экономикой управляют несколько министерств: Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности (может быть Министерство военной промышленности). Отдельное министерство могло бы управлять государственной собственностью и предоставлять услуги государства.
- Тем не менее на конференции Вы окончили свое выступление на грустной ноте, сказав, что не очень верите в том, что так может быть…
- Я двенадцать лет в бизнесе. Жизнь научила смотреть на вещи реально, пoэтoму я вам так скажу: на самом деле, конечно, ничего не будет. Будет PR и сдача одной позиции за другой – наша коррумпированная, «импотентная» элита угробит страну. Поэтому я делаю это выступление больше для очистки совести, выполняю свой долг перед моим несчастным русским народом и его передовой частью – русским бизнесом. Настоящим бизнесом, а не этими, подвластными разным чиновникам людьми, якобы бизнесменами. Ну и, конечно, все равно есть маленькая надежда: а вдруг еще можно что-то сделать.
Отдел политики RBCdaily.ru
Начать дискуссию