НДС

НДС с авансов не будет. Спецсчетов тоже

После выступления президента появилось множество предложений с поправками в налоговое законодательство. Реанимированы даже некоторые законопроекты, которые уже были отклонены правительством и Госдумой России

После выступления президента появилось множество предложений с поправками в налоговое законодательство. Реанимированы даже некоторые законопроекты, которые уже были отклонены правительством и Госдумой России. Каких сюрпризов ждать бухгалтеру? C этим вопросом мы обратились к ОРЛОВУ Михаилу Юрьевичу , председателю экспертного совета по налоговому законодательству комитета по бюджету и налогам Государственной думы

- Правительство рассматривает несколько законопроектов с поправками в Налоговый кодекс РФ, в том числе и вопрос об отмене НДС с авансовых платежей. Какова его судьба?

- Законопроект об отмене НДС с авансов пока не рассматривается: в министерствах спорят, о чем шла речь в президентском послании. Чиновники Минэкономразвития и Минфина России считают, что президент говорил о необходимости отмены налогообложения всех авансов. А вот некоторые сотрудники налогового ведомства полагают, что речь идет только об отмене авансов в счет экспортных поставок.

- Но сам проект уже подготовлен? - В архивах Минфина и Минэкономразвития лежит несколько законопроектов, однако до сегодняшнего дня все подобные депутатские предложения получали отрицательное заключение правительства. Насколько мне известно, в настоящее время некоторые депутаты собираются внести очередной законопроект в надежде, что теперь правительство его поддержит. И, полагаю, небезосновательно.

- Так чья позиция победит: налоговиков или Минфина?

- Едва ли следует ожидать, что правительственные ведомства будут трактовать текст президентского послания в пользу налогоплательщиков. Однако думаю, что волю президента могло бы прокомментировать Экспертное управление Администрации Президента РФ. Уверен, что ответ будет однозначен: НДС не должен взиматься со всех авансовых платежей.

- Что конкретно депутаты предлагают в своем законопроекте?

- Во-первых, планируется отменить НДС со всех авансов. Во-вторых, сильно сократить перечень документов, обосновывающих нулевую ставку и налоговые вычеты по НДС. Это позволит упростить и ускорить возврат налога экспортерам.

В-третьих, предполагается разрешить застройщикам возмещать НДС еще до ввода объекта в эксплуатацию.

- Планируется ли дальнейшее снижение ставки НДС?

- Насколько я понимаю, пока задача снизить налог не стоит. В апреле Минфин в своем докладе правительству заявил, что снижение ставки НДС возможно лишь с 2006 года. Предлагается уменьшить налог до 16 процентов и вместе с этим отменить льготную 10-процентную ставку.

- В общем, пока все это только планы. А что сейчас, в этом году? Например, в государственном бюджете были запланированы 30 миллиардов рублей, которые правительство хотело получить от применения НДС-счетов. Появятся ли все-таки спецсчета?

- Уверен, что нет. Специалисты Минфина проанализировали итоги применения НДС-счетов в Болгарии и убедились в неэффективности этой меры. Надеюсь, что мы больше никогда не услышим предложений по реанимации этой затеи.

- В прессе пишут, что вместо НДС-счетов появится какая-то иная форма контроля за администрированием этого налога...

- Минфин совместно с Банком России прорабатывает вопрос об информационных базах, позволяющих отслеживать всю цепочку возмещения НДС. Неоднократно поднимался вопрос о необходимости вменить налогоплательщикам в обязанность сдавать электронные реестры выставленных и полученных счетов-фактур. Вместе с тем, как утверждают специалисты в области программного обеспечения, в настоящее время компьютерная обработка такого объема документов просто невозможна.

- А что насчет поправок в главу 26.2 Налогового кодекса РФ? Правда, что "упрощенцам" дадут возможность стать плательщиками НДС?

- Правительство уже поддержало депутатов-аграриев, предложивших систему добровольной уплаты НДС сельхозтоваропроизводителями. Но вот депутаты бюджетного комитета довольно скептически отнеслись к такой системе и отказались вносить соответствующие поправки в главу 26.1. Полагаю, если представители малого бизнеса станут более активно на всех уровнях поднимать этот вопрос, то уже осенью его можно было бы обсуждать в Государственной думе.

- И если все удастся...

- ...то при переходе на упрощенную систему предприятие должно выбрать: быть ему плательщиком НДС или нет. Если решит платить, то надо быть готовым к тому, что придется вести сложный учет и рассчитывать налог в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ. В противном случае фирма станет применять упрощенную систему без НДС - так, как это делается сейчас. Однако выбор можно будет сделать только один раз - при переходе на спецрежим.

- Будет ли повышена максимальная сумма оборота, позволяющая перейти на "упрощенку"?

- Обсуждается два варианта. Первый - повышение максимальной суммы оборота, чтобы на упрощенную систему налогообложения смогло перейти больше предприятий.

И второй - индексировать сумму оборота в соответствии с уровнем инфляции. Я думаю, что нецелесообразно сильно повышать порог для перехода на "упрощенку". Лучше сконцентрировать свое внимание на упрощении общего режима налогообложения, чтобы и средний бизнес мог вздохнуть свободнее.

- Когда будет принято решение по этому вопросу?

- Максимум, что может произойти в 2004 году, - примут решение проиндексировать 15 000 000, скажем, до 17 000 000. Любые другие изменения вряд ли возможны ранее 2006 года.

- Сейчас налоговики могут потребовать у фирмы практически любые документы. Но если обратиться в суд, то можно доказать, что документ не относится к налогообложению. И вот депутаты в первом чтении приняли поправку, согласно которой из-за любой отсутствующей бумажки чиновники смогут заморозить денежные средства на счетах предприятия.

- Действительно, Госдума России в первом чтении одобрила законопроект, содержащий поправку к статье 76 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что этот документ проходил под грифом "техническая правка", поэтому на него просто не обратили внимания, поскольку 90 процентов поправок сводилось к замене наименований федеральных органов исполнительной власти. Но при подготовке ко второму чтению было принято однозначное решение - статья 76 не должна меняться таким образом. Все понимают, что в противном случае налоговики смогут обанкротить любое предприятие, запросив, например, справку о сдаче норм ГТО руководителем...

- А в более отдаленной перспективе?

- Я думаю, что подобные изменения в статью 76 кодекса могут быть инициированы Минфином позже. Будем следить.

Беседовала Александра БАЯЗИТОВА.

Начать дискуссию