У нашей организации в этом году появилось несколько дочерних обществ. Среди них есть заводы, конструкторские бюро, НИИ, торгово-внедренческие фирмы, в общем, представлен весь спектр возможных видов деятельности. При этом выручка от продаж и стоимость имущества нашей головной организации сопоставима с суммарной выручкой и имуществом всех дочерних АО. В своей работе каждое дочернее предприятие применяет свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.
Обязательно ли формировать единую учетную политику и единый рабочий план счетов для всех АО (включая головную организацию)? Если да, то как?
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60).
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете).
Согласно п. 5 ПБУ 1/98 в целях учетной политики утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, в частности, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики) (п. 6 ПБУ 1/98).
При наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность (далее - СБО) (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Порядок составления СБО установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 в редакции от 12.05.1999; далее - Методические рекомендации).
СБО группы взаимосвязанных организаций (далее - группа) объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах (п. 1.2 Методических рекомендаций).
СБО - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями.
Достоверность составления и соблюдение порядка представления СБО обеспечивает руководитель головной организации. Объем, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления СБО) устанавливает головная организация (п. 2.4 Методических рекомендаций).
В СБО объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ, за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями. Делается это путем построчного суммирования по правилам, установленным Методическими рекомендациями (пункты 3.1, 3.2 Методических рекомендаций).
Важно отметить: в сводный бухгалтерский баланс не включаются:
1) финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;
2) показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
3) прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
4) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации, либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу (п. 3.6 Методических рекомендаций).
Обратите внимание! При составлении СБО используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ.
Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой для составления СБО, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерскими отчетностями головной организации и других дочерних обществ в СБО она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления СБО (п. 3.3 Методических рекомендаций).
Отметим, что изменение учетной политики организации может производиться, в частности, в случае существенного изменения условий деятельности. Последнее может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. (п. 4 ст. 6 Закона о бухучете, п. 16 ПБУ 1/98).
По нашему мнению, появление у головной организации дочерних обществ и соответственно у последних статуса дочернего общества можно трактовать как существенное изменение условий деятельности. Поэтому и головная организация, и дочерние общества имеют право на изменение учетной политики именно в связи с указанным фактором.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменение учетной политики должно вводиться с 1января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 4 ст.6 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98).
Выводы:
Анализ нормативных актов позволяет заключить, что в случае появления у АО дочерних компаний ни у головного АО, ни у "дочек" не возникает обязанность по изменению применяемых ими учетных политик и рабочих планов счетов. Но в то же время появляется право на их изменение.
Сводная (консолидированная) отчетность должна составляться так, чтобы дочерние организации были похожи в ней на структурные подразделения головной организации.
Для этого при составлении СБО исключаются все операции между организациями холдинга и применяется единая учетная политика, в качестве которой может применяться, в частности, учетная политика головной организации.
Поскольку для составления СБО головная организация должна использовать единую учетную политику, возможны следующие варианты.
Вариант 1
Головная организация не изменяет свою учетную политику и в качестве единой учетной политики для составления СБО использует именно ее. При этом все дочерние организации стараются максимально приблизить свои учетные политики к учетной политике головной организации.
При составлении СБО те показатели составляющих отчетностей, порядок расчета которых отличается от порядка головной организации, корректируются под единую учетную политику.
В рассматриваемой ситуации с учетом большого объема продаж головной организации ей не целесообразно изменять свою учетную политику, поэтому вариант 1 наиболее приемлем.
Обратите внимание! Чтобы дочерние организации изменили учетную политику с 1 января 2008 г., до этой даты они должны были утвердить соответствующие приказы. А чтобы они успели это сделать, головная организация заранее должна была им представить документ с описанием единой учетной политики и единого рабочего плана счетов.
Вариант 2
Головная организация и все дочерние организации изменяют свою учетную политику так, чтобы у них получилась одинаковая учетная политика, которую головная организация без проблем использует в качестве единой учетной политики для составления СБО. Этот вариант - самый удобный для головной организации, но, на наш взгляд, трудно реализуемый на практике, поскольку в силу различий характера деятельности организаций холдинга выработать одинаковую учетную политику, приемлемую для всех организаций, весьма проблематично.
Вариант 3
Ни головная организация, ни дочерние компании не изменяют свои учетные политики (в налоговые инспекции представляются отчеты, сделанные на основе своих неизмененных политик).
Но при этом головная организация разрабатывает единую учетную политику специально для составления СБО. При составлении СБО показатели всех составляющих отчетностей корректируются под единую учетную политику.
Автор - ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"
Начать дискуссию