Страхование

Чтобы здоровеньки булы

Прошли времена, когда наличие полиса дополнительного медицинского страхования (ДМС) было привилегией сотрудников только крупных компаний. В борьбе за лояльность персонала даже небольшие фирмы включают страховку в соцпакет. Брэнд компании как работодателя от этого крепнет, а расходы, если подсчитать все плюсы, вполне окупаются.

Прошли времена, когда наличие полиса дополнительного медицинского страхования (ДМС) было привилегией сотрудников только крупных компаний. В борьбе за лояльность персонала даже небольшие фирмы включают страховку в соцпакет. Брэнд компании как работодателя от этого крепнет, а расходы, если подсчитать все плюсы, вполне окупаются.

Почти 30% наемных работников назвали медицинскую страховку наиболее желательной составляющей соцпакета, как показало прошлогоднее исследование, проведенное страховой компанией «ЭЙС Жизнь Страхование».

Рынок ДМС в России — преимущественно корпоративный: свыше 90% полисов оформляют именно организации, а не физические лица. Конкуренция в этом сегменте такова, что любая фирма со штатом более десяти человек уже начинает представлять определенный интерес для страховщиков. У каждой страховой компании существует «тарифная сетка» для фирм с разной численностью сотрудников, поясняет заместитель начальника управления массового личного страхования ОАО «КапиталЪ Страхование» Алексей Чермошенцев. Стандартная тарифная сетка большинства страховщиков начинается с компаний, в штате которых числится 10–20 человек. Крупным корпорациям, страхующим свои многотысячные коллективы, полисы достаются со скидкой, которая может превышать 40% от «стартовой» цены.

Стоимость полисов для корпоративного клиента определяет не только число страхуемых сотрудников, но и объем медицинских услуг, которые покрываются полисом, а также уровень задействованных в программе лечебных учреждений.

ДМС подобно конструктору: при одинаковом наборе базовых услуг у страховщиков получаются программы, которые по цене могут отличаться друг от друга в разы. Полный набор элементов включает скорую и неотложную медицинскую помощь, поликлиническое, стационарное и санаторно-курортное лечение, стоматологию. В целях экономии клиент вполне может обговорить со страховщиком исключение отдельных услуг из этого перечня. Можно вывести за рамки действия полиса посещение некоторых специалистов, дорогостоящие анализы и исследования — или установить лимит на количество услуг в течение действия договора. Одно лишь исключение стоматологии в отдельных случаях способно снизить стоимость полиса на 40%. Объем стоматологической помощи, поясняет начальник управления продуктов медицинского страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Марина Черноморова, может варьироваться от самой простой (купирование острых состояний, лечение кариеса) до дорогостоящей (лечение пародонтоза, микропротезирование и т. д.).

Некоторые российские компании при страховании сотрудников практикуют двойные и даже тройные стандарты, отталкиваясь от служебной иерархии: топ-менеджеры получают полисы, покрывающие полный комплекс услуг, руководители подразделений — полисы попроще, а на рядовых сотрудников распространяется сокращенная программа: например, без госпитализации и стоматологии. В среднем по Москве ДМС для топ-менеджера обходится работодателю в 30–60 тысяч рублей в год, для менеджера среднего звена — в 15–30 тысяч, для рядового сотрудника — в 12–15 тысяч. «Топы» иногда удостаиваются VIP-программы, детали которой обговариваются со страховщиком индивидуально. Она может, например, включать комплекс профилактических мероприятий в том уголке страны, в котором застрахованный оказался в данный момент, и ряд других допущений из разряда «любой каприз за ваши деньги». Деньги, кстати, немалые: такие программы стоят в среднем 100–150 тысяч рублей в год. Впрочем, по словам руководителя управления медицинского страхования группы «АльфаСтрахование» Александра Лапунова, основная масса корпоративных клиентов все же выбирает полный комплекс услуг для всех своих сотрудников, без иерархической «дискриминации».

И все-таки главный фактор ценообразования для полисов ДМС — уровень клиник. Заместитель председателя правления «Национальной страховой группы» Алексей Кириенко предлагает разделить все медицинские учреждения Москвы по их ценовой политике. В первую группу он включает медучреждения с услугами на 50–100 тысяч рублей в год на человека, во вторую — 30–50 тысяч, в третью — 20–30 тысяч, в четвертую — 10–20 тысяч и в пятую — до 10 тысяч рублей. Существенный фактор, влияющий на стоимость полиса, — возможность использовать целую сеть лечебных учреждений, а не прикрепление к одной конкретной поликлинике.

Подавляющее большинство страховщиков, даже крупных, не располагает достаточной собственной лечебно-профилактической базой и в рамках своих программ ДМС работает со сторонними медицинскими учреждениями. Для последних страховая компания выступает «оптовым покупателем» услуг, которому полагается определенная скидка от прейскуранта. Поскольку по закону «О медицинском страховании» страховщик обязан защищать интересы застрахованных, каждая страховая компания пытается так или иначе контролировать работу своих «подрядчиков» от медицины. Компании нанимают собственный штат профессиональных врачей, которые ведут дела клиентов по ДМС, находясь в офисе фирмы или непосредственно в партнерской клинике. Они консультируют держателей полисов по поводу правильности действий сотрудников клиники, уточняют поставленный диагноз, работают с претензиями. В определенных пределах крупный страховщик может даже диктовать свои требования к обслуживанию и материальной базе медицинского учреждения. Однако количество медицинских учреждений в Москве ограничено, и невысокая конкуренция не делает их слишком податливыми даже по отношению к крупным «оптовым» клиентам.

Работодатель, решивший наконец порадовать своих сотрудников медицинской страховкой, должен иметь в виду и приятные налоговые нюансы. Во-первых, страховые взносы включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда (пп. 16 ст. 255 НК РФ). У этой льготы есть минус: она действует только при страховании не менее чем на год. При этом не учитывается текучесть кадров. В итоге предприятия вынуждены платить налоги на страховую премию за включение в договор ДМС вновь принятых на работу сотрудников, срок страхования которых — менее одного года. Во-вторых, страховые взносы не облагаются единым социальным налогом (пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). Наконец, страховые взносы и выплаты освобождаются от налога на добавленную стоимость (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК).

Все это означает, что если средняя официальная зарплата на предприятии составляет около 30 тысяч рублей в месяц, то работодатель достаточно безболезненно может позволить себе программу ДМС для сотрудников: 10 тысяч рублей, потраченные на каждый полис, будут полностью включены в состав расходов, что уменьшит налог на прибыль.

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Начать дискуссию