Бухгалтерский учет

Налоговое администрирование – 2008

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, внесший многочисленные поправки в первую часть Налогового кодекса, не потерял актуальность и сейчас. Ведь, хотя он и действует с 1 января прошлого года, некоторые предусмотренные им изменения вступили в силу только с 1 января года нынешнего. Это касается, например, правил проведения зачета переплаты по налогам. Кроме того, введенная с 2007 года обязанность сдавать электронную отчетность, в 2008 году претерпела некоторые изменения. Об этих и других новшествах рассказывает Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, внесший многочисленные поправки в первую часть Налогового кодекса, не потерял актуальность и сейчас. Ведь, хотя он и действует с 1 января прошлого года, некоторые предусмотренные им изменения вступили в силу только с 1 января года нынешнего. Это касается, например, правил проведения зачета переплаты по налогам. Кроме того, введенная с 2007 года обязанность сдавать электронную отчетность, в 2008 году претерпела некоторые изменения. Об этих и других новшествах рассказывает Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Зачет налоговой переплаты

Сергей Викторович, до 1 января 2008 года зачесть переплату по одному налогу можно было в счет уплаты другого, но только в рамках одного и того же бюджета. Сейчас такой зачет возможен только по налогам одного вида. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

С 2008 года допускается зачет (возврат) по видам налогов: федеральные, региональные, местные.

То есть, переплату по налогу на прибыль (в части, которая попадает в региональный бюджет) зачесть в счет предстоящих платежей или недоимки, скажем, по налогу на имущество не удастся, поскольку налог на прибыль и налог на имущество – это налоги разных видов (федеральный и региональный). Даже несмотря на то, что налог на имущество перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. С другой стороны, поскольку налог на прибыль и НДС – это налоги одного вида (федеральные), зачет между ними становится допустимым.

Итак, теперь для зачета переплаты главное, чтобы налог, по которому возникла переплата, и налог, в счет которого делается зачет, были одного вида.

А если компания по одному из видов деятельности переведена на ЕНВД? Можно ли зачесть переплату по «вмененному» налогу в счет погашения недоимки по общережимным налогам? И, наоборот, – переплату «общих» налогов в счет погашения недоимки по ЕНВД?

- Формально, единые налоги, уплачиваемые в рамках специальных режимов (ЕСХН, ЕНВД, УСН) должны считаться федеральными. Однако, ЕНВД вводится в действие решениями муниципальных властей и органами власти Москвы и Санкт – Петербурга. Так что вопрос зачета по ЕНВД требует дополнительного рассмотрения.

Электронная декларация…

Сейчас для многих стала обязательной электронная отчетность. И в связи с этим фирмам предстоит столкнуться с рядом сложностей. Например – декларация не дошла из-за проблем с Интернетом, в то время как компания отправила ее вовремя. Получается, фирму накажут из-за технических неполадок?

Безусловно, за опоздание со сдачей декларации или расчета авансового платежа законодательство предусматривает ответственность. Так, за задержку декларации компанию или предпринимателя оштрафуют по статье 119 Налогового кодекса. За непредставление в срок расчета авансового платежа - по статье 126 Кодекса. То есть, не представление в срок налоговой отчетности является налоговым правонарушением.

Вместе с тем, в статье 111 Налогового кодекса перечислены обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. А в статье 112 – обстоятельства, смягчающие ответственность. Оба перечня не являются закрытыми. То есть здесь предусмотрены «иные обстоятельства, которые могут быть признаны … исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения» и «иные обстоятельства, которые…могут быть признаны смягчающими ответственность».

Поэтому, принимая решение привлечь кого-либо к ответственности по статье 119 или 126 Налогового кодекса, налоговые инспекторы должны учитывать подобные обстоятельства.

Такими как раз и могут быть технические неисправности при отправке декларации в электронном виде. Кроме того, если организация столкнулась с подобной ситуацией (поломка, отсутствие связи и т.п.) рекомендуется представлять налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе. Это тоже должно приниматься во внимание при рассмотрении вопросов ответственности.

А вот еще один «электронный» момент, который касается экспортеров. Кодекс прямо требует предоставлять бумаги, подтверждающие экспорт, одновременно с декларацией по НДС. Однако сдать экспортный пакет одновременно с декларацией бывает просто невозможно. Например, когда фирма отчиталась по налогу в электронном виде, а пакет экспортных документов бухгалтер лично отнес в инспекцию спустя какое-то время. Что делать?

Кодекс не требует представлять в электронном виде документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету). Значит, документы, подтверждающие экспорт, нужно сдавать на бумаге.

Срок камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления налоговой декларации и документов, которые по закону должны к ней прилагаться. Это установлено пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса.

Таким образом, если кодекс требует помимо декларации представлять прилагаемые к ней необходимые документы, то срок проверки начинается со дня, когда в инспекцию сданы налоговая декларация и последний из указанных документов.

…..и среднесписочная численность

Сведения о численности работников сейчас обязаны сдавать все?

Да,данные о среднесписочной численности сотрудников должны сообщать в налоговую инспекцию все налогоплательщики, независимо от количества персонала и, соответственно обязанности сдавать электронную отчетность. Это требование пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса. Сведения представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения (жительства - для индивидуального предпринимателя) не позднее 20 января года, следующего за отчетным. В частности, отчитаться о среднесписочной численности работников за прошлый год нужно было до 21 января года текущего (20 января – воскресенье).

А если компания создана в середине года, то в какие сроки нужно отчитаться о численности персонала?

Тогда сведения о численности сотрудников нужно подавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором компания была создана. Те же правила, кстати, действуют и в случае реорганизации фирмы.

Форма, по которой нужно представлять сведения о среднесписочной численности работников, утверждена приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174@. А рекомендации по ее заполнению приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. № ЧД-6-25/353@.

Когда речь заходит о среднесписочной численности, часто задают такой вопрос: нужно ли учитывать сотрудников, с которыми заключены не трудовые, а гражданско-правовые договоры?

Нет, не нужно.

Об этом сказано в Постановлении Росстата от 20 ноября 2006 года № 69, которым определяется порядок расчета среднесписочной численности сотрудников.

О пенях и штрафах

Если компания перечислит авансовый платеж по тому или иному налогу позже срока, то штраф ей не грозит. Однако, это ведь не освобождает фирму от начисления пеней?

Да, действительно, если компания опоздает с авансовым платежом, то на сумму просроченного платежа начисляются пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты авансового платежа. Такой порядок предусмотрен статьей 75 кодекса. Ее рассчитывают до даты фактической уплаты аванса или в случае его не перечисления - до момента наступления срока уплаты налога.

А если в итоге сумма налога окажется меньше авансовых платежей, то можно ли пересчитать пени?

В одном из Постановлений Пленума Высшего Арбитражного суда сказано, что если по итогам налогового периода налог оказывается меньше сумм авансовых платежей, необходимо исходить из того, что начисленные за их неуплату пени подлежат соразмерному уменьшению.

Если компания сама обнаружит недоплату по тому или иному налогу и добровольно уплатит недоимку и пени, то по кодексу штраф ей не грозит. И налоговые контролеры подчас слишком ревностно следят за буквальным исполнением данной нормы. Так, на практике достаточно примеров, когда фискалы все равно штрафовали тех, кто уплатил недоимку, но не перечислил пени. Правы ли инспекторы?

Инспекторы правы.

На основании пункта 4 статьи 81 кодекса для освобождения от налоговой ответственности организация должна выполнить оба условия: добровольно перечислить в бюджет и недоимку, и пени. И, если пени не уплачены, то требования кодекса не выполнены (даже при уплате недоимки), значит, компании грозит штраф.

Однако следует обратить внимание, что условием привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является наличие вины.

Доказывать факт налогового правонарушения и вины организации в его совершении – это обязанность налоговых контролеров. Таково требование пункта 6 статьи 108 кодекса. Поэтому причины указания в декларации недостоверных сведений и ошибок должны быть исследованы инспекторами. И факт неуплаты пеней для целей пункта 4 статьи 81 кодекса может не иметь значения, если отсутствовала вина налогоплательщика в возникновении недоимки по налогу .

О статусе писем Минфина

В прошлом году в Минфин обозначил статус своих писем (речь идет о письме от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 – прим. ред.). И указал, какие правовые последствия могут иметь разъяснения финансового ведомства. В связи с этим хотелось бы прояснить некоторые моменты.

Да, пожалуйста.

Начиная с 2007 года с налогоплательщика, который следовал письменным разъяснениям Минфина, нельзя взыскать не только штраф, но и пени. Это касается только случаев, когда письмо адресовано конкретной фирме?

От пеней и санкций освобождают только те разъяснения, которые даны самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц. Кроме того, разъяснения Минфина должны соответствовать еще ряду критериев. Так, освобождать от пеней и штрафа могут только те письма, которые по смыслу и содержанию относятся именно к периоду возникновения недоимки. Правда, в отношении пеней нужно помнить, что их можно не платить лишь в том случае, если недоимка возникла из-за применения разъяснений, которые были даны уже после 31 декабря 2006 года. Кроме того, в запросе, направленном в Минфин, должны быть указаны полные и достоверные сведения.

Сергей Викторович, а что считать письмами, адресованными «неопределенному кругу лиц»? Кодекс ответа на этот вопрос не дает….

Наиболее простой ответ следующий. К письмам, адресованным неопределенному кругу лиц, можно отнести разъяснения Минфина, адресованные ФНС России, или разъяснения Минфина, «доведенные до налоговых органов ФНС». Дело в том, что сотрудники налогового ведомства обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина, направленными в адрес налоговой службы (статья 32 Кодекса). Поэтому, решая вопрос о правильности расчета того или иного налога, инспекторы должны принимать во внимание подобные разъяснения.

А если письмо адресовано какой-то чужой организации?

Такие письма следует рассматривать лишь как частное разъяснение. При этом факт его опубликования в средствах массовой информации или включения в справочную правовую систему, не изменяет его характер.

Упрощенная декларация

Как известно, при отсутствии хозяйственной деятельности налоговую отчетность можно сдавать по упрощенной форме . Кто должен сдавать упрощеннную декларацию?

Не «должен», а «имеет право». Вправе отчитываться по упрощенной форме те, кто удовлетворяют двум условиям: не осуществляют операций, в результате которых происходит движение средств на счетах в банках или в кассе и не имеют объектов налогообложения по тем налогам, в отношении которых составлена упрощенная декларация.

Упрощенный отчет можно составить по всем налогам?

Нет, не по всем. Упрощенная декларация представляется в том случае, когда не ведущая деятельности фирма является плательщиком какого-либо налога, но у нее нет объекта налогообложения. В отношении ряда налогов такая ситуация просто невозможна. Например, плательщиками транспортного налога признаются только те, на кого зарегистрированы транспортные средства. То есть компания просто не может быть плательщиком этого налога и при этом не иметь объекта налогообложения.

Другое дело – налог на прибыль, НДС и ЕСН. Если организация при регистрации не заявила о желании применять спецрежим, она автоматически становится плательщиком этих налогов. А значит, даже если у нее еще не возникло объектов налогообложения, она все равно должна сдавать отчетность, пусть и нулевую. Получается, она вправе подать и упрощенный отчет.

А по страховым взносам в Пенсионный фонд можно отчитаться упрощенно?

Нет, нельзя.

По взносам на обязательное пенсионное страхование все равно нужно сдавать отдельные нулевые отчеты. Ведь упрощенная форма отчетности предусмотрена только для налогов, а не для взносов. Представление единой декларации не освобождает, кстати, и от обязанности подавать расчетную ведомость в ФСС.

Если компания, не ведущая деятельность, не хочет подавать упрощенный отчет, а решила действовать по старинке - сдать нулевые декларации по налогам. Вправе ли она так поступить?

Да, можно отчитываться и по общеустановленной форме.

Более того – если выяснится, что налогоплательщик необоснованно сдал отчетность по упрощенной форме, его оштрафуют за неподачу деклараций по статье 119 Налогового кодекса.

Можно ли сдать единую декларацию в отношении налога, для которого налоговый период равен году, если в течение одного из кварталов было движение средств на расчетном счете?

Нельзя. В такой ситуации не выполняется одно из условий представления упрощенной декларации, а именно – отсутствие движения средств на счете. Поэтому по итогам квартала, в котором произошло движение денег, за каждый последующий отчетный период, а также по итогам года декларации нужно представлять по форме, установленной для соответствующего налога.

См. Постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 47

См., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2007 г. № 3226/07

Форма упрощенной декларации, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию