Право

Антирейдер

Количество сделок по слияниям и поглощениям в России растет год от года. Однако не все из них носят добровольный характер. То и дело на страницах газет и журналов мелькают материалы о судебных разбирательствах в отношении правомерности перехода прав собственности на то или иное предприятие. О том, как проходят рейдерские атаки, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Эдуард Савуляк, директор Московского офиса международной консалтинговой компании «Tax Consulting U.K.».
Антирейдер

Количество сделок по слияниям и поглощениям в России растет год от года. Однако не все из них носят добровольный характер. То и дело на страницах газет и журналов мелькают материалы о судебных разбирательствах в отношении правомерности перехода прав собственности на то или иное предприятие. О том, как проходят рейдерские атаки, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Эдуард Савуляк, директор Московского офиса международной консалтинговой компании «Tax Consulting U.K.»

Эдуард, существует ли сегодня в России хоть какая-то официальная статистика, касающаяся количества сделок, совершаемых путем недружественного поглощения?

К сожалению, официальной статистики нет. Однако, по экспертным оценкам в нашей стране ежегодно происходит от трехсот до пятисот сделок, рейдерских атак. Вы можете себе представить – 300-500 в год! Это почти два захвата каждые сутки, включая выходные и праздничные дни.

Кто обычно становится объектом рейдерской атаки?

Рейдеры ищут, в первую очередь, уязвимые предприятия, активы которых можно легко отнять. И, естественно, эти активы предприятия должны быть интересными.

Легкость проведения рейдерской атаки обеспечит отсутствие на предприятии грамотного юриста, а также финансового директора. Кроме того, интерес для рейдера будут представлять компании, в акционерной структуре которых отсутствует консолидация. Если в компании существуют проблемы с выплатой дивидендов, это также способствует созданию оппозиционной группировки, что тоже играет на руку рейдерам. Практика работы с институтом номинальных директоров также повышает шансы для рейдерской атаки.

В общем, можно сделать один вывод – неэффективное управление на предприятии делает его очень уязвимым и значительно повышает шансы для рейдеров. Ключевыми факторами для принятия положительного решения в отношении проведения рейдерской атаки являются доступность реестра акционеров компании, а также потенциальные затраты на покупку активов.

Как вы считаете, что чаще всего становится залогом успешного проведения рейдерской атаки на предприятии?

Как правило, рейд происходит очень стремительно, и защищающаяся сторона оказывается настолько к нему не готова, что зачастую она не только не понимает, что происходит и куда обращаться за помощью, но и не имеет возможности в короткий срок аккумулировать необходимые для защиты ресурсы. Поэтому большинство поглощений происходит относительно тихо и незаметно для окружающих. Немаловажным является и фактор внезапности. Большинство атак начинается в выходные или праздничные дни, либо в дни, следующие сразу за ними.

Недружественные поглощения случаются не только в России, но и на Западе. Отличаются ли каким-то образом технологии проведения рейдерских атак?

Для недружественных M&A-сделок «западного толка» характерно разыгрывание позиции 3D: death, divorce, debt (смерть/развод/долги), то есть имущество можно купить у наследников, у одного из супругов или забрать за долги. В российской же практике в основном все строится на административном ресурсе и «кривом» судебном решении.

В России также чаще применяются методы с использованием поддельных документов, неправомерных судебных решений, кроме того, нередки злоупотребления в судебно-правовой сфере, корпоративный шантаж, и даже силовые методы. Еще до недавнего времени одним из самых распространенных методов ведения рейдеровской атаки было грубое хищение акций. В настоящее время подобные действия преследуются в уголовном порядке.

По каким признакам можно понять, что началась рейдерская атака?

Если она началась, то не заметить ее невозможно. Характерными признаками будет открытая, масштабная скупка акций предприятия, например, у трудового коллектива. Кроме того, могут быть заведены уголовные дела на генерального директора и главного бухгалтера. Кульминацией рейдерской атаки может стать появление в стенах предприятия сотрудников ОМОНа или тому подобных органов. Скажу честно, на этом этапе предпринимать какие-либо действия по защите от рейдеров бесполезно. Борьба проиграна.

И все-таки, после того, как руководство предприятия осознало, что идет рейдерская атака, какие действия обычно предпринимаются, чтобы избежать недружественного поглощения?

Если обороняющаяся сторона имеет достаточный поток наличности, то она может себе позволить и PR-поддержку с привлечением ведущих СМИ, и инициирование уголовных дел в отношении захватчиков (при наличии административного ресурса), и найм профессиональных, высокооплачиваемых антирейдерских коллективов, специализирующихся на защите.

Любая рейдерская атака всегда является тщательно продуманной. Поэтому очевидные и простые решения почти никогда не приносят успеха защищающейся стороне.

Следует помнить, что рейдеры являются профессиональными захватчиками, поэтому постоянно совершенствуются и владеют методиками противодействия наиболее распространенным способам защиты.

Можно ли привлечь к уголовной ответственности рейдеров? Какой процент дел доходит до суда?

Согласно данным следственного комитета МВД, по фактам незаконных поглощений в 2004 году было возбуждено 171 уголовное дело, в 2005-м – 346, за 2006 год – 354. Статистики по 2007-му году еще нет, но предположение о дальнейшем росте уголовных дел этой направленности не будет далеким от истины. До недавнего времени рейдеры зачастую использовали судебный ресурс, позволяющий безболезненно захватывать предприятия. Однако Верховный суд России в последнее время начал вести активную работу и бороться с коррумпированностью судей. Уже созданы прецеденты, и состоялись уголовные преследования недобросовестных судей. Но, тем не менее, коррупционная составляющая рейдерской атаки в России является основной, и дальнейшее ее значение, я думаю, будет только возрастать.

Комментарии

4
  • leonov79
    Рейдеры заставляют профессиональнее вести бизнес. Бороться с ними - все равно что бороться к конкуренцией на рынке. Грамотное руководство и грамотный собственник никогда не позволят захватить предприятие. А неграмотные пусть нанимаются на работу к новым собственникам.
  • Елена
    если большинство руководителей предприятий не знают что у них в учредительных документах написано, считают должность юриста ненужной, а себя самыми умными-туда им и дорога, в лапы к рейдерам.надо понимать чем ты занимаешься и какую ответственность несешь перед людьми, которые у тебя работают.
  • Lemmit

    тест