МСФО

Учетная политика и исправление ошибок в МСФО и РСБУ

Сравнительный анализ основных требований к составлению учетной политики, изменению бухгалтерских оценок и исправлению ошибок в МСФО и РСБУ. Обзор составлен специалистами Минфина России.

Сравнительный анализ основных требований к составлению учетной политики, изменению бухгалтерских оценок и исправлению ошибок в МСФО и РСБУ. Обзор составлен специалистами Минфина России.

Таблица 1. Основные понятия и определения

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Определение учетной политики

Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. п.2 ПБУ 1/98).

Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. (см. п.5 МСФО 8)

Определение учетной политики, представленное в МСФО, аналогично определению, данному в РСБУ. Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета.

Изменение в расчетных оценках (оценочных расчетах, бухгалтерских оценках, расчетах)

Определение термина «изменение в расчетной оценке» отсутствует.

Изменение в расчетной оценке - это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства, или величины периодического потребления актива, которая происходит вследствие оценки текущего состояния активов и обязательств, а также связанных с ними ожидаемых будущих выгод и обязанностей (см. п. 5 МСФО 8).

В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения «изменение в расчетной оценке».

Существен-ность

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (см. п.11 ПБУ 1/98).
Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (см. п.1 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого (см. п. 5 МСФО 8).

Определение существенности также содержится в Принципах подготовки финансовой отчетности.

Существенность в МСФО определена как самостоятельный критерий, в российских правилах существенность определяется применительно к раскрытию способов ведения бухгалтерского учета.
В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности. Указанный критерий не является обязательным и должен рассматриваться в контексте общего похода к определению существенности.

Ошибки предшествую-щего периода

Ошибки предшествующего периода – это неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажения данных, представленных в финансовой отчетности за прошлый отчетный год (см. п.11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Ошибки предшествующего периода - это пропуски и неверные данные в финансовой отчетности организации за один или более предшествующих периода, которые происходят вследствие игнорирования или не правильного использования надежной информации, которая была доступна и должна была быть получена и принята в расчет при подготовке и представлению финансовой отчетности на момент ее утверждения к выпуску (см. п. 5 МСФО 8).

По существу используемых определений различия отсутствуют. Но в отличие от РСБУ, в МСФО дано более подробное определение.

Ретроспектив-ное применение

При отражении последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (см. п.21 ПБУ 1/98).

Ретроспективное применение - это применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и условиям таким образом, как если бы эта политика применялась всегда (см. п. 5 МСФО 8).

По существу используемых определений различия отсутствуют.

Ретроспектив-ный пересчет (корректиров-ка, исправле-ние)

Определение термина «ретроспективный пересчет» отсутствует.

Ретроспективный пересчет - это исправление признания, оценки и раскрытия сумм в элементах финансовой отчетности, как если бы ошибка предшествующего периода никогда не была допущена (см. п. 5 МСФО 8).

В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения «ретроспективный пересчет», что объясняется отличием в порядке корректировки ошибок, допущенных в предыдущих периодах.

Перспективное применение

Перспективное применение – это применение новых способов ведения бухгалтерского учета к фактам хозяйственной деятельности, которые свершились только после даты введения такого способа (см. п.21 ПБУ 1/98).

Перспективное применение это:
-применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и обстоятельствам, которые имели место после даты изменения политики;
- признание воздействия изменения в расчетной оценке в текущем и будущих периодах, затронутых данным изменением (см. п.5 МСФО 8).

По существу используемых определений различия отсутствуют. Понятие перспективного применения используется в МСФО также для изменения в расчетных оценках, понятие которых в РСБУ отсутствует.

Практическая невозможность (неосуществи-мость, . нецелесооб-разность) в отношении ретроспектив-ного применения и ретроспектив-ного пересчета

Практически невозможно – применение какого-либо требования является практически невозможным, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (см. п. 21 ПБУ 1/98).

Практически невозможно - применение какого-либо требования является практически невозможным, когда организация, предприняв для этого все разумные усилия, все-таки не может его применить (см. п. 5 МСФО 8).
По отношению к индивидуальному предшествующему периоду практически невозможно ретроспективно применить изменение в учетной политике или выполнить ретроспективный пересчет для исправления ошибки, если:

a) результаты такого ретроспективного применения или ретроспективного пересчета не поддаются установлению;

b) соответствующее ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требует выработки допущений о том, каковы были бы намерения руководства организации в рассматриваемом периоде;

c) соответствующее ретроспективное применение или ретроспективный пересчет требует проведения значительных оценочных расчетов по суммам, и при этом невозможно объективно выделить такую информацию об этих оценочных расчетах, которая:

- свидетельствует о таких обстоятельствах, которые существовали на дату(даты), когда рассматриваемые суммы должны были быть признаны, оценены или раскрыты;

- была бы доступна в момент, когда финансовая отчетность за этот период была утверждена к выпуску.

В п. 53-55 МСФО 8 содержится детальное описание обстоятельств, при которых ретроспективное применение может быть практически невозможным.

В МСФО дается более детальное определение и условия практической невозможности ретроспективного применения.
В МСФО понятие практической невозможности используется не только для пересчета данных за предыдущие периоды в случае изменения учетной политики, но и в случае перерасчета вследствие существенной ошибки.

Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Допущение имуществен-ной обособлен-ности

Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.6 ПБУ 1/98).

В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации.

Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам.

Допущение непрерывности деятельности

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/98).

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности)

Различий нет.

Допущение последователь-ности применения учетной политики

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п.6 ПБУ 1/98).

Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8).

Различий нет.

Допущение временной определен-ности фактов хозяйственной деятельности

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п.6 ПБУ 1/98).
В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н)

Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Формулировки сходны.

Однако прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли (п.100 МСФО 1, МСФО 8), в отличие от РСБУ.

Требование полноты

Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (п.7 ПБУ 1/98).

Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия есть.

Требование своевремен-ности

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п.7 ПБУ 1/98).

Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия есть.

Требование осмотритель-ности

Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.7 ПБУ 1/98).

Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности.

Различий нет.

Требование приоритета содержания перед формой

Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.7 ПБУ 1/98).

Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

На уровне общих положений различий нет. В то же время, порядок отражения хозяйственных операций, закрепленных в ПБУ, в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой.

Требование непротиворе-чивости

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.7 ПБУ 1/98).

Требование непротиворечивости в МСФО не определено.

Отсутствие в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.

Требование рациональ-ности

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.7 ПБУ 1/98).

Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено.
В то же время в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор.

Отсутствие в МСФО определения требования рациональности бухгалтерского учета объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета. Тем не менее, при формировании финансовой отчетности по МСФО вопрос рационального формирования информации также затрагивается.

Основания и источники, которыми необходимо руководствоваться при разработке учетной политики

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету. (см. п.8 ПБУ 1/98).

Пунктом 7 МСФО 8 установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному отражению операции, события или условия в финансовой отчетности осуществляется выбор способов учета, установленный в соответствующем Стандарте или Толковании и рассмотрения всех соответствующих Руководств по внедрению, выпущенных Советом по МСФО к Стандарту или Толковании.
Пунктами 10-11 МСФО 8 установлено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, то руководство организация обязано пользоваться своим суждением для выработки и применения учетной политики.

При выработке суждений руководство организации обязано обратиться:
- к требованиям и рекомендациям в Стандартах и Толкованиях, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;
- к соответствующим определениям, критериям признания и принципам оценки, установленным в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности.
Кроме того, п.12 МСФО 8 установлено, что организация может применять положения национальных и отраслевых учетных систем, бухгалтерской литературой в части, не противоречащей требованиям МСФО и Принципам подготовки и составления финансовой отчетности.

В отличие от РСБУ МСФО устанавливает четкие критерии и иерархию источников, которыми необходимо руководствоваться при формировании учетной политики по вопросам, не урегулированным действующими нормативными актами.

Существен-ность при применении учетной политики

Учтенная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.7 ПБУ 1/98).

Пунктом 8 МСФО 8 установлено, что положения учетной политики не следует применять, когда воздействие их применения несущественно. Однако, не следует допускать или оставлять без внимания и несущественные отступления от МСФО, допущенные с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации.

Допущение о неприменении положений учетной политики реализовано в РСБУ косвенно, путем требования соблюдения принципа рациональности при формировании учетной политики и, соответственно, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Организацион-ные аспекты учетной политики

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (п. 9 ПБУ 1/98)

В составе учетной политики должны быть утверждены следующие аспекты, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98):
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Соответствующие положения в МСФО отсутствуют.

Отсутствие в МСФО положений, регламентирующих организационные аспекты учетной политики, объясняется тем, что МСФО ориентированы, скорее, на принципы формирования финансовой отчетности, нежели на порядок ведения бухгалтерского учета.

Таблица 3. Изменение учетной политики

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Основания изменения учетной политики

Согласно п.16 ПБУ1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Согласно п. 14 МСФО 8 изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или Толкованием, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности.

Требования РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности.

Обстоятель-ства, которые не являются изменениями учетной политики

Согласно п.16 ПБУ1/98 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Согласно п.16 МСФО 8 не являются изменениями учетной политики:
- применение учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые отличаются по существу от ранее происходивших;
-применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными.

Различий нет.

Дата вступления в силу изменений учетной политики

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом (см. п.18 ПБУ1/98 ).

Порядок вступления в силу изменений учетной политики МСФО не установлен.

В МСФО, в отличии от РСБУ не содержатся прямых указаний на порядок вступления в силу изменений учетной политики. МСФО не запрещает применять изменения учетной политики в течение финансового года, при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды.

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Отражение изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
При отсутствии в нормативных актах переходных положений, а также в случае изменения учетной политики по причинам, отличным от вышеуказанных (т.е. добровольно), существенные изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года (т.е. ретроспективно), кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. (см. п.20,21 ПБУ1/98 ).

Пунктом 19 МСФО 8 установлено, что при первоначальном применении Стандарта или Толкования, содержащих специальные переходные положения, изменение учетной политики может проводиться как ретроспективно, так и перспективно (в зависимости от требований переходных положений конкретного Стандарта или Толкования). При первоначальном применении Стандарта или Толкования, в котором отсутствуют конкретные переходные положения, или при добровольном изменении учетной политики, организация обязана применять эти изменения ретроспективно.
Когда изменение в учетной политике применяется ретроспективно, организация обязана скорректировать входящее сальдо каждого затронутого компонента собственного капитала за самый ранний представленный период и другие соответствующие суммы, раскрытые за каждый представленный в отчетности предшествующий период, как если бы новая учетная политика применялась всегда (см. п.21 МСФО 8).

МСФО 8 (п.п.23-27) устанавливает основания, которые позволяют организации не производить ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за прошлые периоды вследствие изменений учетной политики, когда отсутствует возможность определить эффект ретроспективного применения измененной учетной политики применительно к отдельным предыдущим отчетным периодам или кумулятивный эффект по всем предыдущим периодам в связи с ретроспективным применением учетной политики.

По существу различия между РСБУ и МСФО отсутствуют.
В МСФО более детально прописан порядок ретроспективного применения изменений учетной политики и подробно раскрыты исключения из ретроспективного применения изменений в учетной политике.

Таблица 4. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Отражение изменений в расчетных оценках

Порядок отражения изменений в расчетных оценках не установлен, в связи с тем, что понятие изменений в расчетных оценках в РСБУ отсутствует. Тем менее, во многих положениях РСБУ описываются элементы, по сути, представляющие собой расчетные оценки (резерв по сомнительной дебиторской задолженности, резерв под снижение стоимости материальных ценностей), порядок их создания и корректировки.

Расчетная оценка может пересматриваться, если меняются обстоятельства, на которых она основывалась, или в результате появления новой информации или накопления опыта. По своей природе пересмотр оценок не относится к предыдущим периодам и не является исправлением ошибки (см.п.34 МСФО 8). В случае, когда у организации возникают трудности отличить изменения учетной политики от изменения расчетной оценки, это изменение рассматривается как изменение расчетной оценки (см. п. 35 МСФО 8).
При изменении в расчетных оценках корректировки в финансовую отчетность вносятся, начиная с того периода, когда был осуществлен пересмотр (см. п. 38 МСФО 8).

В РСБУ отражение изменений в расчетных оценках напрямую не урегулировано в отдельном нормативном документе, поскольку не формализовано само понятие «изменение в расчетных оценках». Однако в отдельных ПБУ содержаться частные указания в отношении изменения расчетных оценок.
Так, ПБУ 6/01 предусмотрено пересматривать сроки полезного использования основных средств, в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей объекта.

ПБУ 19/02 предусмотрено отражение отдельных видов финансовых вложений на конец отчетного периода по рыночной стоимости.
ПБУ 5/01 предусмотрен порядок создания и изменения резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Фактически все указанные изменения в расчетных оценках применяются в РСБУ перспективно, то есть с момента изменения обстоятельств, на основании которых определяется расчетная оценка.

Отражение исправления ошибок

Пунктом 11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, установлен следующий порядок исправления ошибок:
-если ошибка отражения хозяйственных операций текущего отчетного периода выявлена до утверждения годовой бухгалтерской отчетности, то исправления производятся в этом же периоде, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.
- если ошибка отражения хозяйственных операций текущего отчетного периода выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, то исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлые отчетные периоды не вносятся. Ошибки отражаются в учете и отчетности периода обнаружения.

Существенная ошибка предшествующего периода в обязательном порядке должна быть исправлена путем ретроспективного пересчета, за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить либо воздействие этой ошибки на конкретный период, либо ее кумулятивное воздействие (см. п.43 МСФО 8).
Исправление ошибки осуществляется в первом комплекте финансовой отчетности, утвержденном к выпуску после их обнаружения путем:

- пересчета сравнительных сумм за тот предшествующий представленный период(периоды) в котором была допущена соответствующая ошибка;
- когда ошибка имела место до самого раннего из представленных предшествующих периодов - путем пересчета входящих остатков активов, обязательств и собственного капитала за самый ранний из представленных предшествующих периодов.
МСФО 8 (пп. 43-45) позволяет организации не производить ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за прошлые периоды вследствие выявления существенных ошибок в случае, когда практически невозможно определить либо воздействие этой ошибки на конкретный период, либо ее кумулятивное воздействие.

В МСФО, в отличие от РСБУ, предусмотрен ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности при обнаружении ошибок. В РСБУ предусмотрен перспективный пересмотр показателей финансовой отчетности, за исключением случаев, когда обнаружены ошибки до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

Таблица 5. Раскрытие информации в финансовой отчетности

Наименование

РСБУ

МСФО

Комментарий

Порядок раскрытия общей информации об учетной политике в финансовой отчетности

Пунктом 11 ПБУ 1/98 установлено, что организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год (п.15 ПБУ 1/98).

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерского учету (п.12. ПБУ 1/98).

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п. 14 ПБУ 1/98)

Пунктом 113 МСФО 1 установлено, что организация обязана раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности те аспекты учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

В случае если при подготовке финансовой отчетности использование принципа о непрерывности деятельности не применимо, финансовая отчетность должна раскрывать информацию о принципах, использованных при подготовке данной отчетности (п. 23 Принципов подготовки финансовой отчетности)

На уровне общих положений различий нет. Фактически различия в составе информации об учетной политике, раскрываемой в отчетности, определяются конкретными положениями (стандартами) по разделам учета.

Порядок раскрытия информации в случае изменения в учетной политике

Организация должна раскрывать следующую информацию об изменениях в учетной политике (п.22 ПБУ 1/98):
- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
-указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Организации следует раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности первоначальное применение Стандарта или Толкования, оказывающее воздействие на предшествующие или текущие периоды (либо последующие), а также характер добровольных изменений учетной политики (см.п.28-29 МСФО 8).
Организация обязана раскрывать следующую информацию:
- основания для изменения учетной политики (добровольное либо вследствие первоначального применения Стандарта или Токования);
- характер изменения учетной политики;
- наименование Стандарта или Толкования, в соответствии с которым осуществляется изменение учетной политики с описанием переходных положений либо причины, по которым добровольное изменение учетной политики дает надежную и более относимую информацию;
- сумму корректировки (до той степени, до которой это практически возможно) каждой затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а также базовой и разводненной прибыли на акцию (если применятся МСФО 33 «Прибыль на акцию»);
- если ретроспективное применение является практически невозможным те обстоятельства, которые привели к существованию этого условия и описание того, каким образом и начиная с какого времени применяется это изменение в учетной политике.

МСФО определяет более детальный перечень раскрытий в отношении информации об изменении учетной политики.

Порядок раскрытия информации об оценке влияния стандартов и интерпретаций не вступивших в силу

Соответствующе требование в ПБУ 1/98 отсутствует

Когда организация еще не приняла какой-либо новый Стандарт или Толкование, которые опубликованы, но еще не вступили в силу, организация обязана раскрывать этот факт, а также известную или разумно предполагаемую информацию, имеющую отношение к оценке того возможного воздействия, которое окажет применение этого нового Стандарта или Толкования на финансовую отчетность организации в период первоначального применения.

В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в отчетности информации об оценке возможного влияния еще не вступивших в силу положений по бухгалтерскому учету не предусмотрено.

Порядок раскрытия информации в отношении изменения в расчетных оценках

Соответствующе требование в ПБУ 1/98 отсутствует.

Организация обязана раскрывать характер и сумму изменения в расчетной оценке, которая оказывает воздействие в текущем периоде или, как ожидается, будет оказывать воздействие в будущих периодах, за исключением случаев, когда практически невозможно оценить это воздействие.
Если сумма воздействия в будущих периодах не раскрывается, потому что ее оценка практически невозможна, организация обязана раскрыть этот факт.

В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в отчетности информации об изменении в расчетных оценках не предусмотрено.

Порядок раскрытия информации в отношении существенных ошибок предшествую-щего периода

Соответствующе требование в ПБУ 1/98 отсутствует.

В отношении ошибок предшествующего периода организация должна раскрывать (п. 49 МСФО 8):
- характер ошибки соответствующего предшествующего периода;

- по каждому предшествующему периоду, представленному в отчетности, сумму соответствующего исправления каждой затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а также базовой и разводненной прибыли на акцию (если применятся МСФО 33 «Прибыль на акцию»);
- сумму исправления на начало самого раннего из представленных предшествующих периодов;
- при отсутствии возможности ретроспективного пересчета, обстоятельства, которые привели к невозможности ретроспективного пересчета и описание того, каким образом и начиная с какого времени ошибка была исправлена.

В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в отчетности информации о корректировке существенных ошибок не предусмотрено. Ошибки, относящиеся к предшествующим отчетным периодам, ретроспективно не корректируются.


Комментарии

2