В России рынок страхования грузоперевозок пока занимает существенно меньшую долю в усредненном портфеле отечественных страховых услуг, чем в Европе. Но положительная динамика развития — по оценкам экспертов, за 2007 год рынок вырос на 10%, — новые тенденции в формировании услуг и интерес западных игроков позволяют говорить о вполне благоприятных перспективах. Тем более что, по мнению экспертов, основными рисками, от которых имеет смысл страховать грузоперевозки в России, остаются криминальные и социальные риски, а также порча груза при транспортировке по плохим дорогам.
Высокие темпы развития рынка объясняются не только объективным ростом грузопотока, но и постоянным снижением цены на страховые услуги, считает начальник отдела страхования грузов компании "Согласие" Сергей Камышов. Компании идут по пути снижения маржинальной прибыли от страховых операций в угоду увеличения объема страховой премии. Сейчас в России можно застраховать практически любой груз — от пищевых продуктов и сложной электроники до песка и щебня. Единственным условием остается то, чтобы имущественные интересы владельца груза не противоречили действующему законодательству. По оценке Камышова, в настоящее время в целом страхуется не более 25% перевозимых грузов. Прирост рынка страхования грузоперевозок за прошедший год составил около 10%, а в общем объеме совокупного сбора премий доля такого страхования составила примерно 4—5% — такие данные приводит президент "Русской страховой транспортной компании" Александр Кондратенков. В нынешнем году, считает он, темпы прироста сохранятся. Отечественный рынок страхования грузоперевозок привлекает западных страховщиков ввиду его высокого потенциала и относительно малой по международным меркам охваченности участниками, отмечает Кондратенков. Правда, по мнению Сергея Камышова, страхование грузоперевозок интересует западных игроков все же в значительно меньшей степени, чем страхование жизни, автомобилей и имущества.
Что касается количественного и качественного соотношения между российскими и иностранными участниками, то последние удерживают значительную долю рынка страхования импортных грузов, поступающих в Россию из-за рубежа. Это происходит потому, что иностранные отправители для страхования грузов на протяжении всего пути, от пункта отправления до пункта назначения в России, пользуются услугами своих страховых компаний. По экспортным грузам ситуация похожая: российский экспортер несет ответственность за груз до порта или до границы, далее риски переходят на покупателя. Если принимать во внимание только прямых российских участников рынка частных перевозок грузов, то стоит отметить несколько крупных компаний, которые фактически поделили сферу влияния. В связи с этим конкуренция на нем сравнительно невысока, а сама система страхования хорошо отлажена. К лидерам, по мнению участников рынка, относится компания "Ингосстрах" — она не только традиционно занимает сильные позиции на рынке страхования международных перевозок, но и в целом наиболее старый и опытный игрок на страховом рынке России. В сегменте перевозок внутри страны преуспевают компании "Стандарт-Резерв", "Русский страховой центр", "Альфа-страхование", ЖАСО, "Согласие", "Росгосстрах", РОСНО, "Согаз", "Нефтеполис", ВСК и "ДельтаКапитал".
Говоря об основных рисках, от которых имеет смысл страховать грузоперевозки в России, участники рынка отмечают, что особую важность имеют криминальные и социальные риски, а также риск порчи груза при транспортировке по плохим дорогам. Крупные российские производители все чаще включают в комплекс своих услуг доставку продукции покупателю с ее страховой защитой во время пути. Самым востребованным вариантом страхового покрытия в России, считает исполнительный директор страхового общества "Якорь" Андрей Росличенко, был и остается полис "с ответственностью за все риски" — программа А. Ее стоимость незначительно отличается от стоимости других программ, однако дает возможность минимизировать риск. Избыточное страхование (от рисков, вероятность которых очень невелика) на российском рынке практически не встречается.
Одна из особенностей практики отечественного страхования грузоперевозок — сознательное занижение владельцем цены груза в сопроводительных документах, отмечает Сергей Камышов. Однако если с грузом что-то происходит, ущерб его владельцу будет возмещаться в соответствии с той ценой, которая была указана в бумагах.
Начать дискуссию