НДС

Если вы вручаете участникам рекламной акции сувениры, начислите НДС

Налоговый кодекс РФ напрямую ничего не говорит о том, надо ли платить НДС, если вы безвозмездно передаете в рекламных целях товары стоимостью 100 руб. и выше. В комментируемом письме чиновники Минфина России пришли к выводу, что платить НДС надо. Но при этом они истолковали не в пользу плательщика два положения НК РФ.

Письмо Министерства финансов РФ от 14.04.08 № 03-07-11/144

МИНФИН: РАЗДАЧА СУВЕНИРОВ - ЭТО БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ТОВАРА

Налоговый кодекс РФ напрямую ничего не говорит о том, надо ли платить НДС, если вы безвозмездно передаете в рекламных целях товары стоимостью 100 руб. и выше. В комментируемом письме чиновники Минфина России пришли к выводу, что платить НДС надо. Но при этом они истолковали не в пользу плательщика два положения НК РФ.

Во-первых, по общему правилу безвозмездная передача права собственности на товар признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Во-вторых, не нужно платить НДС, если компания передает в рекламных целях товары, расходы на приобретение которых составили менее 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Эта льгота действует с 1 января 2006 года.

Специалисты финансового министерства решили: раз для товаров стоимостью менее 100 руб. установлено исключение, значит, все остальные товары подчиняются общему правилу и их передача облагается НДС.

СУДЫ: СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТОВАРОМ

Если вы проводите подобные рекламные акции, у вас есть основания не платить налог. Главное, что можно возразить чиновникам: Налоговый кодекс надо читать буквально, а не домысливать обязанности налогоплательщика. То, что с 1 января 2006 года НК РФ прямо освобождает от НДС передачу в рекламных целях товаров дешевле 100 руб., не означает, что налог нужно платить, если раздаются сувениры стоимостью 100 руб. и дороже.

Поэтому по-прежнему актуальны те аргументы, которые плательщики и судьи высказывали в спорах, относящихся к периоду до 1 января 2006 года (когда еще не было исключения для товаров дешевле 100 руб.). Вот эти аргументы.

Если некий предмет передают в рекламных целях, то его нельзя считать товаром. Передача сувениров в рекламных целях не является безвозмездной, поскольку имеет деловую цель (привлечение внимания к продукции фирмы) и является экономически оправданной. Ваши затраты на приобретение сувенира признаются рекламными расходами в целях исчисления налога на прибыль. Следовательно, объекта обложения НДС при безвозмездной реализации не возникает.

Такие выводы вы можете найти в постановлениях федеральных арбитражных судов: Восточно-Сибирского от 29 марта 2007 г. № А33- 11414/06-Ф02-1651/07, Волго-Вятского от 5 мая 2006 г. № А82- 5176/2005-15, Московского от 17 августа 2006 г. № КА-А40/6401- 06-1,2, Уральского от 12 января 2006 г. № Ф09-5996/05-С2, Северо-Кавказского от 3 июля 2006 г. № Ф08-2299/2006-938А округов.

У вас будет еще больше шансов на победу в суде, если рекламную продукцию вы раздавали одновременно с продажей своих товаров. То есть физические лица получали какой-то товар бесплатно при условии покупки другого товара. В этом случае ни о какой безвозмездной реализации не может идти и речи: НДС надо будет начислить только на общую сумму покупки (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2006 г. № А82-9118/2005-99).

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ

Вы начисляете НДС на подарки, которые раздаете в ходе рекламной акции?

Е.В. Белова, главный бухгалтер ООО «Межрегионагрохим» (г. Волгоград):
- Да, начисляем. Чтобы прорекламировать свою продукцию - семена, мы устраивали семинар для потенциальных покупателей. В программу семинара входило посещение наших полей с опытными посевами. Каждому участнику семинара мы подарили сувенир дороже 100 руб. Например, это были часы с нашим логотипом. Сумму НДС мы рассчитали исходя из числа гостей, которые в начале семинара прошли регистрацию. На общую стоимость врученных подарков мы выписали один счет-фактуру в единственном экземпляре.

Начать дискуссию