Налоги, взносы, пошлины

Договор подряда: какие затраты можно признать

Предприятие, применяющее «упрощенку», привлекает для выполнения определенных работ физических лиц по гражданско-правовым договорам. В этом случае бухгалтеру следует помнить, что не все расходы по оплате таких договоров можно учесть при исчислении единого налога. Принимая во внимание разъяснения финансистов и положения действующего законодательства, рассмотрим моменты, на которые следует обратить особое внимание.

Предприятие, применяющее «упрощенку», привлекает для выполнения определенных работ физических лиц по гражданско-правовым договорам. В этом случае бухгалтеру следует помнить, что не все расходы по оплате таких договоров можно учесть при исчислении единого налога. Принимая во внимание разъяснения финансистов и положения действующего законодательства, рассмотрим моменты, на которые следует обратить особое внимание.

Договоры заключены с предпринимателями и работниками

Напомним, что, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, в состав расходов на упрощенной системе налогообложения включаются расходы на оплату труда. При этом для признания затрат применяют порядок, установленный для целей налога на прибыль в статье 255 Налогового кодекса РФ.

Итак, обратимся к пункту 21 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что в состав расходов на оплату труда не включаются затраты на выплату по гражданским договорам с индивидуальными предпринимателями, а также штатными работниками. Следовательно, бухгалтер предприятия, применяющего спецрежим, не может учесть суммы в составе затрат на оплату труда. Однако в некоторых случаях, по мнению автора, можно признать эти выплаты расходами в налоговом учете на основании других подпунктов пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Какие расходы можно признать

В частности, это возможно, если договоры заключены с индивидуальным предпринимателем либо штатным работником:
– на ремонт основного средства (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ);
– на аренду имущества (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ);
– на оказание бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ);
– на услуги по посредническим договорам (договору комиссии, поручения и агентскому договору). В этом случае расходы учитываются в уменьшение налоговой базы в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, к материальным расходам на «упрощенке» можно отнести оплату гражданских договоров с предпринимателями. Ведь определяют материальные расходы по правилам статьи 254 главного налогового документа. А согласно этой норме таковыми признаются в том числе и затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых индивидуальными предпринимателями. Такую позицию подтверждают и суды (см. постановление ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2007 г. по делу № А65-24656/2006).

Претензий от налоговиков можно избежать

Необходимо обратить внимание, что во избежание споров с налоговиками услуги (работы), оказываемые предприятию его штатными работниками по гражданским договорам, не должны дублировать их основные трудовые функции (см. письмо Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-02/46). Поэтому во избежание налоговых споров рекомендуем помнить о следующем.

Во-первых, не следует заключать договоры на те же функции, которые работник выполняет по трудовому договору.

Во-вторых, лучше избегать систематичности заключения договоров (не заключать такие договоры ежемесячно с одними и теми же работниками на один и тот же перечень работ, услуг).

Если договоры заключены с прочими физическими лицами

Исходя из содержания пункта 21 статьи 255 Налогового кодекса РФ, оплата работ и услуг, оказываемых предприятию физлицами по гражданско-правовым договорам (за исключением заключенных с предпринимателями и штатными работниками), относятся к расходам на оплату труда. Аналогичную позицию

высказывают и налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 14 сентября 2006 г. № 18-12/3/081449@.

В заключение напомним, что для подтверждения факта включения рассматриваемых сумм в состав налоговых расходов требуется наличие соответствующих первичных документов и договоров. В противном случае могут возникнуть налоговые споры.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию