Учет в торговле

Розничный возврат товара

Законодательные нормы, посвященные защите интересов потребителей, позволяют покупателям возвращать в магазин не удовлетворивший их по тем или иным причинам товар, требуя обратно уплаченные за него деньги. Практика реализации подобных прав приводит к тому, что защищаться приходится самим продавцам.

Законодательные нормы, посвященные защите интересов потребителей, позволяют покупателям возвращать в магазин не удовлетворивший их по тем или иным причинам товар, требуя обратно уплаченные за него деньги. Практика реализации подобных прав приводит к тому, что защищаться приходится самим продавцам.

«Качественная» подоплека возврата

В соответствии с законодательством продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в целях, для которых товар такого рода обычно используется (п.—2 ст. 469 ГК). В случае если продавец передал товар ненадлежащего качества, недостатки которого не были заранее оговорены, покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возвратить уплаченные им деньги (п.—4 ст. 503 ГК и п.—1 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон о защите прав потребителей).

Учтите, что, согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, рассматривает в качестве единственного основания для отказа от договора купли-продажи факт наличия в этих товарах именно существенного недостатка (письмо Роспотребнадзора от 31 марта 2008 г. № 01/2889-8-32). Под данную категорию подпадают такие неисправности, как неустранимые, неоднократно выявленные или вновь возникающие после устранения недостатки, а также изъяны, которые не могут быть исправлены без несоразмерных расходов или затрат времени (п.—2 ст. 475 ГК).

Отметим, что требование потребителя о возврате уплаченных за товар денег подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления претензий (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Причем отсутствие у покупателя кассового или товарного чека (либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки) не является основанием для отказа ему в требовании вернуть деньги (п.—5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В качестве доказательства заключения договора розничной купли-продажи и его условий покупатель может сослаться на свидетельские показания (ст. 493 ГК). Также фактом, подтверждающим покупку, может служить контрольная лента (письмо УФНС по г. Москве от 2 ноября 2005 г. № 22-12/80195).

Вместе с тем покупатель может обменять и вполне пригодный, качественный непродовольственный товар. Подобная привилегия обусловлена положениями статьи 25 Закона о защите прав потребителей. Так, если приобретенный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то покупатель в течение 14 дней может обменять его на аналогичный. Если же на день обращения к продавцу товара-заменителя в наличии не оказалось, то гражданин может попросту отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовав возврата уплаченных им денег. В свою очередь продавцу придется удовлетворить такое денежное требование в течение трех дней со дня возврата «неподошедшего» товара.

Однако возвращать или обменивать по указанным основаниям можно далеко не все непродовольственные товары, ведь утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, никто не отменял.

«Второе пришествие» товара

Возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества в день его приобретения, то есть до закрытия смены и снятия Z-отчета, оформляют накладной. Указанный документ составляют в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю,выполняя при этом роль основания для получения денежной суммы (письмо УФНС по г. Москве от 26 декабря 2006 г. № 22-12/115771). Далее кассир-операционист выдает деньги клиентам. Причем такое действие возможно при наличии на возвращенном чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и лишь по чеку, выданному в данной кассе (письмо УФНС по г. Москве от 19 августа 2005 г. № 09-24/58993).

Для оформления возврата денежных сумм по неиспользованным кассовым чекам следует применять Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам), форма № КМ-3 которого утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (далее — Постановление № 132). В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека. Данный документ составляется в одном экземпляре и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию предприятия. На сумму возвращенных денежных средств уменьшается выручка кассы, что должно найти отражение при заполнении Журнала кассира-операциониста (форма № КМ-4, утв. Постановлением № 132). Акт подписывают ответственные лица комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.

В одном из своих разъяснений чиновники указали, что в случае предъявления кассового чека, содержащего сразу несколько наименований товаров, организация может выдать покупателю взамен копию чека, заверенную администрацией предприятия (письмо УФНС по г. Москве от 8 июня 2006 г. № 22-12/49655). Кстати, использование фирмой в ККТ функции возврата с одновременным пробитием возвратного чека хоть и не является обязательным, но и не противоречит действующему законодательству.

Когда же покупатель возвращает товар уже по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе, выдавать уплаченные им ранее суммы можно только из главной кассы предприятия (письмо УФНС по г. Москве от 8 ноября 2005 г. № 09-24/81476). Основанием такого возврата денег является письменное заявление покупателя с указанием его фамилии, имени, отчества, подтверждаемых удостоверяющим личность документом (письма УФНС по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 34-25/072141 и от 1 ноября 2005 г. № 09-24/79249). Для возврата составляют расходно-кассовый ордер по форме КО-2, утвержденной постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (письмо УФНС по г. Москве от 30 декабря 2005 г. № 09-24/668). В этом случае прием товара также оформляется накладной.

Некоторые трудности может вызвать ситуация возврата денег в случае, когда оплата за товар была произведена посредством кредитной карты. Еще в 2003 году налоговики в письме УМНС по г. Москве от 13 августа 2003 г. № 29-12/44313 заявили, что при возвращении покупателем товара возврат денежных средств осуществляется безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты. При возврате в течение дня осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты. При возврате не в день покупки операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии с условиями договора эквайринга (соглашение между кредитной организацией и торговым предприятием по операциям, совершаемым с использованием платежных карт). В другом разъяснении чиновники уточнили, что в ситуациях, когда покупка была оплачена частично наличными деньгами, а частично — пластиковой карточкой, деньги возвращаются в той же пропорции, в какой они были внесены за товар (письмо УМНС по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 29-12/17931). Правда, совершенно непонятно, что же делать, если товар возвращен уже после истечения срока действия карты.

Обратите внимание на то, что при несоблюдении требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за товар организация фактически допускает неоприходование (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ (письма УФНС по г. Москве от 29 июня 2007 г. № 22-12/61982, от 3 ноября 2006 г. № 22-12/97729, от 13 февраля 2006 г. № 09-14/10022, от 17 ноября 2005 г. № 09-24/85140). В свою очередь, данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 рублей до 5000 рублей, а на юридических лиц — от 40 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 15.1 КоАП). Кроме того, в подобных случаях возможно одновременное привлечение к административной ответственности и организации, и должностного лица. Ведь назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (п.—3 ст. 2.1 КоАП).

Налоговые последствия

налог на прибыль. Чиновники в письме УФНС по г. Москве от 22 декабря 2006 г. № 20-12/115051 посчитали, что убытки, возникающие в связи с компенсацией покупателю стоимости возвращенного им некачественного товара, по которому претензии поставщику не предъявляются, не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. В обоснование своей позиции налоговики указали, что данный вид расходов не поименован в статье 265 Налогового кодекса. Однако такая точка зрения чиновников весьма спорна, ведь статья 265 Налогового кодекса, которая, по мнению налоговиков, якобы не содержит данный вид расходов, является открытой. Речь идет о пункте 20 данной нормы «Другие обоснованные расходы». Кроме того, в пункте 13 статьи 265 Налогового кодекса поименованы такие затраты, как расходы на возмещение причиненного ущерба. Другое дело, всегда ли можно считать такие траты обоснованными. В упомянутом письме налоговики заявили, что в случаях, когда в результате экспертизы подтвердится, что недостатки товара являются виной продавца, расходы на ее проведение невозможно принять для целей налогообложения прибыли, но уже на основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Еще ранее чиновники отмечали, что при возврате некачественного товара договор купли-продажи считается недействительным, а переход права собственности на товар — неосуществившимся. Данный факт и позволяет продавцу скорректировать сумму выручки, представив при этом уточненную декларацию по налогу на прибыль (письмо УМНС по Московской области от 29 октября 2003 г. № 06-21/18752/Щ931).

НДС и акцизы. При реализации товаров в розницу требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными после выдачи продавцом покупателю кассового чека (п.—7 ст. 168 НК). Московские налоговики в письме от 14 марта 2007 г. № 19-11/022386 напомнили, что в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодека вычетам подлежат суммы налога, предъявленные покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказа от них. При этом указанные вычеты производят только после отражения в учете соответствующих операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п.—4 ст. 172 НК).

В случае возврата товаров, реализованных в розницу с использованием ККТ и без выдачи покупателям счетов-фактур, чиновники рекомендуют регистрировать в Книге покупок продавца реквизиты расходных кассовых ордеров, выписанных на сумму возвращаемых покупателям денег. При этом регистрацию документов в Книге покупок следует производить в момент принятия на учет возвращенных товаров (письма Минфина от 7 марта 2007 г. № 03-07-15/29 и ФНС от 23 марта 2007 г. № ММ-6-03/233@).

Аналогично ситуация складывается и с акцизами: в случае возврата или отказа покупателя от подакцизных товаров уплаченные налогоплательщиком суммы акцизов подлежат вычетам (п.—5 ст. 200 НК). Вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке, но не позднее одного года (п.—5 ст. 201 НК). Исходя из данных законодательных норм право на налоговый вычет суммы акциза при возврате покупателем подакцизных товаров возникает у налогоплательщика только после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров (письмо Минфина от 22 июня 2007 г. № 03-07-06/58).

УСН. В письме УФНС по г. Москве от 1 октября 2007 г. № 18-11/3/092847@ говорится, что при возврате налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему, уплаченных покупателями за товар денег уточнение налоговой базы надо производить начиная с того периода, в котором данные средства были получены. Отражают данные операции в Книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина от 30 декабря 2005 г. № 167н (если возврат товара произведен в текущем налоговом периоде), либо в налоговой декларации (если товар возвращен в следующем налоговом периоде). При этом производить корректировку следует только по тем показателям, в отношении которых были обнаружены ошибки (искажения).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию