Учет в торговле

Учет торговой наценки

Как правило, организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам. Такие цены включают в себя торговую наценку. Ее размер на разные виды товаров может значительно различаться. Общая сумма наценки по всем проданным товарам определяется в конце месяца. О том, как ее рассчитать, мы расскажем в статье.

Как правило, организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам. Такие цены включают в себя торговую наценку. Ее размер на разные виды товаров может значительно различаться. Общая сумма наценки по всем проданным товарам определяется в конце месяца. О том, как ее рассчитать, мы расскажем в статье.

Формирование торговой наценки

Организации, торгующие в розницу, могут учитывать товары как по покупным, так и по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный способ учета товаров нужно указать в учетной политике предприятия. При этом магазины, учитывающие товары по продажным ценам, должны вести отдельный учет торговых наценок на них.

Продажная цена складывается из покупной стоимости товаров и суммы наценки и учитывается по дебету счета 41 «Товары». Разница между продажной и покупной ценой (наценка) отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Торговая наценка является доходом организации. Если продаваемые товары облагаются налогами: НДС, акцизы, то они включаются и в состав наценки.

Для документального подтверждения размера торговой наценки фирма составляет реестр розничных цен. Он служит первичным документом, на основании которого начисляется наценка. Установленной формы такого реестра нет. Поэтому его можно составить в произвольной форме.

Отметим, что примерная форма этого документа приведена в приложении 2 к письму Минэкономики от 20 декабря 1995 г. № 7-1026.

Реестр розничных цен должен содержать следующие реквизиты:

– название фирмы;

– дату составления;

– порядковый номер;

– подпись директора, главного бухгалтера и печать фирмы.

В реестре нужно отразить следующие сведения:

– название товара;

– покупную цену товара (без НДС);

– торговую наценку фирмы;

– сумму начисленного НДС;

– розничную цену за единицу товара.

Учет торговой наценки необходим, если нужно определить розничную цену товара, полученного от поставщика, или рассчитать реализованную наценку. Кроме того, ее сумма может меняться в результате переоценки товаров и их списания.

Пример

Магазин ООО «Техника» получил от поставщика 10 электрических чайников по цене 1475 руб. (в том числе НДС – 225 руб.). Общая стоимость партии составила 14 750 рублей (в том числе НДС – 2250 руб.). Товар облагается НДС по ставке 18%.

Магазин учитывает товары в продажных ценах. Наценка на электрочайники (без НДС) установлена в размере 30%.

Бухгалтер «Техники» составил реестр розничных цен со следующими показателями:

– цена одного чайника без учета НДС – 1250 руб. (1475 – 225);

– торговая наценка на один чайник – 375 руб. (1250 руб. x 30%);

– продажная цена чайника – 1625 руб. (1250 + 375);

– НДС с продажной цены – 293 руб. (1625 руб. x 18%).

В результате продажная цена одного чайника составила:

1250 + 375 + 293 = 1918 руб.

Сумма начисленной торговой наценки равна:

1918 – 1250 = 668 руб.

ООО «Техника»

Реестр розничных цен № 17 от 30.07.2004 г.

№ п/п Наименование товара Цена поставщика (без НДС), руб. Торговая наценка организации Сумма НДС, руб. Розничная цена, руб.
% Сумма, руб.
1 Чайник электрический 1250 30 375 293 1918

Директор Павлов Павлов П.Л.

Главный бухгалтер Вершинина Вершинина Т.В.

М. П.

В бухгалтерском учете были сделаны проводки: Дебет 41 Кредит 60

– 12 500 руб. (14 750 – 2250) – приняты к учету электрочайники; Дебет 19 Кредит 60

– 2250 руб. – учтен НДС по товару; Дебет 60 Кредит 51

– 14 750 руб. – перечислена оплата поставщику; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 2250 руб. – принят к вычету НДС по оприходованным и оплаченным электрочайникам; Дебет 41 Кредит 42

– 6680 руб. (668 руб. x 10 штук) – начислена торговая наценка по принятым к учету электрочайникам.

Реализованная наценка

В отчетном периоде организация может продавать товары с разной торговой наценкой. Поэтому фирма должна определить сумму реализованной наценки расчетным путем. Как правило, она рассчитывается по среднему проценту. Порядок такого расчета приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета по торговле от 10 июля 1996 № 1-794/32-5.

Так, сначала нужно рассчитать средний процент наценки в стоимости товара. Это делается по формуле:

Наценка, приходящаяся на остаток товаров на начало месяца

+

Наценка на товары, поступившие в течение месяца

Наценка на выбывшие товары (возврат, списание и т. п.)

:

Выручка от реализации товаров

+

Стоимость товаров на конец месяца

х

100

=

Средний процент наценки

После этого определяется сумма реализованной торговой наценки:

Выручка

от реализации товаров

х Средний

процент наценки

= Сумма

реализованной наценки

При реализации товаров в розницу их продажная стоимость списывается в дебет субсчета 2 счета 90 «Продажи».

Дебет 90-2 Кредит 41

– списана учетная стоимость реализованных товаров.

Ее нужно уменьшить на сумму реализованной наценки. Для этого в учете делается проводка: Дебет 90-2 Кредит 42

– сторнирована реализованная торговая наценка.

Первичным документом в этом случае служит бухгалтерская справка-расчет. Ее можно составить в произвольной форме. Например, она может выглядеть так:

ООО «Юпитер»

Бухгалтерская справка-расчет реализованной торговой наценки за июль 2004 года

Торговая наценка в стоимости остатков товаров на 1 июля – 10 000 руб.

Наценка на товары, полученные в течение июля – 15 000 руб.

Реализовано товаров за июль – 30 000 руб.

Остаток товаров на 1 августа – 45 000 руб..

Средний процент наценки в стоимости товара:

(10 000 руб. + 15 000 руб.) : (30 000 руб. + 45 000 руб.) х 100 = 33,33%.

Реализованная торговая наценка за июль:

30 000 руб. х 33,33% = 9999 руб.

30 июля 2004 г. Главный бухгалтер Ермакова Ермакова

М.П.

Меняем наценку

В деятельности торговых фирм бывают случаи, когда нужно скорректировать сумму торговой наценки. Например, при повышении спроса товар можно дооценить. Уценивают или списывают товар, если истекает срок его годности или он потерял потребительские качества. Кроме того, часть товара организации используют для собственных нужд или списывают в результате недостачи, выявленной по итогам инвентаризации.

Во всех этих случаях нужно сторнировать сумму торговой наценки, учтенной в продажной стоимости товара:

Дебет 41 Кредит 42

– уменьшена торговая наценка на товары в результате их уценки;

Дебет 44 Кредит 42

– списана торговая наценка по товарам, использованным для собственных нужд;

Дебет 94 Кредит 42

– списана торговая наценка по товарам, выбывшим в результате недостачи или порчи.

При списании товара в результате порчи или боя составляется акт по форме ТОРГ-15. Она утверждена постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 № 132.

Переоценка товаров производится на основании приказа руководителя. Ее нужно оформить инвентаризационной описью-актом. В этом документе следует указать:

– наименование товара;

– количество товара;

– старую и новую розничные цены;

– стоимость товара в старых и новых ценах;

– сумму уценки или дооценки.

Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • gumaha

    Дорогие бухгалтера! Скажите пожалуйста, данная статья не устарела? Все-таки 7 лет прошло.

  • marvikt3

     

    Интересно,   кто    пользуется  предложенным  способом   для  определения   реализуемой   наценки  в  розничной  торговле?  Например,  как  можно  в  конце  каждого  месяца  быстро  определить  наценку  остатка  на  складе.  Мы  у  себя  считаем   реализуемую  наценку  с  первого  месяца  создания  торговых  точек,    но  совсем  по  другой  схеме.   Отсутствие  откликов  по   этой  теме,  заставляет  думать,   что  многие  предприниматели  такую  наценку   и  не  считают  вовсе.