Торговая фирма приобрела кассовый аппарат. Срок его использования составляет семь лет. Но до его истечения касса была исключена из Госреестра. Имеет ли право фирма использовать ККМ в этом случае? Может ли она продлить срок эксплуатации кассы, модернизировав ее? Арбитражные судьи и чиновники не оставили без внимания эти вопросы. Ответы на них – в нашей статье.
Если срок амортизации кассы не истек, ее можно использовать
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ организации должны применять модели ККТ, включенные в Государственный реестр. А согласно пункту 5 указанной статьи, в случае исключения из реестра ранее применявшейся модели кассы ее дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации аппарата.
Также в пункте 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники... изложено следующее. Налоговый орган может самостоятельно снять кассовый аппарат с регистрации. Но только в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Госреестра. Подтверждение вышесказанного – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2008 г. № Ф04-2236/2008(3137-А70-32).
Отметим, что фирма вправе модернизировать свой контрольно-кассовый аппарат. Тогда затраты на модернизацию в налоговом учете увеличивают его первоначальную стоимость и срок полезного использования.. Но только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую актив ранее был включен (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ). То есть, если для кассового аппарата изначально был установлен максимальный срок эксплуатации, увеличить этот срок путем модернизации нельзя. Минфин России напоминает об этом в письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56.
А если касса к амортизируемому имуществу не относится?
В этом случае фирма сразу списывает стоимость аппарата в состав материальных расходов.
А вот что касается вопроса использования такой контрольно-кассовой техники при ее исключении из Госреестра, мнения чиновников на этот счет различны.
Например, в письме от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56 финансисты разъяснили: если модель контрольно-кассовой техники исключена из реестра и не относится к амортизируемому имуществу, в дальнейшем ее использовать в хозяйственной деятельности организации нельзя.
Однако точка зрения чиновников в письме УФНС России по г. Москве от 6 июля 2007 г. № 22-12/065469 противоположна. Они утверждают, что возможность использования ККТ не зависит от первоначальной стоимости аппарата (признается ли он амортизируемым имуществом или нет).
В этом случае значение имеет только срок его полезного использования.
Официальная позиция
А.С. Кленовский, начальник отдела организации контроля за применением контрольно-кассовой техники Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:
– Кассовый аппарат торговой фирмы исключен из Госреестра. Когда его покупали, он к амортизируемому имуществу не относился. В качестве основного средства аппарат на учет не ставили. А его стоимость сразу была списана в расходы. Можно ли использовать такой аппарат?
– Да, дальнейшая эксплуатация такого кассового аппарата возможна.
Ведь в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ установлено следующее. В случае исключения кассового аппарата из Государственного реестра его можно использовать и в дальнейшем до истечения нормативного срока эксплуатации.
В свою очередь специалисты главного финансового ведомства в письме от 4 октября 2005 г. № 03-01-20/4-192 разъяснили, что в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации. Он составляет до семи лет включительно независимо от первоначальной стоимости такой техники.
Начать дискуссию