О том, почему банк «Транспортный» выбрал в качестве специализации дистанционное банковское обслуживание и что такое инновационное предложение – пакет услуг «УДОБНО», рассказывает президент ООО КБ «Транспортный» Александр Александрович Арифов.
Почему банк «Транспортный» сделал ставку на дистанционное банковское обслуживание?
В течение 2004-2006 гг. мы постепенно двигались к стратегической цели войти в ТОП-100 крупнейших российских банков. К 1 апреля 2006 года мы вошли в TOP-150 по размеру капитала и в TOP-200 по размеру активов. Казалось, еще немного, и планка будет преодолена. Но встал вопрос: что дальше? Наше исследование рыночной ситуации показало, что все более перспективным сегментом становится дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Сейчас банки, все больше говорят о ДБО и о том, что оно у них есть. Но когда начинаешь более подробно смотреть, что представляет собой ДБО в конкретном банке, то в 90% случаев это – защищенная страничка в Интернете, которая подразумевает возможность отслеживания он-лайн остатков по счетам, в редких случаях – передачи по Интернету заявки на какой-либо кредитный продукт. Но, ведь возможности ДБО гораздо шире – это и мобильный банк и смс-банкинг и Интернет-банк, позволяющий управлять своими счетами и делать заявки на все продукты и услуги, предоставляемые банком, через сотовый телефон. Это использование сети платежных терминалов и банкоматов с функцией приема денежных средств, благодаря которым клиенту необязательно приезжать в офис Банка. Это более сложные опции Интернет-банка: брокерское обслуживание, покупка ОФБУ, ПИФов, страховых полисов. И в 2006 году, и на текущий момент, по нашим оценкам, не более десяти банков предоставляют полноценный сервис ДБО или декларируют готовность в ближайшее время его предоставить.
В итоге, мы озвучили эту идею собственникам, ее реалистичность подкрепляло и то, что все необходимые составляющие для этого бизнеса у нас были уже тогда: лицензии на рынке ценных бумаг и хорошая прибыль, которая позволяла делать инвестиции в ДБО из собственных средств банка. Собственники идею одобрили, но попросили, чтобы ее состоятельность была подтверждена независимым консультантом. В результате в марте 2007 года мы совместно с одной из ведущих консалтинговых компаний Roland Berger Strategy Consultants представили на совете директоров Банка заключительную презентацию новой стратегии развития банка «Транспортный». Концепция была одобрена.
С чего вы начали?
На первом этапе мы подготовили IT-платформу: запустили собственный процессинговый центр и CRM-систему управления отношениями с клиентами на базе Oracle. Затем запустили Интернет-банк и мобильный банк: уже сейчас наши клиенты имеют возможность пользоваться этими каналами ДБО. Кроме того, мы заключили контракт с компанией «Элекснет», теперь наши клиенты в режиме он-лайн могут пополнять счета через терминалы «Элекснет». Параллельно был разработан новый продукт: пакет услуг «УДОБНО». Именно на него мы делаем сейчас основную ставку: за счет этого продукта мы рассчитываем до конца 2008 года привлечь порядка 30 тыс. клиентов.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о пакете услуг «УДОБНО».
Идея заключается в следующем. Когда мы проводили маркетинговые исследования и рассказывали в фокус-группах о продукте, люди говорили: «А вот Интернет-банком я пользуюсь в банке «А», а мобильным банком – в банке «В» и так далее. После паузы звучала фраза: «А почему же мне банк все это вместе не предложит, ведь это так удобно?!» Исходя из результатов этих опросов, был разработан пакет услуг «УДОБНО». В комплект входит две пластиковые карты: расчетная Visa Classic и накопительная Visa Electron, которые выдаются на месте, в течение десяти минут. Изготовление и обслуживание карт бесплатно, на накопительную карту ежемесячно начисляются проценты от 6% до 8% годовых – в зависимости от суммы остатка на карте. В комплект «УДОБНО» входят руководство по использованию мобильного банка и Интернет-банка, которыми клиент может начать пользоваться сразу после активации карт. С помощью этих сервисов держатель карт может дистанционно оплачивать услуги ЖКХ и сотовой связи, переводить средства с одного счета на другой, делать внешние переводы на счета других банков, осуществлять платежи по свободным реквизитам, с помощью платежного поручения.
Сколько в сумме клиенту нужно будет заплатить за продукт?
За 50 рублей клиент получает две дебетовые карты и бесплатный Интернет-банк. Первые три месяца бесплатно пользуется мобильным банком, начиная с четвертого - платит за мобильный банк 65 рублей в месяц. Есть и другие бесплатные функции, например, клиенту дается возможность два раза в месяц снять наличные в любых банкоматах банков мира, без комиссий. Банк предоставляет возможность осуществлять пять внешних переводов в месяц на общую сумму до 100 тысяч рублей в месяц - бесплатно.
Каковы правила пользования накопительным счетом?
Мы сделали некое подобие срочного вклада, но решили, что клиенту будет удобно иметь свои сбережения «под рукой» и поэтому бесплатно выпускаем к этому счету дебетовую карту Visa Electron. Клиент может в любой момент снять с накопительного счета наличные по карте с уплатой комиссии - 1%. Если клиент предварительно через Интернет-банк или мобильный банк переведет деньги с накопительного на текущий счет, то первые два снятия в месяц он может сделать бесплатно. Клиент может расплатиться в торговой сети карточкой, которая привязана к накопительному счету, без каких-либо комиссий. В том случае, если клиент хочет оплатить сотовую связь, коммунальные услуги или сделать безналичный внешний перевод, он должен перевести деньги с накопительного на карточный счет. Таким образом, накопительный счет обладает всеми свойствами расчетного счета.
Как вы рассчитываете конкурировать с другими банками?
Я глубоко убежден, что на банковском рынке ценовые войны закончились. Раньше банки соперничали тарифами, одни предлагали кредиты под 10%, другие - депозиты под 15%. Сейчас ситуация на рынке изменилась: есть определенная стоимость ресурса и себестоимость банковского продукта и ниже этой процентной ставки кредит никто не предложит. Государственные органы собираются ограничивать максимальную ставку по депозитам. Поэтому сейчас у большинства банков в той или иной степени схожие ценовые предложения. Сейчас никого уже не удивишь ставками и процентами, поэтому мы предлагаем клиенту то, что ему действительно может быть полезно и удобно, и увеличиваем количество сервисов, предлагаемых клиенту. Начинается «война сервисов».
На кого рассчитан ваш продукт?
На клиентов, которые стремятся к удобству, понимают банковские продукты, готовы воспринимать концепцию ДБО, услуги Интернет-банка, мобильного банка. И, конечно, ценят свое время и деньги.
Для меня очень знакома ситуация, когда, выходя после загруженного рабочего дня в 10 часов вечера, я должен был сделать платеж, но кассы банка были уже закрыты, и я начинал ругать себя за то, что не сделал это вовремя. Пользователи нашего продукта лишены этих моральных издержек. Клиенту, выйдя с работы, нужно найти терминал «Элекснет», а их более 1400 в Москве, в том числе с режимом круглосуточного доступа, пополнить свой счет наличными или перевести деньги с любого банковского счета прийти домой, подключиться к Интернету, сделать платеж и спокойно лечь спать. Также, на наше пакетное предложение, может перечисляться заработная плата, - в этом случае, конечно, все будет еще проще.
Где будет продаваться пакет услуг «Удобно»?
Сейчас банк начинает активно развивать каналы дистрибуции. В настоящий момент это точки продаж в формате стендов - стоек с консультантом. На стенде клиент может в течение 10 минут оформить пакет услуг «УДОБНО». Сейчас у нас открыто три точки продаж в торговых центрах «Калужский», «Савеловский», «ХL 3». К осени мы намерены открыть порядка 15 точек в торговых центрах.
Этот проект рентабелен?
Срок окупаемости проекта - четыре года. К концу 2009 года мы планируем начать получать прибыль.
Коммерческий банк “Транспортный” ( http://www.transbank.ru)
Справочно-Информационная Служба Банка: (495) 780-07-70
Факс: (495) 747-93-03
Начать дискуссию