Каждая организация, если она, конечно, не перешла на «упрощенку», в обязательном порядке помимо баланса включает в состав бухгалтерской отчетности форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Скоро компаниям предстоит заполнять эту форму за первое полугодие 2008 года. Поэтому мы хотели бы обозначить ряд моментов, на которые нужно обратить внимание при составлении отчета.
Классификация доходов
В бухгалтерском учете доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности компании подразделяются на поступления от обычных видов деятельности и прочие доходы. В Отчете о прибылях и убытках для таких видов поступлений предусмотрены различные строки. Поэтому компании важно определиться с классификацией поступающих сумм.
В общем случае доход от обычных видов деятельности – это выручка от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Все остальное – прочие поступления.
Однако при определенных условиях обычными доходами могут выступать арендные и лицензионные платежи, а также дивиденды (п. 5 ПБУ 9/991). Если компания считает участие в уставных капиталах других организаций, предоставление во временное пользование активов, прав на интеллектуальную собственность обычной деятельностью, в учетной политике необходимо закрепить, что получаемые при этом суммы будут признаваться выручкой. В таком случае в форме № 2 их нужно будет отражать по строке 010 «Выручка…», а не 080 «Доходы от участия в других организациях» или 090 «Прочие доходы».
Оценка существенности показателей и раскрытие информации
При составлении Отчета о прибылях и убытках не нужно забывать, что отдельные доходы и расходы, если они являются существенными, необходимо приводить обособленно (п. 11 ПБУ 4/99). Для этого вводят дополнительные строки. Скажем 011, 012 – для выручки и 021, 022 – для себестоимости.Чтобы определить, какие показатели подлежат раскрытию в отчетности, применяют и количественные, и качественные критерии.
Количественный критерий приведен в пункте 18.1 ПБУ 9/99. Здесь сказано, что доходы, доля которых в общей сумме доходов за отчетный период составляет 5 процентов и более, нужно показывать по каждому виду в отдельности.
По качественному критерию существенными признаются показатели, без знания которых заинтересованные пользователи не смогут правильно оценить финансовые результаты деятельности компании. Например, организации, один из видов деятельности которой переведен на ЕНВД, стоит приводить показатели по «вмененному» бизнесу обособленно, даже если доходы от него составляют менее 5 процентов общей выручки.
Обратите внимание: если в Отчете раскрыт размер выручки от какого-то вида деятельности, то необходимо отдельно отразить и соответствующую ему часть расходов. Такое требование содержит пункт 21.1 ПБУ 10/99. Причем поступать подобным образом нужно независимо от того, превышают данные расходы порог существенности или нет.
Управленческие расходы
Строка 040 «Управленческие расходы» предназначена для отражения затрат, не связанных непосредственно с производственным процессом. То есть тех расходов, которые компании учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Понятное дело, что строку 040 не заполняют фирмы, занимающиеся исключительно торговлей. Счет 26 они просто не используют. Такие компании все свои затраты аккумулируют на счете 44 «Расходы на продажу». Дебетовый оборот по счету 90-2 в корреспонденции с этим счетом указывают по строке 030 «Коммерческие расходы».
Но и те компании, которые счет 26 применяют, скажем производственные, строку 040 должны заполнять не всегда. Все зависит от того, какой порядок списания общехозяйственных затрат предусмотрен в учетной политике организации. Напомним, их можно либо признавать условно постоянными и списывать непосредственно в дебет счета 90-2, либо предварительно относить на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Так вот, строку 040 необходимо заполнять только при использовании первого варианта учета. Во втором случае управленческие затраты, наряду с другими, будут отражены по строке 020 «Себестоимость…» Специально выделять их из себестоимости не нужно.
Сальдирование прочих доходов и расходов
Прочие доходы и расходы при заполнении Отчета о прибылях и убытках необязательно показывать развернуто. Такая возможность предусмотрена пунктом 18.2 ПБУ 9/99 и пунктом 21.2 ПБУ 10/99. Но воспользоваться ей можно только при соблюдении особых условий. Доходы и расходы, во-первых, должны относиться к одной и той же или аналогичной операции. А во-вторых, они не должны быть существенными.
Прочие доходы учитываем без НДС
То, что выручку нужно указывать в строке 010 без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, прямо прописано в Отчете о прибылях и убытках. В отношении прочих доходов такой оговорки нет. Тем не менее аналогичный порядок действует и здесь. Так, например, полученную арендную плату или, к примеру, суммы, поступившие от продажи основных средств, нужно отражать в доходах без учета начисленного НДС. В состав прочих расходов данная сумма налога, отраженная по дебету счета 91, также не войдет.
Сопоставимость данных
В Отчете о прибылях и убытках указывают данные не только за отчетный период, но и за аналогичный период предыдущего года. Казалось бы, чего проще – бери соответствующую форму № 2 за прошлый год и переноси данные в новый отчет. Однако иногда это невозможно. По разным причинам, например из-за пересмотра фирмой учетной политики, изменений в законодательстве, данные могут стать несопоставимыми.
В подобных случаях показатели прошлогоднего Отчета необходимо скорректировать исходя из правил, установленных нормативными актами по бухучету (п. 10 ПБУ 4/99). Причем обо всех существенных изменениях нужно написать в пояснительной записке, указывая причины такой корректировки.
Допустим, с этого года предприятие решило списывать общехозяйственные расходы сразу в дебет счета 90-2. В таком случае себестоимость продукции, реализованной в прошлом году, ему придется уменьшить на величину учтенных в ней управленческих расходов. А по строке 040 нужно будет отразить сумму общехозяйственных затрат, произведенных за аналогичный отчетный период прошлого года.
Доплата (переплата) по налогу на прибыль из-за ошибок прошлых лет
Значение строки 150 «Текущий налог на прибыль» Отчета о прибылях и убытках должно всегда совпадать с суммой, указанной в строке 180 Листа 02 декларации по налогу на прибыль. Однако организации, которые выявили ошибки прошлых лет, нередко при заполнении строки 150 Отчета учитывают также образовавшуюся в результате пересчета сумму доплаты или переплаты по налогу на прибыль.
Это неправильно. Минфин России еще в письме от 23 августа 2004 г. № 07-05-14/219 разъяснял, что подобные суммы, не влияющие на величину текущего налога на прибыль, нужно показывать в Отчете о прибылях и убытках отдельно. Скажем, по дополнительной строке 151. Теперь такой порядок отражения доплаты (переплаты) по налогу на прибыль, возникшей вследствие исправления ошибок, прямо прописан в новой редакции ПБУ 18/024, в пункте 22.
Когда необходимы дополнительные строки
Пересчет налога на прибыль за прошлые годы – не единственная ситуация, когда без введения дополнительных строк не обойтись.
Точно так же нужно поступать и организациям, которые должны заплатить в бюджет или внебюджетные фонды штрафы и пени. Эти суммы прочими расходами не являются, и, уж конечно, их нельзя считать расходами по обычным видам деятельности. В бухучете такие пени и штрафы отражают так же, как и налог на прибыль – по дебету счета 99 «Прибыли и убытки». А в Отчете о прибылях и убытках для этих сумм нужно предусмотреть дополнительную строку после показателя «Текущий налог на прибыль».
Доработать форму № 2 придется и тем организациям, которые платят ЕНВД или налог на игорный бизнес. Суммы этих налогов, начисленные за отчетный период, также нужно отражать по дополнительным строкам, вводимым после строки 150 перед показателем «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (строка 190). Ведь суммы этих налогов учитывают при определении финансового результата деятельности компании
1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н
2 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Наша справка |
Как известно, «упрощенцы» освобождены от ведения бухучета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А вот на «вмененщиков» такая поблажка не распространяется. В связи с этим возникает закономерный вопрос: должны ли организации, совмещающие эти два спецрежима, вести бухучет и сдавать отчетность? |
Начать дискуссию