Налоги, взносы, пошлины

Милосердие «не нуждается» в государственных льготах

Несовершенство существующего законодательства по отношению к благотворительной деятельности приводит к тому, что многим компаниям, желающим оказывать бескорыстную помощь, приходится преодолевать многочисленные законодательные препоны или попросту делать это практически нелегально. Бюрократический балласт и сложное налогообложение отпугивают предпринимателей, потенциально готовых к участию в социальных программах.

Несовершенство существующего законодательства по отношению к благотворительной деятельности приводит к тому, что многим компаниям, желающим оказывать бескорыстную помощь, приходится преодолевать многочисленные законодательные препоны или попросту делать это практически нелегально. Бюрократический балласт и сложное налогообложение отпугивают предпринимателей, потенциально готовых к участию в социальных программах.

Закон против благотворительности

С началом возрождения отечественной коммерции вернулись и позабытые в советское время традиции русского меценатства. Представители бизнес-сообщества и просто неравнодушные жители страны с подачи формирующихся некоммерческих фондов выразили желание жертвовать определенную часть своих доходов в пользу детских домов, больниц, малоимущих и бездомных граждан. Данная инициатива была закреплена Законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», по которому предприниматели могли до 5 процентов своей прибыли перечислять на нужды благотворительности. Также фирмы, оказывающие материальную помощь нуждающимся, получали значительные послабления при уплате налогов.

Однако компании часто пользовались данным законодательством для того, чтобы нелегально снизить налогооблагаемую базу, и правительство отменило льготы для меценатов. Со вступлением в силу Закона от 22 мая 2002 года № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расходы компаний при оказании безвозмездных услуг не уменьшают размер ее платежей в бюджет. Если физические лица, перечисляющие средства на благотворительные цели, имеют право на налоговый вычет в размере, не превышающем 25 процентов от полученных за год средств (ст. 219 НК), то коммерческие организации его лишены (п. 16 и 34 ст. 270 НК). Единственная доступная «льгота» — это освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в случае жертвования товаров или услуг благотворительным организациям или частным лицам. В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса безвозмездная передача предметов (за исключением подакцизных товаров) в благотворительных целях не облагается НДС. Соответственно, нельзя принять к вычету и налог, входящий в стоимость этих товаров. Однако следует учесть, что данный пункт не касается НДС, который организация-меценат заплатила поставщикам.

Для того чтобы акция по передаче денежных средств или имущества была признана благотворительной, необходимо ее соответствие целям, определенным статьей 2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Это должно быть одно из нескольких четко регламентированных законом направлений: здравоохранение, наука, образование, искусство, поддержка религиозных организаций и помощь малоимущему или пострадавшему в результате стихийных бедствий населению. По словам юриста Марии Куликовой, только в случае полного соответствия целям, описанным в законе, налогоплательщик может освободиться от выплат НДС:

— Право на освобождение от налога организация должна подтвердить договором на безвозмездную передачу получателю помощи (товаров или услуг) в рамках благотворительной деятельности, установленной законом.

Получается, что существующие закон и порядок налогообложения сильно препятствуют развитию российской филантропии. В итоге страдают обе стороны: и меценаты, которые потенциально готовы оказывать помощь, и непосредственные адресаты. По словам главного бухгалтера инвестиционной компании Людмилы Манохиной, благотворительность сейчас выглядит не очень привлекательным мероприятием:

— Можно сказать, что на данный момент закон о благотворительной деятельности фактически перестал действовать. Ранее существовала система бюджетных отчислений на благотворительные цели. Материальные средства, которые коммерческая организация перечисляла в пользу социальных программ, исключались из общей налогооблагательной базы, за счет чего уменьшалась сумма налога на прибыль, который выплачивала компания. Но с отменой льгот меценатство превратилось в убыточное мероприятие. Реалии времени таковы, что приходится думать о рациональности любого действия. А что можно получить взамен, если даже название организации-благотворителя запрещено бесплатно упоминать в СМИ, так как это будет рекламой?!

Реальность и перспективы

Итак, предприниматели, готовые к участию в социальных программах, вынуждены идти наперекор трудностям, преодолевая созданные государством препятствия исключительно своими силами. В ряде случаев, если речь идет, например, об обычном гражданине, бизнесмену намного проще заплатить из собственного кармана, минуя официальное оформление помощи, или перечислить средства на счет некоммерческой организации от собственного имени. Но ведь далеко не каждый руководитель предприятия обладает достаточной мерой сознательности и готов к самостоятельным действиям.

Для того чтобы привлечь потенциального мецената к социальной программе, он должен быть заинтересован. Существует целая категория сомневающихся компаний, которым необходим дополнительный стимул для включения в благотворительную деятельность. Конечно, можно рассудить так, что желающий делать добро человек не нуждается в дополнительных льготах. Но реальные уступки со стороны государства произведут на деловое сообщество более мощное впечатление.

На самом деле споры вокруг несовершенного законодательства и необходимости налоговых послаблений для организаций-меценатов ведутся давно, рассказывает исполнительный секретарь некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» Наталья Каминарская:

— Активную работу в этом направлении ведет Комиссия Общественной палаты России по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО под председательством Владимира Потанина. И реальные итоги есть. Например, исчезла проблема двойного налогообложения. В результате поправок, внесенных в Налоговый кодекс, благополучатели избавились от необходимости уплаты подоходного налога на оказанную помощь (ст. 217 НК). Также был принят Закон от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», по которому предприятие получает возможность инвестировать полученный от меценатов капитал, увеличивая свой доход. Сейчас подготовлен законопроект, касающийся налоговых льгот для коммерческих организаций, жертвующих на благотворительность, и мы надеемся на его скорое принятие.

Меценатство — удел не только богатых

 

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 56 процентов россиян считают, что государству следует поощрять благотворительную деятельность. Причем две трети респондентов (40%) полагают, что форма поощрения должна носить исключительно моральный характер, и только 16 процентов опрошенных считают, что благодарность нужно выражать материально. В качестве основных мер поощрения для меценатов 58 процентов респондентов назвали присвоение благотворителям почетных званий (почетный гражданин города, ученик школы или житель улицы). Однако каждый второй респондент затруднялся ответить, какой объем пожертвованных денежных средств и материальных ценностей будет достаточным для той или иной формы поощрения дарителя. Также больше половины опрошенных (56%) уверены, что посильная благотворительность должна стать делом каждого человека.

 

Учтем благотворительность

Как бы там ни было, с принятием нового закона будем исходить из реальной ситуации. Рассмотрим пример, когда компания решает оказать безвозмездную помощь и перечислить на счет некоммерческого фонда 150 тысяч рублей, рассказывает Людмила Манохина:

— После решения о благотворительном пожертвовании издается приказ, который подписывает руководитель компании. Сама помощь осуществляется на основании письма из благотворительной организации, договора об оказании безвозмездных услуг или договора целевого финансирования. Документ позволит отслеживать, на какие цели были потрачены деньги или использовано подаренное имущество, и организация имеет полное право запросить отчет о расходовании средств. Также, если дарятся определенные материальные предметы, например компьютеры, необходимо оформить накладную по форме № ТОРГ-12 в двух экземплярах.

Благотворительную помощь в бухучете учитывают в составе внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации») на счете 91 «Прочие доходы и расходы» или списывают за счет нераспределенной прибыли. Пожертвования за счет чистой прибыли будут учитываться по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:

Дебет 91-2     Кредит 76

— 150 000 руб. — отражено пожертвование благотворительной организации;

Дебет 76     Кредит 51
— 150 000 руб. — денежные средства перечислены благотворительному фонду;

Дебет 99     Кредит 68
— 36 000 руб. (150 000 руб. × 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство.


Начать дискуссию