Предприниматель как исполнитель муниципального заказа

Традиционно за право выполнять государственные заказы (например, муниципальные) борются предприятия, так как это гарантия того, что они получат вознаграждение за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Порядок участия в мероприятиях, направленных на получение муниципального заказа, установлен Федеральном законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

Основания для участия индивидуального предпринимателя в исполнении муниципального заказа

Традиционно за право выполнять государственные заказы (например, муниципальные) борются предприятия, так как это гарантия того, что они получат вознаграждение за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Порядок участия в мероприятиях, направленных на получение муниципального заказа, установлен Федеральном законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

Пришло время и предпринимателям обратить внимание на такое беспроигрышное сотрудничество. Это особенно актуально для тех, кто работает в рамках ограниченного спроса на свои услуги. Например, для предпринимателей, занимающихся ремонтом зданий и помещений на территории небольшого поселка (либо сельского или городского поселения), где низкая платежеспособность населения не позволяет гражданам активно пользоваться указанными услугами.

Можно привести множество аналогичных примеров, однако это вовсе не означает, что предпринимателям, работающим в более благоприятных условиях, следует пренебрегать участием в исполнении муниципального заказа.

Закон подразделяет заказы на государственные и муниципальные. Поскольку основная доля участия предпринимателей приходится именно на сферу муниципальных интересов, в статье мы не будем рассматривать государственные заказы.

Законодательство (в частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») наделило именно муниципальные власти полномочиями по обеспечению жизнедеятельности административно-территориальных единиц любого региона России. Сферы, в которых работает большинство предпринимателей (например, строительство, ремонт, торговля, бытовое и транспортное обслуживание), находятся под контролем местных властей. Последние как раз и выступают здесь заказчиками товаров, работ или услуг.

В рамках муниципального заказа осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на основании специального договора (муниципального контракта).

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Для предпринимателя важно, что потребности муниципальных образований в товарах, работах и услугах финансируются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ предписывает муниципальным образованиям заключать муниципальный контракт исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. Эта норма в некотором смысле гарантирует наличие в муниципальном (местном) бюджете денежных средств, необходимых для оплаты товаров, работ или услуг предпринимателя по указанному контракту.

Таким образом, предприниматель, заключая муниципальный контракт, может быть уверен в том, что местные власти оплатят свой заказ в обязательном порядке. Конечно, нельзя исключать «опоздания» в оплате из-за несвоевременного пополнения местного бюджета.

К тому же муниципальный заказ зачастую предусматривает большие объемы поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. А это пророчит серьезный доход лицу, обслуживающему данный заказ.

Пример 1

Предприниматель осуществляет свою деятельность в области ремонта. Он может получить заказ на проведение ремонтных работ в зданиях и помещениях нескольких муниципальных образовательных учреждений, либо муниципальных учреждений культуры, либо учреждений здравоохранения. Это уже предполагает значительный объем работы и, соответственно, полученного дохода. То же самое можно сказать и о предпринимателях, осуществляющих поставки продукции для указанных учреждений.

Вот почему предприниматели активно участвуют в исполнении муниципальных заказов. Однако каждый претендент на получение заказа должен ясно понимать свое правовое положение в указанных отношениях. Это позволит ему защитить свои законные интересы и не допустить ошибок.

Размещение заказов для муниципальных нужд

Для размещения муниципальных заказов местные власти (заказчики) должны осуществлять, в частности, следующие действия по определению исполнителей, поставщиков, подрядчиков:

  • вести реестры муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
  • вести реестры недобросовестных поставщиков;
  • бесплатно предоставлять на основании заявления заинтересованного лица конкурсную документацию, начиная со дня опубликования в официальном печатном издании или на сайте извещения ­о проведении открытого конкурса и т.д.

Муниципальными заказчиками могут выступать:

  1. Органы местного самоуправления (представительный орган, местная администрация и т.д.).
  2. Муниципальные учреждения.
  3. Иные организации, имеющие право на получение средств ­из местного бюджета.

Закон также предусматривает возможность создания органа, уполномоченного осуществлять функции по размещению заказов для указанных муниципальных заказчиков (как правило, им является местная администрация).

Чтобы обратиться к «правильному» заказчику, предприниматель должен изучить муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок осуществления муниципального заказа. Данный нормативно-правовой акт должен быть принят в каждом муниципальном образовании и опубликован в установленном порядке для всеобщего ознакомления.

Муниципальный заказчик может привлекать на основе контракта ­специализированную организацию для:

  • разработки конкурсной документации, документации об аукционе;
  • опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;
  • направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;
  • иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

К сожалению, иногда муниципальный заказчик, воспользовавшись помощью специализированной организации, пытается переложить оплату за ее услуги на участника-победителя. Например, заказчик может включить в конкурсную документацию следующее требование. Победитель конкурса или единственный участник размещения заказа должен будет из собственных средств возместить расходы, связанные с консультационно-техническим сопровождением данного конкурса специализированной организацией, в размере некоторой доли от суммы заключенного контракта. Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 25 апреля 2008 г. № Д05-1502 предупреждает, что указанное требование неправомерно.

Статья 10 Закона предусматривает два способа размещения муниципального заказа:

  • проведение торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме);
  • без проведения торгов (запрос котировок, заказ у единственного ­поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Проведение торгов в форме конкурса

Победителем в конкурсе становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения муниципального контракта. Кроме того, комиссия ­по окончании конкурса должна присвоить его заявке первый номер.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в конкурсе?

1. Заявка на участие в конкурсе является бесплатной.

Однако заказчик вправе потребовать, чтобы участник внес денежное обеспечение заявки в размере, не превышающем пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это требование распространяется на всех участников и указывается ­в конкурсной документации.

Если участники по требованию заказчика вносили деньги в обеспечение заявки, то победитель получит их обратно в течение 5 дней со дня заключения муниципального контракта (п. 5 ст. 29 Закона).

2. Заказчик или конкурсная комиссия не могут вступать в переговоры с участником. 

Если данное требование будет нарушено, то конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.

3. Заказчик или специализированная организация публикуют извещение о проведении конкурса в официальном печатном издании муниципального образования, а также размещают его на своем официальном сайте. Это нужно сделать не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.

Данное положение позволяет любому заинтересованному предпринимателю получать достоверную информацию о потребностях муниципалитета в товарах, работах и услугах, а также дает ему право принять участие в конкурсе. 

При этом критерии оценки заявок на участие, указанные в извещении и в конкурсной документации, не должны отличаться. Иначе размещение заказа может быть признано недействительным, ­а результаты торгов будут отменены.

Пример 2

Мэрия провела открытый конкурс на поставку продуктов питания по шести лотам. По результатам вскрытия заявок мэрия отказала в допуске к участию нескольким кандидатам. «Отвергнутые» обратились в областное Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС). Они жаловались на нарушения положения Закона в части требований, предъявляемых к участ­никам, и на необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе. УФАС рассмотрело жалобу, выдало предписание о признании размещения заказа недействительным и отмене результатов торгов. Мэрия обратилась в суд. Но судьи указали, что конкурсная документация содержит дополнительные требования о функциональных качественных характеристиках товаров (они не были указаны в извещении). Таким образом, мэрия нарушила статью 28 Закона. В итоге судьи поддержали решение УФАС (постановление ФАС ­Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А72-4013/07).4. Для участия в конкурсе предприниматель подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией, размещенной на сайте и в печатном органе. Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в виде электронного документа. На конверте обязательно надо указать наименование конкурса. При этом сведения о себе можно не подавать.

 5. Предприниматель-участник вправе изменить или отозвать свою заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. 

В указанном случае предприниматель получит обратно (в течение пяти рабочих дней со дня поступления его уведомления об отзыве заявки) деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки.

6. Предприниматель – победитель конкурса обязан заключить с заказчиком муниципальный контракт. Иначе заказчик может в судебном порядке заставить предпринимателя не только заключить контракт, но и возместить убытки, причиненные уклонением от заключения контракта.

Предположим, заказчик направил предпринимателю проект договора (оферту). Однако участника конкурса (а он обязан заключить договор) не устраивают условия контракта. Что же делать? Тогда он может в течение 30 дней со дня получения оферты направить организатору конкурса протокол разногласий. Если заказчик проигнорирует возражения участника (например, не пришлет согласованный вариант контракта в течение 30 дней со дня получения протокола), он будет нести ответственность по статье 445 ГК РФ. Это значит, что уже предприниматель сможет потребовать от заказчика возмещения убытков. Победитель конкурса может обратиться в суд с иском об урегулировании разногласий.

Учтите, что в ГК РФ не прописан срок, в течение которого можно обратиться в суд. Однако специалисты полагают, что в этом случае должен применяться с соответствующими изменениями срок, который указан в абзаце 2 пункта 1 статьи 445 ГК РФ. Если заказчик не прореагирует на протокол разногласий, то срок составит 60 дней со дня получения оферентом протокола разногласий. Такое мнение можно найти в публикации «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой» (под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского).

Кстати, если предприниматель-победитель подаст иск, пропустив срок для передачи протокола разногласий в суд, а заказчик не возразит против этого, то суд будет рассматривать такое исковое заявление по существу. В ином случае для рассмотрения иска не будет правовых оснований (определение ВАС РФ от 20 февраля 2008 г. № 1129/08).

Отдельно поговорим о начальной (максимальной) цене контракта. Закон предусматривает, что заказчик вправе не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок поменять сведения, указанные в извещении. То есть организатор конкурса может, в частности, указать иное количество поставляемого товара, изменить место поставки товара и место предоставления конкурсной документации. Самое главное, что он может запросто «исправить» цену. В любом случае неизменным остается предмет конкурса.

Если заказчик решил скорректировать цену контракта, то он должен в течение 5 дней со дня принятия этого решения опубликовать изменения в официальном печатном издании. Также в течение одного дня со дня принятия этого решения надо обнародовать изменения на официальном сайте. Внесение поправок в извещение (опубликование их в открытых источниках) продлевает срок для подачи заявок до 20 дней с момента обнародования (п. 4.1 ст. 21 Закона, письмо Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2008 г. № Д05-1506). В случае, когда цену изменили самым невыгодным образом, а заявка уже подана, участник может ее отозвать. Как уже упоминалось, сделать отзыв можно до момента вскрытия конвертов с заявками для участия или открытия доступа ­к поданным в форме электронных документов заявкам.

Проведение торгов в форме аукциона

Победителем аукциона становится тот участник, который предложил наиболее низкую цену муниципального контракта. Обратите внимание, что имеется Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов по поставке (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-Р). ­В частности, в списке таких товаров представлены следующие (см. Таблицу 1):

Таблица 1 Некоторые товары, работы и услуги, размещение заказов по которым осуществляется путем аукциона

Код по ОКДП (ОК 004-93) 

Наименование

1500000 Пищевые продукты и напитки
1700000 Текстильные изделия
2200000 Полиграфическая и печатная продукция (кроме кодов 2221020, 2221637, 2212180 в части бюллетеней для голосования на выборах и референдумах)
 Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника
5200000 Услуги по розничной торговле
5500000 Услуги гостиниц и ресторанов (кроме кодов 5520101–5520109, 5520302, 5520303, 5520304, 5520306, 5520308, 5520309)
7250000 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования
6500000 Услуги по финансовому посредничеству, кроме страхования и пенсионного обеспечения
7000000 Услуги, связанные с недвижимым имуществом

Не допускается размещение заказов на товары (работы, услуги), приведенные в упомянутом Перечне, путем проведения открытого конкурса. Однако по ним все-таки можно размещать заказ с помощью запроса котировок или у единственного поставщика при соблюдении установленных Законом условий (письмо Минэкономразвития РФ от 18 января 2008 г. № Д04-96).

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие в аукционе?

1. Аукцион может проводиться в электронной форме на сайте, если начальная (максимальная) цена муниципального контракта (цена лота) не превышает 1 млн рублей. Поэтому заинтересованный в заказе предприниматель должен регулярно посещать сайты хотя бы близлежащих муниципальных образований.

2. Предприниматель не должен платить за участие в аукционе. Но устроители могут потребовать от него внести деньги в обеспечение заявки на участие в размере пяти процентов начальной ­(максимальной) цены контракта (цены лота).

3. Муниципальный заказчик или уполномоченная организация не вправе вступать в переговоры с участником, подающим заявку на участие в аукционе. Иначе аукцион в судебном порядке будет признан недействительным.

4. Заказчик или уполномоченная организация должны обнародовать извещение о проведении аукциона в официальном печатном издании муниципального образования и на его официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок.

5. Для участия в аукционе предприниматель должен подать заявку в срок и по форме, которые установлены документацией ­об аукционе, размещенной на сайте и в печатном издании.

Указанная заявка подается в письменной или электронной форме. Если участник подает электронную заявку, то заказчик (уполномоченный орган) должен подтвердить ее получение. Это также можно сделать как в письменном, так и в электронном виде в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.

6. Предприниматель вправе отозвать свою заявку в любое время до дня и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе. В этом случае деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются предпринимателю в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

7. Предприниматель-участник вправе осуществлять аудио- и видео­запись аукциона.

Такая запись защитит права участника от злоупотреблений со стороны устроителей мероприятия, так как может быть представлена в качестве доказательства в суде.

8. Победитель аукциона обязан заключить по его результатам муниципальный контракт. В случае нарушения данного требования предпринимателю – победителю аукциона грозит та же ответственность, что и победителю конкурса при аналогичном проступке.

Запрос котировок

Запрос котировок – способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем публикации извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте муниципального образования. Победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Существуют следующие ограничения по проведению запроса котировок:

  • заказчик проводит запрос котировок цен, если производство товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, осуществляется не по конкретным заявкам заказчика. Также этот способ размещения заказа приемлем, если цена муниципального контракта не превышает 500 тыс. рублей;
  • размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок не может производиться на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Минэкономразвития РФ указывает, что размещение заказа запросом котировок относится к тому кварталу, в котором был заключен муниципальный контракт (письмо ­от 18 января 2008 г. № Д04-106).

Одноименные товары (работы, услуги) – это товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ услуг) для государственных и муниципальных нужд. Данную номенклатуру утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в области размещения заказов. Такое определение приведено в пункте 6.1 статьи 10 Закона.

Однако Минэконоразвития РФ в своем письме от 28 февраля 2008 г. № Д04-483 сообщает, что на сегодняшний день упомянутая номенклатура еще не утверждена. Однако ведомство указывает, что последнюю версию проекта номенклатуры можно найти в Интернете по адресу http://www.zakupki.gov.ru или на сайте МЭРТ РФ. А до момента утверждения номенклатуры Минэкономразвития РФ предлагает считать одноименными такие товары (работы, услуги), которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам. Они могут отличаться друг от друга лишь незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства. Кроме того, одноименные товары являются однородными ­по потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Что должен знать предприниматель, желающий принять участие ­в проведении запроса котировок?

1. Заказчик или уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте муниципального образования извещение о проведении запроса котировок и проект муниципального контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. Если заказчик размещает заказ на сумму, не превышающую 250 тыс. рублей, то это нужно сделать не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

2. Заказчик или уполномоченный орган могут одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок направить запрос котировок лицам (в том числе предпринимателям), осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

3. Предприниматель подает котировочную заявку заказчику (уполномоченному органу) в письменной или электронной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Если участник подаст электронную заявку, заказчик (уполномоченный орган) обязан в тот же день в письменном или электронном виде подтвердить ее получение.

4. Не допустимо проведение переговоров между заказчиком (уполномоченным органом, котировочной комиссией) и участником в отношении поданной им котировочной заявки.

5. Победитель запроса котировок обязан заключить представленный ему муниципальный контракт. Последствия отказа аналогичны указанным для победителя конкурса или аукциона.

Заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Это наименее выгодный для предпринимателя способ размещения муниципального заказа, поскольку в данном случае муниципальный заказчик сам, по своему выбору, предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Здесь предпринимателю могут помочь либо его высокая деловая репутация, либо отсутствие конкурентов. Не следует забывать и о так называемом «местничестве», когда заключение муниципального контракта предлагается лицам, «наиболее приближенным» к заказчику.

Поскольку при размещении заказа у единственного поставщика велика вероятность коррупции, то законодательство предусматривает строгие ограничения для взаимодействия между заказчиком и поставщиком. Согласно статье 55 Закона размещение муниципального заказа у единственного ­поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно в следующих случаях:

  • заказчику потребовались конкретные товары (работы, услуги) вследствие обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
    Например, в случаях, когда происходят природные катаклизмы (наводнения, землетрясения и т.д.), а также техногенные аварии (взрывы на объектах, массовые отравления и т.д.), требующие оказания срочной медицинской и гуманитарной помощи (покупки лекарств, проведения спасательных работ, возведения временного жилья, закупки предметов первой необходимости и т.д.) неограниченному кругу лиц. Поскольку проведение процедуры размещения муниципального заказа в форме конкурса, аукциона или запроса котировок требует большого количества времени (иногда до двух месяцев), законодатели разрешили в экстренных случаях прибегать к помощи единственного поставщика;
  • представлена только одна котировочная заявка или единственная заявка на участие в конкурсе (аукционе);
  • только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе ­(аукционе), признан участником конкурса (аукциона);
  • участвовал только один претендент;
  • конкурс (аукцион) признан несостоявшимся, и муниципальный контракт не заключен;
  • не подано ни одной заявки при повторном размещении заказа путем запроса котировок;
  • муниципальный заказ размещен на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
    При этом заказы на поставки одноименных товаров (работ, услуг) заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного размера. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;
  • заказчику (уполномоченному органу, специализированной организации) нужно опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса (открытого аукциона), протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона.
    Поскольку официальное печатное издание, предназначенное для опубликования муниципальных нормативно-правовых актов и иной информации, определяется уставом муниципального образования, то нельзя заказывать указанные выше публикации в изданиях, не предусмотренных уставом. Поэтому в данном случае нет необходимости в размещении муниципального заказа на издательские услуги в форме конкурса, аукциона или запроса котировок, и заказ размещается у единственного поставщика (официального печатного издания);
  • заказчик размещает заказы на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для муниципальных нужд (в случае, если исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицу);
  • заказчик размещает заказы на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений, муниципальных библиотек у издателей таких печатных и электронных изданий (в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий);
  • заказчик размещает заказ на посещение зоопарка, театра, ­кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
  • несколько муниципальных заказчиков размещают заказ на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для муниципальных нужд. При этом заказчик – организатор такого мероприятия выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном Законом;
  • заказчик размещает заказ на оказание преподавательских услуг ­физическими лицами.

Мы рассказали подробно о возможностях заказчика по размещению заказа у единственного поставщика. А что же может сделать поставщик, который согласован с уполномоченным органом в качестве единственного, но при этом он по каким-то причинам передумал заключать контракт? В отличие от участников торгов в виде конкурса, аукциона и размещения заказа путем запроса котировок, единственный поставщик может без ущерба для себя отказаться от заключения муниципального контракта. Дело в том, что на сегодняшний день Закон не обязывает единственного поставщика заключать контракт и не предусматривает ответственность за отказ. В этом случае заказчик просто проведет новые торги (письмо Минэкономразвития РФ от 21 января 2008 г. № Д04-120).

Муниципальный контракт

Мы уже говорили, что предприниматель-победитель обязан заключить муниципальный контракт. В отдельных случаях, при размещении заказов у единственного поставщика, допускается заключение обычного ­гражданско-правового договора (подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона). Однако в большинстве случаев отношения между участниками муниципального заказа строятся именно на основе указанного контракта.

Муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд. По сути, указанный контракт – это обычный гражданско-правовой договор (купли-продажи, поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), заключаемый в порядке, предусмотренном ГК РФ. Но для него характерен ряд особенностей.

1. Муниципальный контракт не может быть заключен с предпринимателем, если:

  • арбитражный суд признал предпринимателя банкротом;
  • суд приостановил деятельность предпринимателя в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
  • предприниматель предоставил заведомо ложные сведения в заявке на участие;
  • имущество участника размещения заказа находится под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
  • у участника размещения заказа имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. При этом ее размер превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанного лица по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности.

Остановимся подробнее на двух последних пунктах. Приведенные выше формулировки Закона нельзя буквально применить к индивидуальному предпринимателю. Дело в том, что предприниматели не ведут бухгалтерский учет, а значит, ни о каком балансе не может быть и речи. Представляется, что требуемые данные можно найти в Книге учета предпринимателя. Ведь именно в ней отражаются имущественное положение и результаты предпринимательской деятельности бизнесмена за налоговый период.

2. Цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Из этого правила существует лишь несколько исключений, установленных Законом (подп. 2 п. 2 ст. 55, пп. 4.2, 6.2–6.4 ст. 9).

3. Муниципальный заказчик (если это предусмотрено конкурсной документацией) по согласованию с предпринимателем в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов установленные в контракте количество товаров, объем работ, услуг, в случае изменения потребностей муниципального заказчика или в случае, когда появляется потребность в других работах или услугах, которые не предусмотрены контрактом.

При этом в случае поставки предпринимателем дополнительного количества товаров, выполнения дополнительного объема работ, оказания дополнительного объема услуг муниципальный заказчик по согласованию с предпринимателем вправе изменить ­первоначальную цену контракта также не более чем на десять процентов.

4. Запрещено менять исполнителя контракта.

Следовательно, при наступлении обстоятельств, препятствующих исполнению предпринимателем муниципального контракта (болезнь, смерть, прекращение деятельности, привлечение к уголовной ответст­венности и т.д.) действие муниципального контракта прекращается.

5. Если заказ размещается на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства), то начальная (максимальная) цена муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ. Она устанавливается исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта.

6. Контрагенты могут расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

7. В муниципальный контракт обязательно включаются условия ­(стороны не вправе их менять!):

  • об ответственности предпринимателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного указанным контрактом;
    Если одна из сторон муниципального контракта не исполнила в срок обязательства по нему, то пострадавшая сторона может потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). 
    Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока. Неустойка (штраф, пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки ­рефинансирования ЦБ РФ. 
    Однако если контрагент-нарушитель докажет, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, то он не будет платить неустойку (штраф, пени);
  • о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (работ, услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в муниципальном контракте. 
    Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом.

Заказчик должен вместе с извещением опубликовать проект муниципального контракта, чтобы потенциальные участники могли заранее ознакомиться с его условиями и определить для себя возможность дальнейшего его исполнения (с учетом указанных выше ограничений). Если заказчик не опубликует заранее проект контракта, то размещенный заказ может быть признан недействительным.

Во всем остальном, что не предусмотрено муниципальным контрактом, предпринимателю надлежит руководствоваться действующим гражданским законодательством применительно к виду заключаемого договора, а также ­общими положениями о сделках, предусмотренными частью первой ГК РФ.

На первый взгляд может показаться, что процедура участия в исполнении муниципального заказа (конкурс, аукцион) сложна и громоздка для предпринимателя. Именно это является для многих из них основным минусом такого участия. Однако в действительности все это не представляет особой сложности при условии, что предприниматель будет действовать в рамках Закона и в соответствии с требованиями муниципального заказчика.

Вместе с тем для любого предпринимателя, ставшего победителем муниципального заказа и заключившего муниципальный контракт, очевидны следующие преимущества:

  • гарантированное получение вознаграждения за результаты своей деятельности;
  • востребованность своих товаров, работ или услуг и возможность их своевременной реализации (особенно это касается товаров ­с ограниченным сроком годности);
  • своеобразная реклама своей деятельности: посредством исполнения муниципального заказа предприниматель зачастую поставляет товары, выполняет работы или оказывает услуги широкому кругу лиц, в результате чего происходит косвенная реклама его деятельности;
  • хорошие отношения с местной властью при условии надлежащего исполнения муниципального контракта (в наше время такое ­ни одному предпринимателю не повредит).

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию