МСФО

Зачем нужны международные стандарты финансовой отчетности?

В последнее время дискуссия на тему МСФО в России ведется в новом направлении. На повестке дня вопрос, как организовать внедрение МСФО, а не вопрос, нужны ли России МСФО. При этом нередко можно встретить ряд стереотипов, которые не соответствуют действительности. Например, считается, что: МСФО чуть ли не главное средство привлечения инвестиций.

Леонид Шнейдман,
партнер PricewaterhouseCoopers
Фрагмент статьи

МСФО: мифы и реальность

В последнее время дискуссия на тему МСФО в России ведется в новом направлении. На повестке дня вопрос, как организовать внедрение МСФО, а не вопрос, нужны ли России МСФО. При этом нередко можно встретить ряд стереотипов, которые не соответствуют действительности. Например, считается, что: МСФО чуть ли не главное средство привлечения инвестиций. На самом деле МСФО упрощают выход на рынок, способствуют снижению затрат на привлечение капитала. Однако сама по себе отчетность по МСФО не может гарантировать приток инвестиций.

Составление отчетности по МСФО проще, чем составление отчетности по национальным стандартам.

В действительности применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. Они не являются сводом строгих, детальных правил -- это скорее набор принципов и требований. Подход к их реализации специалист определяет сам, исходя из конкретной экономической ситуации, сущности сделки, а не только и не столько из ее правовой формы. Например, по МСФО эмитированные компанией акции не всегда будут признаваться частью капитала, хотя с точки зрения формально-юридической они представляют собой часть уставного капитала.

МСФО -- это стандарты бухгалтерского учета.

Напротив, бессмысленно искать в МСФО традиционные для российской бухгалтерии план счетов, бухгалтерские проводки, формы первичных документов и учетных регистров. МСФО -- это стандарты исключительно отчетности, то есть заключительного этапа бухгалтерской работы. Они не предъявляют никаких специальных требований непосредственно к счетоводству. Более того, отчетность по МСФО может быть подготовлена путем трансформации (преобразования) российской отчетности, что при прочих условиях ни в коей мере не скажется на ее качестве и полезности.

МСФО годятся лишь для консолидированной отчетности.

На самом деле они предназначены и для индивидуальной финансовой отчетности компаний. Хотя наиболее ценной с точки зрения качества, объема и полезности информации сами стандарты признают именно консолидированную отчетность. Отсутствие таковой у компании автоматически означает невыполнение основополагающих требований МСФО.

МСФО можно внедрить одномоментно.

Нельзя. Переход на МСФО требует очень серьезной, большой и кропотливой подготовки. Причем подготовки не только компаний и профессионального сообщества, но и в не меньшей степени регулирующих органов и инвестиционного сообщества. Без нее любые действия в этой области способны лишь дискредитировать идею МСФО и нарушить нормальное функционирование экономики.

МСФО предотвращают фальсификацию финансовой информации, представляемой компанией рынку.

На самом деле цель применения стандартов -- обеспечить прозрачность финансовой отчетности, правдивость картины финансового положения и результатов деятельности компаний, что нисколько не умаляет значение порядочности тех, кто составляет отчетность.

Препятствия на пути сближения с МСФО

Проведенное недавно шестью ведущими международными аудиторскими фирмами исследование "GAAP- 2002: Конвергенция" показывает, что одним из серьезных препятствий на пути сближения национальных стандартов с МСФО является сложность отдельных стандартов. Наиболее трудновыполнимые на сегодня элементы МСФО -- стандарты 39 и 32, посвященные отражению в отчетности финансовых инструментов, в частности вложений в ценные бумаги, производных инструментов, дебиторской и кредиторской задолженности. Эти активы и обязательства должны быть оценены по справедливой стоимости, что является сложной задачей не только для российских специалистов, но и финансистов всего мира. Существуют и другие препятствия.

Большое внимание в мире уделяется проблеме применения международных стандартов малым бизнесом. Наиболее позитивное предложение -- упростить составление отчетности за счет сокращения раскрываемой финансовой информации. Однако основополагающий принцип МСФО -- предоставление объективных данных о деятельности компании -- в любом случае должен оставаться неизменным. Одна из основных проблем внедрения МСФО в России -- отсутствие правового статуса решений КМСФО. С этим связан и вопрос, кто должен заниматься регулированием учета и отчетности в рыночной экономике. Одни специалисты считают необходимым отдать эту сферу полностью на откуп бизнесу и профессиональному сообществу. Другие придерживаются мнения: регулирование отчетности -- функция государства при активном участии бизнес- и профессионального сообществ. В этой связи несомненный интерес представляет одно из недавних решений Конституционного суда РФ. В нем подчеркнуто, что, "обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики... бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации".

Кроме того, ключевая проблема внедрения международных стандартов в России, равно как любой другой стране,-- наличие квалифицированных специалистов, которые могут понимать и применять МСФО. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее. На обучение МСФО бухгалтера может уйти от трех до шести месяцев, стоимость базовой программы может составлять в среднем 30-50 тыс. руб. В целом по России требуется обучить МСФО на начальном этапе порядка 10 тыс. человек. Наиболее результативным методом обучения МСФО является обучение в процессе внедрения стандартов в конкретной компании.

Прогноз

Широкий переход российских компаний на МСФО зависит главным образом от действий правительства, которое по законодательству отвечает за методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране. Российский премьер-министр определил срок начала перехода на МСФО -- 2004 год. Как и в большинстве развитых стран, начать необходимо с консолидированной финансовой отчетности общественно значимых компаний. Должен быть принят закон о консолидированной отчетности по международным стандартам, предусматривающий обязательное составление, аудит и публикацию ее. Профессиональное сообщество должно обеспечить подготовку кадров для применения МСФО. Если все заинтересованные стороны объединят свои усилия и продолжат тесное сотрудничество, то к 2010 году состоится реальный переход российского бизнеса на общепризнанный в мире язык финансовой отчетности.

Коммерсантъ

Начать дискуссию