Бухгалтерский учет

Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций.

В первый же год нового тысячелетия на головы российских бухгалтеров опять свалилась новая очередная беда - в дополнение к тому, что бухгалтерский учет должен теперь вестись с применением нового Плана счетов, введенного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н, с 01.01.2002 Налоговый Кодекс РФ (далее - НК РФ) предписывает организациям вести еще и налоговый учет "на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом" (ст. 313 НК РФ в действующей редакции). Причем "система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно", а "порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения". Молодые бухгалтера в шоке, пожилые же усмехаются, приговаривая: "В первый раз, что ли? Будет им и налоговый учет". Попытаемся же разобраться, что, собственно, ожидает бухгалтеров, что должны будут делать бухгалтеры, должны ли именно бухгалтеры.

Автор - С. А. Машков,
кандидат технических наук,
Аудиторско-консалтинговая группа
"Что делать Консалт"
piluganov@nm.ru

В первый же год нового тысячелетия на головы российских бухгалтеров опять свалилась новая очередная беда - в дополнение к тому, что бухгалтерский учет должен теперь вестись с применением нового Плана счетов, введенного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н, с 01.01.2002 Налоговый Кодекс РФ (далее - НК РФ) предписывает организациям вести еще и налоговый учет "на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом" (ст. 313 НК РФ в действующей редакции). Причем "система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно", а "порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения".

Молодые бухгалтера в шоке, пожилые же усмехаются, приговаривая: "В первый раз, что ли? Будет им и налоговый учет". Попытаемся же разобраться, что, собственно, ожидает бухгалтеров, что должны будут делать бухгалтеры, должны ли именно бухгалтеры.

ГОТОВЫ ЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗОВАТЬ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

На предприятиях бухгалтерский учет ведут бухгалтеры, а налоговый учет должны будут вести "налоговики"? или опять же бухгалтеры? Вряд ли руководители предприятий сочтут возможным значительно увеличить административно - управленческий аппарат и учреждать отдельные службы ведения налогового учета. По-видимому, эта работа ляжет на плечи тех же бухгалтеров, которые ведут бухгалтерский, а в не очень крупных предприятиях и управленческий и кадровый учет. Но для правильного ведения бухгалтерского учета выпущены: Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" (от 21.11.96 N 129-ФЗ с изменениями от 23.07.98), НК РФ, 15 Положений по бухгалтерскому учету, сотни инструкций, методических указаний и писем Минфина РФ и МНС РФ, тысячи книг и руководств, сотни тысяч статей в десятках бухгалтерских изданиях. На любой вопрос, который может возникнуть у бухгалтера в связи с бухгалтерским учетом, он может найти ряд материалов в перечисленных источниках с любой степенью подробности. Не говоря уже о том, что бухгалтера когда-то, где-то учили бухгалтерскому учету, он сдавал экзамены и получил диплом или сертификат, подтверждающий его квалификацию в этом вопросе. При всем при этом "система бухгалтерского учета не организуется налогоплательщиком самостоятельно", его (бухгалтера) не заставляют самостоятельно разрабатывать план счетов бухгалтерского учета, регистры, на которых должны отражаться (и накапливаться) различные показатели бухгалтерского учета, и т.д. Все это ему "регламентируют". Что же касается налогового учета, то пока нет ничего, кроме нескольких страниц в главе 25 НК РФ достаточно общего содержания. Так что, если у бухгалтера при чтении этих страниц, а тем более при попытках организовать налоговый учет, и возникнут какие-либо вопросы, то найти ответы в каком-либо другом письменном источнике невозможно, обращаться за подробностями некуда. Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать от Минфина РФ или МНС РФ разработки и выпуска Положений по налоговому учету, инструкций и методических указаний. Ввиду изложенного, по-видимому, только очень небольшое (относительно) количество организаций - налогоплательщиков смогут самостоятельно разработать учетную политику организации для целей налогообложения, организовать налоговый учет на основе данных первичных документов, отражать эти данные в регистрах налогового учета и вести параллельно бухгалтерский и налоговый учет. Еще меньшее число организаций смогут позволить себе это из экономических соображений. И, смею утверждать, нет ни одной организации, которая могла бы все вышеперечисленное осуществить без существенных дополнительных финансовых затрат.

ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ

(НА ПРИМЕРЕ НДС)

Дополнительно к налоговому бремени государство заставляет налогоплательщиков тратить непроизводительно сотни миллиардов рублей на расчет уплачиваемых налогов по методикам, предлагаемым государством. Мы уже показывали это на примере налога на добавленную стоимость*1.

*1.Машков С.А., Иллюзия налога, //"Все для бухгалтера", 1999, N 6 (36)

В упомянутой статье показывается, что основная часть НДС поступает в бюджет от розничной торговли (оказания услуг населению, выполнения работ для населения). От остальных видов деятельности и для подавляющего большинства организаций (с очень незначительным исключением) уплаченный НДС возмещается из бюджета, при правильно оформленных счетах-фактурах, книгах учета покупок и продаж. По нашим оценкам, денежные средства, получаемые государством в бюджет в качестве НДС от остальных видов деятельности, не являющихся розничной торговлей (оказанием услуг населению, выполнением работ для населения), не покрывают всех издержек по взиманию этого налога. К издержкам по взиманию НДС относятся: затраты на оплату рабочего времени, в течение которого штат бухгалтеров осуществляет действия, связанные с НДС, а именно: расчет НДС, оформление выписываемых и учет полученных счетов-фактур, ведение книг продаж и книг покупок, представление в налоговые инспекции к 20-му числу каждого месяца деклараций по расчету НДС; затраты на бумагу, необходимую для выполнения вышеперечисленных работ; затраты на содержание дополнительного штата налоговых инспекторов и налоговой полиции, осуществляющих проверку правильности расчета и уплаты НДС; затраты на оплату рабочего времени штата банковских работников, осуществляющих банковские операции по перечислению денег от одного предприятия другому, представляющих якобы НДС; сами денежные средства, представляющие НДС, которые без пользы "крутятся", переходя с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого, так и не попадая в бюджет; не говоря уже о невосполнимых материальных затратах бумаги, электричества, износа оборудования, и т.д.

Для российской экономики было бы лучше, если бы были отменены (или и не вводились бы в свое время) счета фактуры, книги покупок и продаж, ежемесячные отчеты (декларации) по НДС. Сам НДС взимался бы по ставке 20% только с организаций, осуществляющих розничную торговлю (оказывающих услуги населению и выполняющих работы для населения), так же как сейчас взимается налог с продаж, со всех же остальных организаций - по ставке, допустим, 0,01% и, разумеется, без возмещения из бюджета. Государство в бюджет получало бы столько же или больше, на зато издержки по взиманию этого налога (НДС) были бы много меньше, а бухгалтерский учет много проще.

ЗАМЕЧАНИЯ О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ

Кстати, о налоге с продаж. Почему ставка налога с продаж определена как 5% от продажной стоимости товара с учетом НДС (т.е. взимается налог с продаж с НДС), а не 6% от продажной стоимости товара без НДС, то есть с той же базы, с которой исчисляется НДС? Если, допустим, себестоимость единицы какого то товара равна 80 руб. и продавец реализует этот товар с наценкой в 25% т.е. с наценкой в 20 руб.(80 руб. * 25% = 20 руб.), то его продажная цена без учета НДС равна 100 руб. (80 руб. + 20 руб. = 100 руб.). Налог на добавленную стоимость при ставке налога в 20% будет равен 20 руб., (100 руб.*20% = 20 руб.). Продажная стоимость с учетом НДС будет равна 120 руб. (100 руб. + 20 руб. = 120 руб.). Налог с продаж при ставке налога с продаж, равной 5% от стоимости товара с учетом НДС, будет равен 6 руб. (120 руб.*5% = 6 руб.). Но эти 6 руб. составляют 6% от 100 руб., то есть от продажной стоимости товара без учета НДС, то есть с той же базы, с которой рассчитывается и сам НДС. Почему для этих двух налогов налогооблагаемые базы определяются различным образом? Для НДС это себестоимость плюс наценка, для налога с продаж это себестоимость, плюс наценка плюс НДС. Почему для налога с продаж нельзя было определить налогооблагаемую базу такой же, как и для НДС (себестоимость плюс наценка) и чуть - чуть изменить ставку налога с продаж (6% вместо 5%), чтобы получить в точности ту же величину налога с продаж? Это было бы и методологически более правильно - не было бы налога с налога, и достигалось бы упрощение в расчетах. Таким образом законодатели неоправданно усложняют методику исчисления налогов, перекладывая бремя затрат по начислению налогов по плохо продуманным методикам на налогоплательщика. Но мы отвлеклись на налог с продаж, в то время как нашей целью является налог на прибыль.

О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ

Аналогично, все вышеизложенное можно сказать и о налоге на прибыль. С целью более строгого обоснования величины взимаемого с предприятия налога на прибыль предприятию вменяется в обязанность вести не только бухгалтерский учет, но и параллельно с тех же самых первичных документов вести еще и налоговый учет. Смеем утверждать, а в будущем, после накопления некоторой статистики, беремся доказать, что расхождения между величинами налога на прибыль, исчисленного из данных бухгалтерского учета (с поправками, как это делалось в 2001 и более ранних годах) и из данных налогового учета, для громадного большинства предприятий будут значительно меньше, чем издержки предприятий по организации и ведению этого самого налогового учета. По нашему мнению, для российской экономики, было бы лучше не вводить в организациях налоговый учет параллельно с бухгалтерским, а подумать о том, как упростить бухгалтерский учет, с тем, чтобы уменьшить издержки по определению налога на прибыль. А неизбежную при этом погрешность в определении величины налогооблагаемой прибылиь можно компенсировать некоторым увеличением ставки этого налога. Сравните с приведенным выше рассуждением про налог с продаж. Другая методика расчета налога с продаж, с другой базы, с другой ставкой, а результат тот же. Выражаю уверенность, что если провести референдум среди российских организаций, предложив им выбрать один из вариантов: 1-й - только бухгалтерский учет и несколько большая ставка по налогу на прибыль, например, например 27% или 2-й - ставка по налогу на прибыль в 24% и в дополнение к бухгалтерскому учету еще и налоговый учет, то большинство налогоплательщиков проголосует за 1-й вариант.

Уж если реформировать налогообложение, то следовало бы реформировать его в сторону упрощения бухгалтерского учета, уменьшения количества различных налогов и упрощения способов их определения с тем, чтобы освободить время бухгалтеров для выполнения своих прямых обязанностей - предоставления руководству организации необходимой информации о том, что реально происходит на предприятии, для принятия правильных, обоснованных управленческих решений. Такого рода необходимая руководству информация может быть как оперативной (сколько денег сегодня на расчетном счету, какие в ближайшем будущем предстоят платежи), так и обобщающей аналитической информацией в разрезе подразделений, направлений деятельности, видов выпускаемой продукции, и т.д. для выработки стратегических решений. Все это теперь называется управленческим учетом, потому что бухгалтерский учет в России в последние годы этим не занимается. В Российских предприятиях службы бухгалтерского учета занимаются только начислением налогов и составлением отчетности для налоговых инспекций. При этом бухгалтерский учет с каждым годом усложнялся и запутывался все более и более (см. приведенный выше пример с налогом с продаж) и к настоящему времени он запутался настолько, что из него уже становится трудно (или невозможно) рассчитать налог на прибыль, и поэтому обязывают предприятия организовать и вести налоговый учет. Если так пойдет дальше, то скоро для каждого вида налога предприятиям вменят в обязанность организовать и вести свой отдельный, самостоятельный налоговый учет по этому виду налога с тех же самых первичных документов, что и для всех остальных видов учета.

Лучше совсем отказаться от таких видов налогов, как например, налог на прибыль, раз для определения налогооблагаемой базы по этому налогу необходимо наряду с бухгалтерским учетом учреждать еще и налоговый учет.

НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ БУХГАЛТЕРА ДО И ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА

Но вернемся к нашим: бухгалтерам, которых мы оставили пребывающими в шоке от обЪема, сложности и срочности предстоящих работ.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Бухгалтерам, громадному большинству из них, предстоит до начала нового года и в ближайшие недели после нового года наряду с текущей рутинной работой по обработке первичных документов закончить мероприятия по переходу на новый План счетов бухгалтерского учета, подготовить годовой отчет (баланс) на основе старого Плана счетов (утвержденного приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N56), и одновременно с нового года начать ведение бухгалтерского учета на основе нового Плана счетов. Мероприятия по переходу к новому Плану счетов заключаются, в частности, в следующем:

проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств и определение остатков на счетах бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря 2001 г. по старому Плану счетов;

внесение изменений в учетную политику организации по бухгалтерскому учету;

разработка рабочего плана счетов на основе нового Плана счетов:

настройка программного обеспечения по бухгалтерскому учету на новый План счетов;

пересчет остатков на счетах бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря 2001 г. по старому Плану счетов в остатки на счетах бухгалтерского учета на 1 января 2002 г. по новому Плану счетов;

ввод этих остатков в компьютерную программу, по которой будет проводиться бухгалтерский учет в 2002 г. на основе нового Плана счетов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Так как главой 25 НК РФ предприятиям (следовательно, бухгалтерам) предписывается организовать налоговый учет, то нужно разработать регистры налогового учета и процедуры накопления и отражения показателей налогового учета на этих регистрах. Разработать учетную политику предприятия, содержащую как разделы, посвященные ведению бухгалтерского учета, так и разделы, посвященные налоговому учету.

В учетной политике должен, в частности, быть зафиксирован метод признания доходов и расходов (т.е. определение даты получения дохода или совершения расхода) - метод начисления (по отгрузке) или кассовый метод (по оплате). При этом из-за несогласованности различных статей ныне действующего НК РФ, возможен кассовый метод признания выручки (по оплате) для НДС в бухгалтерском учете и метод начисления (по отгрузке) для налога на прибыль в налоговом учете, и наоборот. НК РФ, который обязывает отдельно формулировать учетную политику для бухгалтерского учета и отдельно учетную политику для налогового учета, это допускает. Как при этом не сломать головы самим бухгалтерам и налоговым инспекторам - неизвестно. Но продолжим перечисление стоящих перед бухгалтерами работ. Как для организаций, производящих товары, так и для торговых организаций необходимо выбрать и зафиксировать метод списания себестоимости передаваемого в производство или реализуемого имущества -

каждой учетной единицы,

самых ранних по времени приобретения (метод ФИФО - FIFO - First In, First Out - первый пришел, первый ушел),

самых поздних по времени приобретения (метод ЛИФО - LIFO - Last In, First Out - последний пришел, первый ушел)

или по средней себестоимости.

Выбрать и зафиксировать метод начисления амортизации основных средств (линейный или нелинейный). Метод начисления амортизации может быть различен для различных обЪектов учета. Для каждого данного обЪекта учета основных средств метод начисления амортизации может быть различен в бухгалтерском и налоговом учете, что опять же может привести к путанице.

Выбрать и зафиксировать метод исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль (ежемесячно или ежеквартально), если данная организация имеет право такого выбора, исходя из выручки, полученной в каждом из четырех предыдущих кварталов.

Разработать новый или уточнить прежний порядок документооборота, имея в виду, что одни и те же первичные документы теперь должны будут отражаться и в регистрах бухгалтерского и в регистрах налогового учета. Этот порядок документооборота также должен быть описан в учетной политике.

Если данное предприятие бухгалтерский учет в 2001 г. вела не "ручным способом", а при помощи компьютерной программы, то нужно среди организаций - разработчиков программного обеспечения найти организацию, которая бы разработала программу ведения налогового учета. Убедиться, что найденная организация разработала программу ведения налогового учета именно так, как нужно данному предприятию. Купить эту программу и научиться на ней работать.

НАЧАЛЬНЫЕ ОСТАТКИ НА РЕГИСТРАХ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Затем следует определить начальные остатки на регистрах налогового учета. Стоп. Внимание. "Здесь лягушка прыгает в воду!"

В 2001 г. налоговый учет еще не велся, хотя предприятие функционировало. С 1 января 2002 г. нужно начать вести налоговый учет. Но для этого нужно как-то определить и ввести начальные остатки на регистрах налогового учета. Может быть, все начальные остатки на регистрах налогового учета будут равны нулю? Да, это так для вновь организованных предприятий, только-только начинающих свою деятельность. У таких организаций начальные остатки и на регистрах бухгалтерского учета, и на регистрах налогового учета равны нулю. Для остальных предприятий это не так. Для всех функционирующих предприятий остатки на регистрах налогового учета на начало января 2002 г. не могут быть все равными нулю, как они (остатки) будут отличными от нуля на конец января, февраля, марта и т.д. в 2002 г. и все последующие годы. Прямое указание на это содержится в самом НК РФ. В ст. 319 НК РФ регламентируется порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных. Во втором абзаце упомянутой статьи написано, что оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных налогового учета (выделено нами - С.М.) о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. Но остатки незавершенного производства будут не только в конце января 2002 года, но были и в конце декабря 2001 года, когда налоговый учет на предприятии еще не велся. Налогового учета еще не было, а остатки уже были! И их нужно суметь рассчитать из данных бухгалтерского учета и ввести в качестве остатков незавершенного производства в регистры налогового учета. Если этого не сделать, то будут неправильно рассчитаны остатки на конец января, затем февраля и т.д. 2002 года, и тогда весь налоговый учет пойдет насмарку. Неправильные показатели налогового учета никому не нужны, а показатели только тогда будут правильными, если будут правильно рассчитаны и введены остатки на начало января 2002 года, или, что, то же самое, на конец декабря 2001 года. Следовательно, Законодателем должен быть предложен способ (алгоритм) вычисления остатков на регистрах налогового учета из данных бухгалтерского учета.

Еще один аргумент. Статья 283 НК РФ допускает возможность переносить убытки, полученные в предыдущем налоговом периоде, на последующие налоговые периоды с уменьшением соответствующей налоговой базы. Но убыток (так же как и прибыль), рассчитанный по правилам бухгалтерского учета, в общем случае не равен убытку (прибыли), рассчитанному по правилам налогового учета. Но в 2001 году налоговый учет в организациях еще не велся. Следовательно, Законодатель должен был бы предложить способ (алгоритм) определения по данным бухгалтерского учета налогооблагаемой прибыли (убытка) так, как он определялся бы по данным налогового учета.

Все. Круги разошлись, а "лягушка так и не выпрыгнула из воды!"

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НЕ НУЖЕН

Итак, еще раз зададимся вопросом: можно ли в принципе из данных бухгалтерского учета расчетным путем получить показатели налогового учета? При такой постановке вопроса теоретически может быть только два варианта ответа: да, можно, или нет, нельзя.

Если да, можно, то тогда становится ненужной организация ведения налогового учета. Зачем вести налоговый учет, если все показатели налогового учета можно получить расчетным путем из показателей бухгалтерского учета?

Если нет, нельзя, то тогда нельзя рассчитать начальные остатки на регистрах налогового учета. В этом случае конечные остатки на регистрах налогового учета будут неправильными. Зачем вести налоговый учет, если показатели налогового учета неправильны из-за того, что не определены начальные остатки на регистрах налогового учета?

В любом из этих двух случаев мы получили однозначный ответ на вопрос, нужен ли организациям налоговый учет, ведущийся параллельно с бухгалтерским учетом? Налоговый учет организациям не нужен либо потому, что его показатели могут быть рассчитаны из показателей бухгалтерского учета, либо он не нужен потому, что он не дает правильных результатов из-за невозможности правильно рассчитать начальные остатки на регистрах налогового учета.

На вопрос же, можно ли из показателей бухгалтерского учета рассчитывать остатки на регистрах налогового учета, в общем случае следует ответить отрицательно. Нет, нельзя. В отдельных случаях, когда, например, предприятие только-только организовалось и только-только начало функционировать, у этого предприятия начальные остатки как на регистрах бухгалтерского учета, так и на регистрах налогового учета равны нулю. Возможно, существуют еще случаи, когда остатки на регистрах налогового учета можно вычислить по показателям бухгалтерского учета, но в общем случае для любых организаций этого сделать, по-видимому, нельзя. Если кто-нибудь знает, или разработает способ (алгоритм) вычисления остатков на всех регистрах налогового учета по показателям бухгалтерского учета, то ура! Мы все спасены! Налоговый учет можно будет не вести, а ежемесячно рассчитывать все показатели налогового учета из данных бухгалтерского учета, распечатывать их и при необходимости показывать проверяющим из налоговой инспекции.

НЕНУЖНЫЙ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ К ТОМУ ЖЕ НЕТОЧЕН

Рассмотрим теперь следующую ситуацию. Если на начало налогового периода, т.е. на 1-е января 2002 г., остатки на регистрах налогового учета заданы неправильно, так как рассчитаны из показателей бухгалтерского учета, т.е. с какой-то погрешностью, и бухгалтер будет последовательно вычислять остатки на конец января, конец февраля, конец марта и т.д., по правилам налогового учета, то эти конечные остатки будут вычисляться тоже с какой то погрешностью. Следовательно, и все остальные показатели налогового учета будут вычисляться с некоторой погрешностью. Зададимся вопросом, как будут вести себя эти погрешности при вычислении показателей налогового учета в последующих месяцах? Какова тенденция?

Чисто теоретически возможны три варианта тенденций поведения этих погрешностей.

Первый вариант. Со временем эти погрешности будут уменьшаться и, в конце концов, через какое то количество месяцев налоговый учет будет давать точные, правильные результаты, такие, какие были бы, если бы начальные остатки на 1-е января 2002 года были заданы правильно.

Второй вариант. Погрешности будут из месяца в месяц возрастать, пока не достигнут какого-то максимума, зависящего от величины оборотов и прочих особенностей организации, для которой ведется налоговый учет.

Третий вариант. Погрешности не будут убывать, но и не будут возрастать, а всегда будут примерно такими, какими они были в начале.

Так как организаций, на которые распространяется действие главы 25 НК РФ, в России много, около 3-х миллионов, и они самые разные, - и убыточные, и преуспевающие, и с большими переходящими остатками и с маленькими, и с большими оборотами, и с не очень, то, можно предположить, что на практике будут реализовываться все три случая. То есть будут организации, у которых налоговый учет будет давать все более и более правильные результаты, но будут и такие организации, у которых показатели налогового учета всегда будут содержать погрешность. К сожалению, нам неизвестны критерии, по которым можно определить, к какой группе - первой, второй или третьей отномится данная организация. Другими словами, никогда нельзя с уверенностью сказать, насколько точны показатели налогового учета из-за неточности задания начальных остатков. А раз так, раз ничего нельзя сказать про погрешность, кроме того, что она есть, то лучше налоговый учет не вести, прибыль рассчитывать из показателей бухгалтерского учета, а чтобы государство получало в бюджет столько, сколько оно считает нужным, погрешность в определении налогооблагаемой базы для налога на прибыль компенсировать некоторым увеличением ставки налога.

Вот что удалось обнаружить, вычерпав жижу из болота, в котором сгинула прыгнувшая туда лягушка, и куда всех бухгалтеров загнали 25-й главой НК РФ.

При всем при этом вышеприведенные выводы, к сожалению, не являются личным мнением автора. Это - наука, математика, или логика, если хотите. Точно так же как утверждение о том, что "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов" не является личным мнением г. Пифагора (у нас мол, демократия, и каждый имеет право на свое личное мнение по любому вопросу, в том числе и по тому, равен или не равен квадрат гипотенузы сумме квадратов катетов).

КАК НАМ ОРГАНИЗОВАТЬ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Выше мы попытались ответить на вторую часть вопроса, вынесенного в заголовок статьи, - "как налоговый учет воюет против организаций". Так как, по-видимому, несмотря на все аргументы, приведенные выше, предприятиям все же вменят в обязанность организовать и вести налоговый учет, то попытаемся ответить на первую часть вопроса, вынесенного в заголовок статьи, - "что такое налоговый учет", как его организовать и вести. Причем не с точки зрения чиновника Минфина РФ или МНС РФ,

(указующего бухгалтерам, что вы, мол, должны самостоятельно разработать, организовать, вести, исчислять, перечислять и каждые 3 месяца представлять нарастающим итогом в налоговые органы то, что нам хочется, а как вы это будете делать, нас не касается, но если нам не понравится то, что вы сделаете, то будем вас штрафовать.)

( - данный выделенный курсивом и помещенный в скобки абзац в опубликованный в журнале вариант не вошел - С.А.)

а с точки зрения обычного рядового главного бухгалтера, работающего в не очень крупном предприятии, и обремененного очень широким кругом обязанностей, и которому нужно выполнять положения закона РФ от06.08.2001 N 110-ФЗ, которым вводится в действие глава 25 Налогового кодекса.

Данная статья написана после опубликования гл.25 НК РФ, но до разработки и опубликования каких-либо дополнительных официальных материалов Минфина РФ или МНС РФ: Положений по налоговому учету, инструкций по налоговому учету или методических материалов по поводу того, как организовать налоговый учет на предприятиях, или что-либо еще в этом же духе. После опубликования подобных официальных документов некоторые из положений данной статьи могут быть пересмотрены.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ

Ст. 314 НК РФ разрешает вести регистры налогового учета в виде специальных форм на бумажных носителях. Но в регистрах налогового учета должны отражаться и накапливаться данные с первичных учетных документов, те же самые данные, которые отражаются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета. По-видимому, будет неразумно вести регистры налогового учета вручную, на бумажных носителях, в то время как бухгалтерский учет ведется при помощи компьютерной программы. Только в случае, если организация столь мала, обороты у нее столь незначительны, что бухгалтерский учет ведется вручную на бумажных носителях, тогда и налоговый учет можно вести вручную на бумажных носителях.

Бухгалтер такой организации, подготавливая ежеквартально бухгалтерскую отчетность для налоговой инспекции, вычисляет показатели, входящие в "Бухгалтерский баланс" (строки 470 - "Нераспределенная прибыль отчетного года" и 475 - Непокрытый убыток отчетного года"), в "Отчет о прибылях и убытках", в "Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли", и в "Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли". Вычисляя показатели, входящие в вышеперечисленные формы, бухгалтер обычно на отдельных бумажках производит вычисления промежуточных величин ("два пишем, семь на ум кладем"). После произведенных вычислений эти черновые бумажки выкидывать не нужно, их нужно красиво оформить, надписать и подшить в отдельную папочку. Это и будут ведущиеся на бумажных носителях регистры налогового учета.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Если же бухгалтер предприятия ведет бухгалтерский учет на компьютере с использованием какой - либо бухгалтерской программы, вводя в программу данные с первичных учетных документов, то и налоговый учет, разумеется, следует вести на компьютере. Так же как программы ведения бухгалтерского учета после ввода данных с первичных документов за какой-либо календарный период позволяют рассчитать и сформировать все необходимые формы, как отчетные формы для налоговых органов, так и различные аналитические ведомости для "внутреннего применения", - так и программа ведения налогового учета должна позволить рассчитать и сформировать как вышеперечисленные налоговые формы, так и аналитические ведомости. Рассмотрим поподробнее свойства и возможности такой программы ведения налогового учета. Все, что написано далее, будет представлять, по сути, задание на программирование для разработчиков программ ведения налогового учета.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЕ

ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Требования к компьютерной программе мы оформим в виде набора положений, которые в своей совокупности представляют концепцию. Каждое из положений будем называть более коротким словом концепт. Хотя некоторые положения "самоочевидны", а другие явно являются элементарным следствием предыдущих, все равно во избежание дальнейших возможных недоразумений их все следует перечислить.

Концепт 1-й. В принципе, при использовании возможностей компьютерной техники, налоговый учет, как и бухгалтерский, можно вести, не используя метод двойной записи. Метод двойной записи изобретен более 400 лет назад (Лукой Пачиоли) для гарантирования отсутствия ошибок в регистрах бухгалтерского учета, а в случае их возможного присутствия - для быстрого их обнаружения. Ошибок невозможно совсем избежать при "ручном" методе ведения учета на бумажных носителях, а других способов ведения учета 400 лет назад не было. Так как бухгалтеры за 400 лет привыкли к методу двойной записи, а многие из них и не представляют, что можно вести бухгалтерский учет без использования метода двойной записи, а главное, так как налоговый учет "отпочковывается" от бухгалтерского, то постулируем, что налоговый учет будет вестись, как и бухгалтерский, с использования метода двойной записи.

Концепт 2-й. Так как показатели налогового учета, так же как и показатели бухгалтерского учета, формируются из данных первичных учетных документов, а суммы из первичных учетных документов отражаются по дебету одного и кредиту какого-то другого счета бухгалтерского учета, то и для нужд налогового учета будем эти суммы из первичных учетных документов отражать по дебету одного регистра налогового учета и по кредиту какого-то другого регистра налогового учета.

Концепт 3-й. Регистры налогового учета, по дебету и кредиту которых будут отражаться и накапливаться суммы из первичных учетных документов, будем называть счетами налогового учета, а совокупность счетов налогового учета будем называть Планом счетов налогового учета.

Концепт 4-й. Так как налоговый учет имеет отношение к тем же самым явлениям экономической деятельности организаций, отражает на своих регистрах те же самые финансовые потоки (или материальные потоки, но в денежном выражении), что и бухгалтерский учет, то если не все, то, по крайней мере, некоторые из счетов налогового учета будут иметь то же самое экономическое содержание, что и соответствующие счета бухгалтерского учета. Поэтому счетам налогового учета, имеющим тот же самый экономический смысл, что и у счетов бухгалтерского учета, будем присваивать тот же код и будем давать им то же наименование, что и у соответствующих счетов бухгалтерского учета.

Концепт 5-й. Ввиду вышеизложенного, для регистрации, отражения и накопления показателей налогового учета будем, по возможности, использовать счета налогового учета, совпадающие по наименованию, кодам и содержанию со счетами бухгалтерского учета. В тех же случаях, когда для какого - либо показателя налогового учета не будет соответствующего счета бухгалтерского учета, будем брать какой-нибудь более или менее подходящий счет бухгалтерского учета и к нему открывать субсчет налогового учета с необходимыми свойствами. Аналогичная процедура предлагалась нами при переходе на Новый План счетов бухгалтерского учета**).

**) Машков С.А. Некоторые проблемы перехода бухгалтерского учета на новый План счетов.// "Все для бухгалтера". 2001. N1 (55).

Концепт 6-й. По определению, налоговый учет не совпадает с бухгалтерским учетом. Это означает, что в принципе возможны и всегда будут такие хозяйственные операции, для которых счет дебета и счет кредита счетов бухгалтерского учета, на которых отражаются суммы, характеризующие эту хозяйственную операцию, не совпадают по содержанию, наименованию и кодам со счетами дебета и/или кредита счетов налогового учета, на которых должны отражаться эти же суммы, характеризующие эту же хозяйственную операцию. Другими словами, всегда будут такие хозяйственные операции, что, если в бухгалтерском учете эта операция записывается проводкой Д-т А, К-т В, а в налоговом учете этой операции соответствует проводка Д-т А1, К-т В1, то либо счет А1 налогового учета не совпадает по экономическому содержанию (а следовательно, по наименованию и коду) со счетом А бухгалтерского учета либо счет В1 не совпадает со счетом В, или и то и другое одновременно.

Концепт 7-й. Хотя план счетов бухгалтерского учета и план счетов налогового учета совпадают по кодам и наименованиям, возможно отличаясь у каких-либо организаций некоторыми субсчетами, но это - разные обЪекты, даже в тех случаях, когда ввиду индивидуальных особенностей и/или специфики организаций план счетов налогового учета полностью совпадает с планом счетов бухгалтерского учета, включая и субсчета. Это означает, что нельзя и бухгалтерский учет и налоговый учет вести на одном и том же плане счетов, включая субсчета.

Концепт 8-й. Нельзя обойтись единым, общим и для бухгалтерского, и для налогового учета, планом счетов, введя отдельные субсчета для ведения бухгалтерского учета и отдельные субсчета для ведения налогового учета. Например, в плане счетов для каждого счета отвести часть субсчетов, например, с 01 по 49, для ведения бухгалтерского учета, а часть субсчетов, например с 51 по 99, отвести для ведения налогового учета. Если это допустить, то из-за наличия таких хозяйственных операций, которые упомянуты в концепте 6-м, в книге учета хозяйственных операций, в оборотно - сальдовой ведомости и в других подобных ведомостях некоторые суммы удвоятся.

Концепт 9-й. Должен соблюдаться принцип однократности ввода информации и многократности ее использования, провозглашенный еще более 40 лет назад, на заре компьютерной эры академиком АН СССР В.М. Глушковым, принцип, который к нашему времени уже давно стал аксиомой. Нельзя заставлять бухгалтера вводить данные с первичного документа сначала в компьютерную программу по бухгалтерскому учету, а затем вводить эти же данные в программу по налоговому учету. Это должна быть единая программа, в которую бухгалтер будет однократно вводить данные с первичных документов, а программа будет из этих данных рассчитывать и различные показатели бухгалтерского учета, и все необходимые показатели налогового учета. Поэтому следует говорить не о двух программах ведения бухгалтерского и ведения налогового учета, а о двух частях одной программы.

Концепт 10-й. Ввод данных в программу осуществляется с первичных документов. При этом на экране компьютера формируется образ вводимого документа, и бухгалтер вводит реквизиты с первичного документа в определенные места - "окошечки" экранного образа. Суммы, фигурирующие в первичном документе, должны будут отражаться по дебету одного и по кредиту другого счета бухгалтерского учета. Как правило, один из счетов подразумевается, а код другого счета нужно указывать явным образом. Например, сумма, фигурирующая в приходном кассовом ордере, должна отражаться по дебету счета 50 "Касса" субсчет 50.1 "Касса организации". Для указания же счета кредита, на который нужно отнести эту сумму, должно существовать специальное "окошко", в котором бухгалтер проставляет код счета кредита: 71 "Расчеты с подотчетными лицами", если это сотрудник организации вернул неизрасходованную часть выданной ему в подотчет суммы; 90 "Продажи", субсчет 90.1 "Выручка", если это продавец организации сдал в кассу организации выручку со своей торговой точки; 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", если оптовый покупатель расплатился за проданную ему партию товара наличными; 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75.1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", если это один из учредителей внес свою долю по вкладу в уставный капитал наличными и т.д. Для ввода тех же самых данных в программу налогового учета должны существовать дополнительные "окошечки", в которые бухгалтер должен проставлять коды счетов дебета и коды счетов кредита налогового учета для тех же сумм, фигурирующих в первичном документе. Поэтому должны быть проанализированы экранные образы всех документов, по которым вводятся данные с первичных учетных документов (платежное поручение, выписка из банка, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, накладная на поступление товарно-материальных ценностей в организацию, накладная на передачу материалов в производство, накладная на передачу готовой продукции на склад, накладная на отгрузку товаров, и т.д.), и для каждого из документов нужно создать дополнительные "окошки" для ввода кодов счетов налогового учета по дебету, по кредиту или и по дебету и по кредиту.

Концепт 11-й. У этих двух частей программы бухгалтерского и налогового учета общими или, по крайней мере, в значительной мере совпадающими, будут не только экранные образы первичных документов, но и различные справочники - номенклатуры товаров или продукции, основных средств, нематериальных активов, сотрудников, подразделений, контрагентов, банков и т.д.

Концепт 12-й. Общность справочников и однократность ввода информации с первичных учетных документов - это не единственные "точки" соприкосновения бухгалтерского и налогового учета. Многие результаты вычислений различных показателей бухгалтерского учета, такие, как, например, расчет зарплаты и, следовательно, отнесение оплаты труда на затраты и вычисленные при этом налоги и взносы, а также рассчитанные в системе бухгалтерского учета другие налоги (НДС, налог с продаж, налог на имущество) должны вводиться в налоговый учет из бухгалтерского, а не вычисляться еще раз в рамках налогового учета. И, наоборот, налог на прибыль, рассчитанный в рамках налогового учета, должен фигурировать в бухгалтерском учете именно в той сумме, которая была рассчитана в налоговом учете, а не в той сумме, как его можно было бы рассчитать в рамках бухгалтерского учета. Поэтому должны быть разработаны процедуры переброски отдельных показателей бухгалтерского учета в налоговый учет и обратно.

Концепт 13-й. Так как гл. 25 НК РФ предусмотрено большое количество нормативов, определяющих величины тех или иных расходов, которые можно относить на затраты (расходы на рекламу, на представительские расходы, на ремонт основных средств и т.д.), то, как при вводе данных с первичных документов, так и при "переброске" различных показателей, рассчитанных в рамках бухгалтерского учета, в налоговый должны быть предусмотрены не только отдельные "окошки" для указания корреспондирующих счетов налогового учета, но и возможность разделения одной суммы (например, суммы оплаты расходов на рекламу), на слагаемые (часть суммы, относимую на затраты, и часть суммы, относимую на прибыль - или, вернее, на убыток) с возможностью указания корреспондирующих счетов налогового учета для каждого из слагаемых этой суммы. При этом, чтобы бухгалтеру не нужно было производить промежуточные вычисления на отдельной бумажке, необходимо на экране компьютера показывать, какая по величине сумма еще может быть отнесена на затраты, а для этого должны быть известны (вычислены) фонд оплаты труда, выручка и прочие показатели.

Концепт 14-й. Так как расходы производятся в течение всего налогооблагаемого периода, в том числе и в начале, а величины фонда оплаты труда, выручки предприятия становятся известными только после окончания налогового периода, поэтому нередко в тот момент, когда расходы произведены, нельзя определить, какую часть этих расходов можно отнести на затраты. В связи с этим в программе должны быть предусмотрены средства последующей корректировки введенных ранее данных.

На этом мы закончим описание возможностей компьютерной программы, посредством которой можно вести и бухгалтерский и налоговый учет. Из приведенного описания видно, что это будет большая сложная и дорогостоящая программа. Она будет более трудна в настройке и в эксплуатации, чем обычная бухгалтерская программа, так как, по крайней мере, некоторым хозяйственным операциям должны будут соответствовать разные проводки в бухгалтерском и в налоговом учете, а формировать или модифицировать эти проводки зачастую можно будет только после окончания налогового периода.

ПРОЧИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Повторим еще раз то, о чем упомянули в концепте 14. Так как представительские расходы, расходы на командировки, на рекламу и т.д. могут осуществляться в начале налогового периода, когда еще не известны ни величина расходов на оплату труда, ни величина выручки, чтобы определить, какую часть этих расходов можно отнести на затраты, а какую часть - на прибыль, а отложить ввод информации с соответствующих первичных документов на конец налогового периода нельзя, ибо средства уже перечислены с расчетного счета и нужно отразить эту операцию на счетах налогового учета, то нужно относить эти расходы либо на затраты, либо на прибыль, а потом, после окончания налогового периода, корректировать эти проводки. То есть отделение налогового учета от бухгалтерского не спасает положения. Трудности, которые имели место в бухгалтерском учете, благополучно перекочевали в налоговый учет, и к ним добавились новые проблемы, среди которых есть и такая, как определить остатки на счетах налогового учета. От чего пытались уйти, учреждая налоговый учет, к тому и пришли - к необходимости корректировать показатели учета (в данном случае налогового) после окончания налогового периода.

Как видим, и разработка программы налогового учета, и, в дальнейшем, ведение налогового учета по этой программе представляют собой достаточно трудоемкие процессы, которые потребуют значительных дополнительных финансовых затрат из кармана налогоплательщика. И все это ради чего? Все это ради того, чтобы, опять же с ошибкой, получить одну единственную цифру - величину налогооблагаемой базы, не такую, которая получалась из данных бухгалтерского учета, а другую, якобы лучшую, якобы более обоснованную. В дальнейшем предполагается, что величину этой налогооблагаемой базы нужно умножить на ставку налога на прибыль и получить величину налога на прибыль.

УЛУЧШИТСЯ ЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОТ УМЕНЬШЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

В средствах массовой информации муссируется высказывание о том, что, снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24% улучшит финансовое положение предприятий, так как будет уменьшен и сам налог на прибыль. Но товарищи, или вернее, господа! Не надо сравнивать между собой не сравниваемые вещи. Ставка налога на прибыль в 35% умножалась на налогооблагаемую базу, вычислявшуюся в 2001 г. по методикам бухгалтерского учета с существовавшими тогда ограничениями на величину относимых на затраты расходов. Ставка налога на прибыль в размере 24% будет умножаться на налогооблагаемую базу, которая будет вычисляться в 2002 г. по методикам налогового учета с определенными в главе 25 НК РФ другими ограничениями на величину относимых на затраты расходов. Это - совсем разные величины. Если бы это были одинаковые величины, то тогда не надо было бы вводить налоговый учет.

Вспомним известную юмореску М.М. Жванецкого про раков: "Вчера были маленькие, но по 3 рубля, а сегодня большие, но по 5 рублей". Если бы существовал налог на раков, причем вчера (то есть 31 декабря 2001 г.) по ставке 35% с одного рака, а сегодня (то есть 1 января 2002 г.) по ставке 24%, то вчера налог бы составил 1,05 руб. (3 руб.*35%), а сегодня налог бы составил 1,20 руб. (5 руб.*24%), то есть больше, чем вчера, хотя ставка налога меньше, чем вчера. Не кажется ли Вам, господа хорошие, что когда народ смеется над этой юмореской М.М. Жванецкого, то на самом деле он смеется над попытками сравнивать несравнимые вещи.

Так как методики определения налогооблагаемой базы в 2001 году и в 2002 году существенно различны, то среди миллионов организаций наверняка найдутся такие, у которых при том же обЪеме производства налог на прибыль окажется больше. Кроме того, для любого предприятия более важной величиной является не величина налога на прибыль, которую предприятие уплачивает государству, а величина прибыли, которая остается у организации, причем не остаток "налогооблагаемой" прибыли, а реальная прибыль, которую организация может истратить по своему разумению. А это - "две большие разницы". Эта реальная, остающаяся в распоряжении организации прибыль, сильно уменьшится из-за дополнительных расходов на организацию и ведение налогового учета, независимо от того, можно ли будет эти расходы списать на затраты или их надо будет отнести на прибыль.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль, которая будет вычисляться в 2002 году в соответствии с гл. 25 НК РФ, имеют очень малое отношение к реальной прибыли организации, как из-за ограничений, какую часть расходов можно относить на затраты (расходы на ремонт основных средств, расходы рекламу, представительские расходы и т.д.), так и из-за спорности вопроса об экономической целесообразности и обоснованности тех или иных расходов. Поэтому способ вычисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по методике налогового учета следует рассматривать просто как некоторую достаточно трудоемкую вычислительную процедуру, для которой исходными данными являются данные, содержащиеся в первичных учетных документах. И вопрос следует ставить только о том, как упростить эту вычислительную процедуру, чтобы трудоемкость исчисления налогов и трудоемкость проверки правильности их определения были бы минимальны, а государство в бюджет получало бы столько же.

КРИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЗИТИВНОЙ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вместо всех ныне существующих налогов для большинства организаций, осуществляющих обычные виды деятельности (производство, строительство, торговля, выполнение работ, оказание услуг), следовало бы ввести только три налога, для которых базы являются легко определимыми, а сами налоги легко рассчитываемыми. Например, первый налог - налог на зарплату, базой для расчета которого является величина оплаты труда. Второй налог - налог на доходы, базой для расчета которого является поступление средств (денежных, или в натуральной форме) в качестве оплаты за проданные товары (выполненную работу, оказанные услуги), вместо нынешних НДС, налога с продаж и налога на прибыль. И третий налог - налог на активы, базой которого является величина валюты баланса, вместо нынешнего налога на имущество. Налоговые ставки для каждого из этих налогов следует подобрать так, чтобы в сумме эти три налога давали бы такое же поступление в бюджет, какое ныне дают все существующие многочисленные и трудно рассчитываемые налоги.

Ставку налога на доходы достаточно легко определить. Для этого нужно взять общую сумму поступлений в бюджет в качестве НДС, налога с продаж и налога на прибыль за прошедший налоговый период и разделить на общую сумму оборотов всех банков за тот же период. Если, допустим, ставка налога на доходы будет равна 13%, то если одно предприятие получило, например, 100 тыс. руб. от другого предприятия в качестве оплаты за проданный товар (за выполненную работу, аренду, услугу и т.д.), то это предприятие должно перечислить 13 тыс. руб. (100 тыс. руб. * 13%) в бюджет. После того, как деньги поступили в бюджет, законодательные органы могут делить их как по бюджетам различных уровней, так и по статьям расходов в каждом из бюджетов.

Государство, проводя протекционистскую политику, а также в целях регулирования пропорций развития различных отраслей экономики, может определить различные ставки этого налога на доходы для различных видов деятельности.

При этом будет максимально упрощена как процедура исчисления величины налога, так и процедура проверки правильности его начисления и уплаты. Для определения правильности начисления и уплаты налога налоговому инспектору достаточно потребовать кассовую книгу и книгу учета банковских операций. Если из кассовой книги видно, что имело место поступление наличными (инкассация выручки у предприятия розничной торговли, или платеж наличными юридического или физического лица за товарные поставки, выполненную работу или оказанные услуги), то этому платежу должно соответствовать начисление этого налога в бюджет. Если из книги учета банковских операций видно, что на расчетный счет поступили средства от какой-либо организации за товарные поставки (выполненную работу или оказанные услуги), то этому поступлению должно соответствовать начисление налога в бюджет.

Некоторые сложности с начислением этого налога могут возникнуть при осуществлении бартерных сделок или оплаты работ, аренды, услуг товарными поставками или встречным оказанием услуг другого рода.

Но эти сложности могут быть также легко преодолены, как и начисление и уплата налогов, зависящих от зарплаты, при оплате труда, например, сельскохозяйственными продуктами или в другой натуральной форме.

Система налогообложения должна быть такова, чтобы трудоемкость исчисления налогов составляла бы малую долю трудоемкости работы бухгалтера по подготовке управленческой информации для руководства организации.

Было бы неплохо после разработки проектов законов РФ и приказов Минфина РФ и МНС РФ, связанных с ведением бухгалтерского учета в организациях, подвергать их обсуждению бухгалтерской общественностью. Тогда не надо будет через месяц после принятия вносить в них многочисленные дополнения, изменения и поправки. За российскую экономику болеют и в бухгалтерском учете не понаслышке понимают не только отдельные чиновники Минфина РФ, но и бухгалтеры предприятий, аудиторы, профессора и преподаватели экономических специальностей вузов и т.д., не говоря уж об ассоциации профессиональных бухгалтеров. К мнению всех вышеперечисленных специалистов имеет смысл прислушаться. По результатам этих обсуждений вносить необходимые дополнения и поправки в эти проекты.

НАЛОГОВЫЙ, БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Уж коли разработчики программного обеспечения будут затрачивать усилия на разработку или модернизацию программ бухгалтерского учета, с тем чтобы с использованием этих программ можно было бы вести и бухгалтерский и налоговый учет, а налогоплательщики будут нести расходы по приобретению этих программ, то для того чтобы от всего этого была бы хоть какая-то польза для налогоплательщика, необходимо в эти программы вставить еще очень небольшие доработки, чтобы при помощи этих программ можно было бы вести еще и управленческий учет.

В литературе уже многими авторами отмечалось***), что в России в последние годы

***) Карпов А. Долгий путь к третьему учету. //Расчет. Сентябрь 2001.

бухгалтерский учет ничего не давал руководству организаций, а был нужен только для того, чтобы правильно исчислять многочисленные налоги. Все многочисленные Положения по бухгалтерскому учету, методические указания и инструкции были нацелены только на это. Но и с этой задачей он (бухгалтерский учет) не справился, "захлебнулся" в потоке регламентирующих нормативных актов, так что пришлось учреждать налоговый учет. Но и налоговый учет с этим не справится (как мы пытались это показать в данной статье), если не пересмотреть основные принципы системы налогообложения. Пока законодательные органы не пересмотрят и не изменят принятых законов, имеющих отношение к налогообложению, предприятия должны будут вести три учета: налоговый учет для исчисления налога на прибыль, бухгалтерский учет для исчисления всех остальных налогов и управленческий учет для руководства организаций, чтобы оно представляло, что же на самом деле твориться на предприятии, каково на самом деле финансовое (экономическое) положение предприятия. Представляется более разумным все налоги (взносы и сборы), уплачиваемые организацией в обязательном порядке государству (и другим негосударственным фондам), исчислять в рамках налогового учета, а в рамках бухгалтерского учета формировать отчетность для внешних пользователей - акционеров, кредиторов, инвесторов и т.д. При этом обязательной должна являться только отчетность по налоговому учету.

Продолжая аналогию, использованную г. В.А.Костылевом в статье****)

****) Костылев В.А., Налоговый и бухгалтерский учет: так состоялся ли фактический "развод"?, //"Все для бухгалтера", 2001, N 14 (68)

в которой автор иронизирует, что у разводящихся "супругов" - бухгалтерского и налогового учета остался "общий ребенок" - налогоплательщик, который пока не может понять, с кем ему дальше жить, отметим, что у тех же "родителей" есть еще одно "незаконнорожденное дитя" - это организации, разрабатывающие бухгалтерские программы. Программисты этих организаций не должны дать этим своим "родителям" - бухгалтерскому и налоговому учету совсем разойтись, но обЪединят их снова в одну "семью", в одну бухгалтерскую программу, которая из одних и тех же данных, показателей, содержащихся в первичных учетных документах, будет рассчитывать показатели и управленческого учета (для руководителей организации) и бухгалтерского учета (для акционеров и инвесторов) и для налогового учета (для налоговых инспекций).

piluganov@nm.ru

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Комментарии

8
  • Хранитель_врат
    крик души человека, туманно представляющего себе суть добавленной стоимости и налога на нее. также зря автор невнимательно читал федеральный закон от 8 августа 2001 года n 126-фз "о внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса российской федерации и некоторые другие акты законодательства российской федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства российской федерации". с одним только согласен: усложнять - просто, упрощать - сложно
  • Хранитель_врат
    согласен с отсутствием экономической целесообразности проводимых "реформ". об этом говорит огромное количество появившихся новых аудиторских и консультационных фирм. стремительно растет количество изданий, посвященных налогообложению. бухгалтеры вынуждены много консультироваться. и чего ради? взять есн. сколько раз его меняли, сколько появилось дополнительных расчетов. сколько нужно обегать учреждений. а что от этого увеличилась пенсия у пенсионеров или улучшилось социальное страхование? умиляют сообщения мнс рф о недоборе сотрудников. в инспекциях инспекторы завалены горами бумаги. они сами ничего не успевают. сильно раздражают постоянные приглашения на доростоящие семинары и курсы по налогообложению где выступают "методисты" из мнс и минфина. я согласен с промелькнувшим мнением, что все это сильно смахивает на диверсию. я уже не говорю о физических и душевных затратах работников бухгалтерских и финансовых служб, которые (затраты) в действительности не приносят пользы предприятию, а лишь помогают "уладить" взаимоотношения с налоговыми органами.
  • Хранитель_врат
    согласен с отсутствием экономической целесообразности проводимых "реформ". об этом говорит огромное количество появившихся новых аудиторских и консультационных фирм. стремительно растет количество изданий, посвященных налогообложению. бухгалтеры вынуждены много консультироваться. и чего ради? взять есн. сколько раз его меняли, сколько появилось дополнительных расчетов. сколько нужно обегать учреждений. а что от этого увеличилась пенсия у пенсионеров или улучшилось социальное страхование? умиляют сообщения мнс рф о недоборе сотрудников. в инспекциях инспекторы завалены горами бумаги. они сами ничего не успевают. сильно раздражают постоянные приглашения на доростоящие семинары и курсы по налогообложению где выступают "методисты" из мнс и минфина. я согласен с промелькнувшим мнением, что все это сильно смахивает на диверсию. я уже не говорю о физических и душевных затратах работников бухгалтерских и финансовых служб, которые (затраты) в действительности не приносят пользы предприятию, а лишь помогают "уладить" взаимоотношения с налоговыми органами.