Директор и бухгалтер в одной лодке

Бухгалтер — это правая рука директора, второе лицо на фирме. Но часто получается, что правая рука не ведает, что делает левая. И наоборот. Всегда ли бухгалтер осознает свою ответственность и всегда ли директор готов понять и учесть позицию бухгалтера?

И.А. Артемьева — корреспондент журнала

Бухгалтер — это правая рука директора, второе лицо на фирме. Но часто получается, что правая рука не ведает, что делает левая. И наоборот.

Всегда ли бухгалтер осознает свою ответственность и всегда ли директор готов понять и учесть позицию бухгалтера? Ведь от того, как выстроены их взаимоотношения, во многом зависит успех фирмы.

Мы провели небольшой опрос среди наших подписчиков, и пришли к неожиданным результатам: директор и бухгалтер, находясь в одном офисе, общаясь, словно «не слышат» друг друга. Им бы сесть и поговорить «по душам», потому что претензий и недоверия в их маленьком мирке хватает, и плохо от этого им обоим.

Выслушаем директора

Что не устраивает руководителя в поведении бухгалтера?

Юрий Савицкий, генеральный директор красноярской компании «Торговый дом «Имидж-спорт»», хотел бы, чтобы бухгалтер разъяснял ему свои действия, посвящал в планы, давал управленческие советы. Вот что он говорит: «К сожалению, появилась даже такое словосочетание «бухгалтерский шаманизм», когда бухгалтер начинает морочит голову своему начальнику, пользуясь профессиональной терминологией. Этого не должно быть. Понятно, что бухгалтер — это человек со специальным образованием, однако и директор должен иметь хотя бы начальные навыки, отличать дебет от кредита и понимать, что делает твой финансист. К сожалению, это не всегда так.

А бухгалтерам я бы посоветовал научиться готовить специальную отчетность для директора. Все же директор, скажем так: имеет право на компетентную и исчерпывающую консультацию своего работника, изложенную понятным ему языком. И уж в первую очередь это касается бухгалтера, который имеет дело с деньгами фирмы».

А вот что говорит Андрей Серов, психолог-консультант, советник по PR петербургской компании «Квартет», уполномоченного дилера Volvo Penta: «Сразу надо сказать, что конфронтация между директором и бухгалтером может обернуться бедой для организации. Поэтому руководитель должен контролировать себя и учитывать, в том числе, и психологические нюансы взаимоотношений — не надо забывать, что больший процент бухгалтеров сегодня — это женщины.

Я вообще исхожу из того, что главный бухгалтер — это партнер руководителя. И строить с ним взаимоотношения надо максимально честно. Кроме того, не надо забывать, что в небольших предприятиях главный бухгалтер, по сути, выполняет функции и финансового директора, поэтому его работа сводится не только к оформлению документов, но и к выстраиванию финансовой политики компании».

Помимо всего вышесказанного, довольно серьезную роль играет и возраст бухгалтера. По словам Лидии Стешиной, сотрудника рекрутинговой компании, руководители считают, что люди в возрасте уже не могут оперативно обрабатывать объем информации по изменению налогов, по изменению бухучета. Что же касается опыта и знаний, о которых они говорят, то все это во многом осталось в прошлом. Их опыт не имеет ничего общего с реалиями сегодняшнего дня, с современной экономикой. Тогда бухгалтер действовал в жестких рамках, правила игры не менялись десятилетиями, и самой большой проблемой был учет наличной кассы. Сейчас изменения происходят буквально еженедельно. Кроме того, человеку в возрасте довольно сложно освоить компьютер, а без этого сегодня работать невозможно. Главным в рекрутинге бухгалтера она считает обязательное тестирование, причем лучше всего, если тест составил бывший бухгалтер фирмы или аудитор, который эту фирму проверял, поскольку у каждой фирмы свои особенности учета. Кроме того, тут надо не полениться и позвонить прежнему работодателю этого бухгалтера, чтобы, по крайней мере, «знать, на что идешь».

Насчет подозрительности генеральный директор небольшого рекламного агентства из Екатеринбурга Галина Серова высказалась категорично: «Подозревала и буду подозревать. Это же деньги! Перепроверяю все документы сама.».

Одна из причин излишней подозрительности — это неучтенные суммы, ведь их нельзя взыскать с работника в судебном порядке, да и в милицию не пойдешь, когда у самого «нос-то в пуху». Поэтому и контролировать, и взыскивать приходится самим. Так сказать, с неучтенной зарплаты — незаконными методами. Об этом говорили некоторые руководители, но поставить под такими словами свою фамилию, понятно, отказались. Один директор пожаловался нам: «Если у меня что-то украдет рабочий, я могу пригрозить ему, что напущу бандитов, но вряд ли сделаю это, слишком малы суммы. Просто вычту с зарплаты. Если это будет завцехом или завскладом — то вероятнее всего, к нему домой все же придут «поговорить», обычно разговора хватает, никто не хочет проверить таких людей в действии. Но бухгалтер-то женщина! Что же она-то суется в такие дела! И не боится же. Я понимаю, русская привычка воровать, куда ее девать… Я и не вытрясаю каждую копейку, не перевешиваю каждую партию. Но все должно быть в разумных пределах. Эти пределы заложены в моей наценке. Как только воровство выходит за этот предел — можно «закрывать лавочку». Но с бухгалтером не так-то просто поссориться, она же может навести на меня всяких там налоговиков и милицию. Так что, к моему сожалению, единственный метод борьбы с махинациями бухгалтера — скорейшее его увольнение, а денег, увы, не вернешь».

Еще одну претензию директора вызывают «авралы» в бухгалтерии. «Сколько не было у меня бухгалтеров, все они — сущие студенты, — пожаловался нам директор фирмы «Полюс» (г. Астрахань) Иван Гладких, — тянут до последней ночи! Пока нет отчетного периода, как к ним не заглянешь — сидят, чаевничают, говорят «о своем, о женском». Потом, как придет пора сдавать отчет, как схватятся за голову, как давай сидеть ночами, как давай прибегать ко мне с выпученными глазами — у них, оказывается, документов от поставщиков за предыдущие три месяца не хватает! Приехали! И как давай мы звонить поставщикам и бегать по ним за этими бумажками! А у них свой отчет, они возмущаются. Что ж мы раньше сидели, они уже нас в этом месяце по своим бумагам «не провели», о чем мы думали? А я разве знаю, о чем мы думали?

Сдаем всю отчетность в последний час работы почты, какой уж там посидеть со мной, директором, за чашечкой кофе, обсудить, сколько в результате начислено налогов… Прибегают — все! Подписывайте! Да быстрее же! Получается, сколько начислено, столько уж начислено…».

Слово — бухгалтеру

Бухгалтер, как оказалось, больше всего опасается оказаться «подставленным» и понести наказание. Например, если директор при проверке начинает утверждать, что он никакого отношения к отчетности не имеет и вообще ничего в ней не понимает. А ведь в случае привлечения к уголовной ответственности, бухгалтер вынужден будет согласиться с версией директора — потому что либо он идет по «легкой статье» (ч. 1 ст. 199 УК РФ) как злоумышленник-одиночка, либо настаивает на том, что они с директором оба «ведали, что творят» и становится соучастником организованной преступной группы, замыслившей и совершившей неуплату налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ). Заметим, что ужесточение наказания при условии, если умышленная неуплата налогов совершена не в одиночку, а группой лиц, есть только в ст. 199 УК РФ, а вот в статье 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента», этого нет.

Вместо того, чтобы поддержать бухгалтера в тех случаях, когда проверяющие неправомерно взыскали штрафы с организации, иные руководители пытаются удержать эти суммы из заработка бухгалтера или наказать его иным способом. Хотя всем известно, что, приходя на предприятие, большинство налоговых инспекторов без обиняков объявляют, что им дано задание насчитать данному предприятию 50 тыс. рублей — любой ценой.

«Руководители, вообще, очень странные люди, — заметила бухгалтер из Петрозаводска Инна Маслова, — прежде я работала в производственной компании, которая занималась всякими высокими технологиями в области химии. И директор у нас был под стать — доктор наук, профессор, который был уверен, что бухгалтерия после его химии, плевое дело, поэтому пытался вникнуть сам во все цифры. Причем, «с налета».

При этом, когда к нам пришла первая проверка, тогда мы только начинали, штрафовать было, в сущности, «не за что», инспектор ограничилась тем, что сняла с вычета немного НДС и получилось, что бюджет должен нам чуть меньше этого налога, у нас было превышение зачета, ничего платить по результатам проверки не пришлось, я уж было обрадовалась — куда там! Он меня чуть не съел! Потребовал полный отчет по каждому случаю снятия НДС с зачета. Написал мне должностную инструкцию, по которой в мои обязанности вошло изучать счета-фактуры до буквы, проверять их подлинность и проч. Второй раз к нам пришли где-то через год с явным намерением поживиться. Но я сразу сказала инспектору, что все штрафы вычтут из моей зарплаты, поэтому я буду в суде стоять до последнего за каждую копейку, прибавив, что бухгалтер я молодой и амбициозный, и арбитражная практика мне не помешает. Надо сказать, что все документы у меня были в порядке, а начислять «с потолка» инспектор побоялась. Это в больших городах налоговые арбитражи стали обыденными, а у нас каждый такой случай становится достоянием общественности, назавтра бы вышли газеты с заголовками типа «налоговая «наехала» на отечественного производителя», «как развиваться бизнесу Петрозаводска, когда его душат?», «неправомерные требования подвели налоговиков». Новость месяца! Подходи! Разбирай! Так что есть некоторые плюсы в работе главбуха производственной компании в небольшом городе. Потому что в магазинчике запчастей, куда я устроилась сейчас (все-таки не смогла я работать с этим ученым занудой) директор сразу же предупредил меня: «Придет налоговая, ты ей сразу же подсунь несколько документов с ошибками, пусть она начислит не больше 10 тысяч рублей, это нормально, потом направляй ее сразу ко мне, я договорюсь о прекращении проверки на этом, ну и подарим ей какой-нибудь хороший коньяк, да несколько аксессуаров-игрушек для авто, обычно этого хватает. А если мы будем спорить, начнутся встречные проверки, вскроют обналичку, оно нам надо?». Так что, я поняла: что ни директор — то свои причуды».

А вот что сказала нам главбух из Томска Ирина Александровна: «Практически во всех организациях есть требование проводить сомнительные документы и использовать схемы уходов от налогов. Поэтому я при выборе работы ориентируюсь на связи директора, если у него хорошие отношения с текущей властью, я могу не беспокоиться, он сам решит все вопросы. Но как только власть меняется, я держу нос по ветру, если «новая метла» собирается «замести» моего шефа, то я тут же увольняюсь. Бухгалтер я профессиональный, работу себе всегда найду. Так что я считаю, что в России все держится на связях, на личных отношениях, этим и следует руководствоваться. Законы не действуют. Пока твой шеф в фаворе и «при дворе» — ему ничего не грозит, хоть вообще налоги не плати. Как только ветер переменился — мне пора…».

Профессиональный бухгалтер Михаил Зверев из Санкт-Петербурга настроен оптимистично: «Бухгалтер не любит руководителей? Да он просто не умеет их готовить! Хотя это очень просто. Например, вам нужно подготовить руководителя к решению какого-то вопроса, скажем, к легализации зарплат в организации. Вы ему готовите «управленческий отчет», они такие очень любят, там пишете все свои аргументы, в первую очередь, про штрафы, лучше за весь период сокрытия налога, сразу — бух! Потом сравнение, сколько платили до сих пор и сколько будете платить после легализации (причем можно написать это как «план по выходу зарплат на уровень полной легализации к 2005 году», тогда можно будет применить уже новую ставку ЕСН — 26% (еще один аргумент!). Потом считаете, сколько можно будет сэкономить налога на прибыль в результате отнесения дополнительного ЕСН в расходы. Затем пишете, чем вы намерены покрывать «брешь» в бюджете вашей фирмы (конечно, за счет еще большей экономии на других налогах!) — это не обязательство, когда дело дойдет до сокрытия других налогов, можно привести аргументы по каждому налогу, почему его именно сейчас нельзя сократить. Ну и в конце ставите статистику выигранных исков работников к работодателям по взысканию пенсионных взносов с суммы реального заработка, как известно, в почти в 100% случаев работники выигрывают такие иски, а ПФР и налоговая приходят за своими деньгами. И главное в этом деле сделать вид, что ты — лишь советчик директора, все решения принимать ему, а ты просто печешься о благе фирмы, как бы ее не оштрафовали. Хотя в действительности ты думаешь лишь о своей шкуре — как бы не посадили».

Главбух оптовой компании из Москвы Игорь Васильевич давно разочаровался в руководителях: «Я, как покину очередную фирму, после этого года три, пока не истечет срок давности для проверки, не могу успокоиться, все время думаю, вдруг на проверке начнутся «встречки» и раскопают наши с директором махинации. Если вспоминать, сколько я всяких документов оформлял — страшно становится, и ведь практически никогда не был «в доле», получал только зарплату и изредка смешные премии, так что рисковал не за себя, а за деньги директора. Первому директору оформлял бизнес-планы на получение кредитов — на заре рынка это было модно, к ним прикладывались откровенно липовые балансы о значительных активах, отчеты о торговых оборотах, гарантию нам давал один банк за 30% суммы, и еще в цепочке получателей «откатов» были какие-то темные личности, так тогда было принято. Никто эти кредиты возвращать не собирался, деятельности кроме этих махинаций практически не было, а платили мне копейки, вот я и ушел. А через некоторое время этого директора просто убили, как тогда было принято. Потом я работал на производстве — малом предприятии. Платят, как бухгалтеру торгового предприятия, а документооборота ведешь втрое больше, ведь промышленность, ее хоть в подвале открой, а объем документов соблюди. Понятно, что наши завпроизводством и кладовщик никаких бумажек писать не хотели, поскольку все эти бумажки «рисовались» от обратного: сначала считали, сколько денег прошло «в белую»: по кассе и банку, а потом пост-фактум я заполнял все документы: накладные в производство, лимитки, накладные из производства. И никто мне ни разу копейки за эти подвиги не добавил, кроме разговоров о лояльности, преданности делу становления малого бизнеса в России, я ничего так и не услышал. Поэтому сейчас работаю в оптовой торговой компании с ассортиментом «из трех позиций», и взял себе за принцип — никакого изготовления подделок-самоделок, если мне не хватает документов, я говорю об этом директору, пусть у него голова болит. Он сам приносит готовый счет, мы оплачиваем, и он сам приносит готовые документы, сделанные по моей заготовке. Где и кто их делает — не мои заботы. И в трудовом договоре у меня написано, что я веду бухгалтерский учет на основании документов, предоставленных мне отделом закупки и отделом реализации, а так же подотчетными лицами. Если что не так будет при проверке с этими документами, или менты из ОБЭПа «наедут» — это уже будут не мои проблемы, у меня умысел отсутствует, какой поставщик настоящий, а какой липовый, я понятия не имею. Так что главное — как себя поставишь. А в истории про бухгалтеров, которые «в доле» или получают баснословные премии от сэкономленных сумм налогов я не очень-то верю. Обычно директор просто говорит: «Так, в этом месяце платим НДС не больше десяти тысяч, прибыль не больше пяти, ну и давай еще пять на другие всякие налоги». И все. Какие премии? Тебе за это зарплату платят! — это он так думает. А я раньше был таким поборником «становления нашего предприятия», а теперь стал полным «пофигистом», и считаю, что мое дело — учет и отчет — все! Остальное, ребята, сами».

Еще бухгалтеры, причем многие, жалуются на несоразмерный объем работы — на одного бухгалтера порой сваливают учет целых предприятий, плюс взаимоотношения со всеми контрагентами, ведение кадрового учета, охрану труда и технику безопасности, проверки всеми органами, получение всех лицензий, сертификатов и разрешений, регистрацию эмиссии, ведение протоколов собраний учредителей и многое другое. А потом обижаются, что он не успевает предоставлять директору «управленческую отчетность». Результат такой политики легко предсказуем: учет запускается, а главбух превращается в счетовода, и никаких «управленческих советов» от него ждать не приходится.

Эту проблему мы поставили перед преподавателем МВА (мастерства бизнес-управления), доктором наук, Иваном Пугачевым: «Действительно, проблема существует. И она совсем не в том, что бухгалтер не оказался семижильным. Проблема в неэффективном расходовании директором своих трудовых ресурсов. К примеру, в Москве средний заработок главбуха составляет 1000 долларов, и это не маленькие деньги. А вот работа секретаря или помощника бухгалтера стоит на порядок дешевле — долларов 150–200. Думаю, в регионах соотношение примерно такое же, просто порядок цифр другой. Так вот, спрашивается, нормально ли использовать ресурс, который стоит 1000 долларов на работах, которые стоят 200 долларов? Какая в этом экономия? Это же просто расточительство для организации, когда бухгалтер, который может давать управленческие советы, разрабатывать схемы по оптимизации налогов, налаживать идеальный бухгалтерский и налоговый учет — вместо этого отвечает на звонки клиентов или вместо курьера едет на другой конец Москвы за счетом-фактурой, которую какой-то подотчетный оболтус забыл взять у поставщика. Я даже больше скажу, бухгалтер, который соглашается взвалить на себя эти функции вместо того, чтобы поставить перед начальством проблему необходимости доукомплектования штата бухгалтерии или всей организации, сам разоряет свое предприятие. И не надо разыгрывать из себя жертву, нужно просто пойти к директору и открыто с ним поговорить, уточнить свои обязанности и те обязанности, которые бухгалтер выполнять не должен».

Несмотря на столь серьезные проблемы, хочется закончить разговор чем-нибудь оптимистичным. Хотя бы тем, что, несмотря на разногласия и недомолвки, бухгалтер и директор, чаще всего, одна команда. И они вместе делают очень важное дело — поднимают российский бизнес. Вместе налаживают учет и документооборот, вместе борются с неправомерными претензиями чиновников, вместе стараются выйти на такой уровень рентабельности, чтобы не пришлось пользоваться незаконными схемами и рисковать свободой и репутацией. Поэтому в случае возникновения разногласий, по нашему мнению, решать их так же нужно вместе — за столом переговоров.

Журнал: Налоговый учёт для бухгалтера

И.А. Артемьева — корреспондент журнала

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию