Налоговые проверки

Спокойствие, только спокойствие

В начале лета в Москве состоялся семинар, посвященный проверкам. Его задача – подготовить бухгалтеров ко встрече с неприятностями, то есть с налоговыми инспекторами. А если бухгалтер будет готов, он сбережет не только деньги фирмы, но и собственные нервы.

В начале лета в Москве состоялся семинар, посвященный проверкам. Его задача – подготовить бухгалтеров ко встрече с неприятностями, то есть с налоговыми инспекторами. А если бухгалтер будет готов, он сбережет не только деньги фирмы, но и собственные нервы.

К кому придут?

Кто-то может подумать, что налоговики выбирают свою жертву абы как. Однако, по словам консультанта компании «Бизнеслэнд» в области управленческого, налогового и бухгалтерского учета, аудитора Марата Другова, у фискалов давно уже есть шпаргалка для формирования черного списка.

Проверить все фирмы невозможно – это прекрасно понимают и сами чиновники. Поэтому МНС еще в прошлом году разработало для налоговых инспекций специальные рекомендации, призванные помочь выбрать очередную жертву проверки. Кстати сказать, приказ скрыт от посторонних глаз под грифом «для служебного пользования».

Однако г-н Другов рассказал об основных положениях «секретного» документа. В первую очередь налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков. По инструкции инспекторы должны наведываться в большие компании не реже 1 раза в два года. Также, если фирма попала в поле зрения правоохранительных структур, стоит ждать налоговиков.

Организации, не сдающие отчетность или представляющие документы позже срока, и ликвидируемые предприятия тоже стоят в начале черного списка инспекторов. Конечно, чиновники должны проверять и тех, кто долгое время – около шести лет – избегал контроля. Правда, как отметил ведущий семинара, в своей практике он сталкивался с компаниями, которые инспекторы из МНС вообще не трогали.

Если среди учредителей фирмы есть «мертвые души» или компания имеет счета в разных банках, торгует подакцизной продукцией или выручка фирмы существенно отличается от средней по отрасли, то чиновники непременно проведут проверку. В общем, как видно, оснований для визита у инспекторов хоть отбавляй.

Прямо на месте

В арсенале чиновников две основные проверки: камеральная и выездная. Помимо них часто проводят встречные и тематические проверки.

Как заметил ведущий семинара, иногда специалисты из МНС или УМНС могут повторно проверить фирму. Правда, это возможно лишь в случае ревизии в самой налоговой инспекции.

С камеральной проверкой все довольно просто. Решения руководителя налоговикам для этого не нужно. Достаточно того, чтобы бухгалтер принес в инспекцию декларацию. Ее и будут проверять. Марат Другов напомнил, что любые просьбы и требования инспекторов должны быть оформлены в письменном виде. К примеру, если налоговики просят принести определенные документы для камеральной проверки, то они должны выдать официальное требование.

В письме инспектор обязан подробно перечислить бумаги, которые должен принести бухгалтер. Если в требовании расплывчатые формулировки, такие, как «все первичные документы», то нужно попросить чиновников сделать расшифровку.

На сбор и подготовку документов отводят всего пять дней. И не всегда бухгалтер успевает собрать необходимые бумаги. Если очевидно, что успеть невозможно, а перспектива заплатить штраф по статье 126 Налогового кодекса не очень радует, надо написать в налоговую инспекцию письмо. Текст его должен быть таким: «Сообщаем, что наша компания не может представить в пятидневный срок затребованные для камеральной проверки документы, так как объем документов слишком большой. Обязуемся подготовить все необходимые бумаги в срок до...».

Это бесхитростное послание в инспекцию оградит фирму от штрафа и поможет при необходимости отстоять свои интересы в суде.

Есть еще одна интересная деталь. Налоговики требуют, чтобы бухгалтеры сдавали все бумаги только по описи. Однако забывают, что и возвращать документы они должны тоже по описи (с номером и датой). И если описи не будет, бумаги, конечно, нужно забрать. Но если вдруг чиновники нагрянут с выездной проверкой, можно сослаться на то, что после камеральной проверки бухгалтер не получил документы. Пускай у себя их и ищут...

По результатам проверки чиновники МНС выносят решение. Правда, только в том случае, если фирму привлекают к ответственности. Когда предприятие не согласно с выводами инспекции, в трехмесячный срок фирма может обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию (ст. 139 НК) или в суд. Причем закон позволяет одновременно подать и иск, и жалобу.

По словам Марата Другова, иногда после камеральной проверки сотрудники инспекции не составляют решения. Законом это разрешено. К примеру, чиновники могут просто направить письмо в компанию о том, что бухгалтер должен внести изменения в декларацию. А могут вообще ничего не сообщить. В любом случае проверка ограничена тремя месяцами, то есть через три месяца проверка считается оконченной независимо от результатов.

Приехали!

Г-н Другов обратил внимание на то, что в последнее время налоговые инспекторы несколько изменили тактику и качество выездных проверок. Чиновники МНС стали подходить более основательно к этому мероприятию. Теперь они уделяют большое внимание анализу показателей фирмы.

Инспекторы могут анализировать как показатели отчетности, то есть сверять суммы из строк различных деклараций, так и финансовые данные компании. Они могут взять средние показатели прибыли по отрасли, и если показатели компании далеки от среднестатистических, то в некоторых случаях налоговики могут определить объекты налогообложения расчетным путем.

И еще одна маленькая деталь. Если чиновники во время проверки обнаружат какие-то ошибки, они должны пересчитать объекты налогообложения по всем налогам, а не только по тому, какой проверяют.

Пусть сами ищут

Вторая часть семинара была посвящена юридическим аспектам налоговых проверок. Адвокат Дмитрий Трунин отметил, что сейчас инспекторы стали допускать гораздо меньше ошибок в документах, поскольку все бумаги визируют юристы.

Щепетильность с бумагами связана с тем, что доказать налоговое правонарушение или преступление очень сложно. А это бремя лежит на контролерах.

В качестве примера Дмитрий Трунин рассказал случай из своей практики. Сотрудники провели проверку предпринимателя, у которого было зарегистрировано семь кассовых аппаратов. При этом у индивидуала не было ни одного наемного работника. Несмотря на всю очевидность того, что предприниматель не может одновременно работать в семи местах, налоговики не смогли это доказать. Поэтому инспекторам пришлось просить индивидуала самого принести доказательства. Они потребовали составить трудовые соглашения с наемными работниками. Однако тем самым предприниматель подвел бы себя под штрафные санкции, причем собственными руками. Чего, естественно, он делать не стал.

Кроме этого г-н Трунин отметил, что проверяющие часто проводят контрольную закупку. Но немногие знают, что если сразу после того, как контролер показал удостоверение, выбить чек на нужную сумму, штрафа можно избежать. Разница в несколько минут или даже секунд не сыграет в суде никакой роли. И штраф можно оспорить.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала организатора семинара – компанию «Бизнеслэнд».

На что право имеем?

Бухгалтерам не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у них есть еще и права. А налоговая проверка как раз тот самый момент, когда своими правами нужно пользоваться.

Бухгалтеры имеют право:

  • получать от чиновников письменные разъяснения налогового законодательства;
  • присутствовать при проверке;
  • получать копии всех документов (актов, решений);
  • обжаловать действия налоговиков;
  • не выполнять требования инспекторов, если они не соответствуют закону (ст. 21 НК). Правда, придется объяснить, почему требование чиновника не соответствует кодексу. И лучше всего, если объяснение будет в письменном виде;
  • требовать возмещения убытков в полном объеме в том случае, если ущерб причинили чиновники своими незаконными действиями или бездействиями (подробнее о том, как взыскать убытки с чиновников, читайте в статье «За убытки платят налоговики», «Московский бухгалтер» № 6, 2004, стр. 70).
Различия между выездной и камеральной проверками
Выездная проверка Камеральная проверка
Основание проведения Решение руководителя (заместителя) налоговой инспекции (ст. 89 НК) -
Срок проведения 2 месяца (плюс 1 месяц по специальному решению руководства) 3 месяца
Итоговые документы Справка (ст. 89 НК), акт проверки (ст. 100 НК), решение (ст. 101 НК), требование об уплате налога (ст. 101 НК) Требование об уплате налога, решение о привлечении к ответственности
Доступ на территорию налогоплательщика (ст. 91 НК) + -
Истребование документов (ст. 93 НК) + +
Осмотр (ст. 92 НК) + -
Инвентаризация + -
Выемка документов + -
(ст. 94 НК)
Экспертиза (ст. 95 НК) + +
Заключение специалиста (ст. 96 НК) + +
Участие переводчика (ст. 97 НК) + +

Константин АРТЕМЬЕВ

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №7 2004 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию