Отпускные

Возвращение из декрета: карьера бухгалтера с учетом семейных обстоятельств

Бытует мнение, что бухгалтеров, которые недавно вышли из декрета, неохотно берут на работу, поскольку начальство боится: маленькие дети станут помехой в карьере. Однако московские кадровые агентства отмечают положительную тенденцию. Многие столичные работодатели не только стали спокойно относиться к мамам-соискательницам, но и в некоторых случаях даже отдают им предпочтение по сравнению с другими потенциальными сотрудниками.

Бытует мнение, что бухгалтеров, которые недавно вышли из декрета, неохотно берут на работу, поскольку начальство боится: маленькие дети станут помехой в карьере. Однако московские кадровые агентства отмечают положительную тенденцию. Многие столичные работодатели не только стали спокойно относиться к мамам-соискательницам, но и в некоторых случаях даже отдают им предпочтение по сравнению с другими потенциальными сотрудниками.

Для начала назовем причины, по которым не стоит бояться возвращения из декрета.

Причины, по которым работодатель может предпочесть декретницу другим кандидатам

У сотрудниц-мам высокий эмоциональный коэффициент. На протяжении длительного времени компании за рубежом оценивали потенциальных сотрудников с помощью коэффициента интеллекта (IQ).

И хотя в России этот опыт переняли лишь крупные организации, все равно главным мерилом соискателя-бухгалтера для работодателей традиционно считается уровень знаний предмета. Этим объясняется то, что на собеседовании бухгалтеру обязательно предлагают пройти тест на профпригодность - знание учета и налогообложения. Однако кадровики стали приходить к выводу, что в последнее время проблемы на службе у сотрудников часто связаны не с профессиональной непригодностью, а с эмоциональной незрелостью. Вот почему не менее важным становится эмоциональный коэффициент (EQ) - от него зависят такт, интуиция, искренность. А наиболее высоким эмоциональным коэффициентом обладают женщины, у которых есть дети. Они реже вступают в конфликты с коллегами и срывают сдачу отчетности, чем другие сотрудники. Причины две. Во-первых, у женщин в принципе EQ выше, чем у мужчин (зато мужчины опережают женщин по IQ). Во-вторых, маленький ребенок закаляет характер, делает маму стрессоустойчивой, что благоприятно отражается на отношениях с коллегами.

Сотрудница с маленьким ребенком не уйдет в декрет в ближайшее время. Хотя это утверждение верно не всегда, все-таки в большинстве случаев женщины, которые только вышли на работу после отпуска по уходу за ребенком, не торопятся уходить в следующий декрет. Поэтому работодатель в большинстве случаев не рискует лишиться сотрудницы с маленьким ребенком.

Сотрудница с маленьким ребенком ценит рабочее время. У некоторых работодателей все еще возникают опасения по поводу того, что бухгалтер, у которого есть маленькие дети, будет постоянно отпрашиваться и срывать сдачу отчетности. Однако на деле оказывается, что такие сотрудницы используют рабочее время более эффективно, чем их бездетные коллеги. К такому выводу все чаще приходят руководители крупных компаний. Объясняется это просто. Бухгалтеры-мамы понимают, что у них нет возможности часто задерживаться во внеурочное время или доделывать работу по выходным. Да и посидеть дома за компьютером также не получится. Поэтому мамы, которые приняли решение вернуться к работе, обычно подходят к ней со всей серьезностью, успевая за 8 часов сделать больше своих коллег.

Плюсы и минусы прежнего места работы

Психологически проще вернуться из отпуска по уходу за ребенком на прежнее место работы, чем искать новое. Сотруднице знакомы коллектив (или хотя бы его часть) и специфика фирмы, начальство знает о маленьком ребенке. Поэтому повышается вероятность того, что в компании с пониманием будут относиться к семейным обстоятельствам.

Кроме того, если прежний работодатель не был замечен в нарушении трудового законодательства, у декретницы появляются дополнительные гарантии. Ведь по закону за декретницей сохраняется рабочее место в течение трех лет после рождения ребенка (ст. 162 Трудового кодекса РФ). Это означает, что взять другого сотрудника на ее место могут только на основании срочного договора. А сотруднице, которая решила вернуться после отпуска, должны предоставить или ее старую должность, или новую, но только с согласия декретницы и с неменьшей зарплатой. Но это по закону. А на практике за мамочкой сохраняется рабочее место далеко не всегда. И на то есть объективные причины.

Рассказывает Алина Волкова, главный бухгалтер коммерческого банка РОСЭНЕРГОБАНК: «Включиться в работу после отпуска по уходу за ребенком бухгалтеру непросто. Ведь нормативная база постоянно меняется. И на изучение изменений потребуется время. По этой причине работодатели могут побояться взять декретницу на прежнюю должность. Поэтому советую начать изучать изменения еще дома. Тогда морально будет проще влиться в работу (знаю по собственному опыту, у меня двое детей) и убедить начальство, что вам не потребуется много времени на раскачку».

Если же до декрета сотрудница занимала высокую руководящую должность (главный бухгалтер или его заместитель, финансовый директор), то на возвращение будут влиять другие факторы. Таким сотрудницам, как правило, трудно найти замену. Поэтому работодатель заинтересован в их возвращении. Однако успешные в прошлом сотрудницы претендуют обычно на слишком высокую заработную плату - не меньше, чем была до декрета. Но работодатель не всегда готов предложить те же доход и обязанности, поскольку у бухгалтера изменились семейные обстоятельства, и это не может не сказаться на работе. Кадровые агентства отмечают, что из-за завышенных требований в прежнюю компанию возвращаются лишь половина из сотрудниц, занимавших раньше руководящие должности.

Комментирует Наталья Фадеева, главный бухгалтер фабрики мебели «8 Марта»:

- Удастся ли вернуться в прежнюю компанию, во многом зависит от отношения к работе и детям. Если работа имеет немаловажное значение, то можно организовать свое время так, чтобы все успевать. У меня двое детей. И несмотря на это, больничные листы я брала крайне редко и на короткий срок. Карьере дети никогда не мешали. И то, что после декрета порой приходится выходить на более низкую должность, не страшно, со временем эту ситуацию можно исправить.

Понятно, что бывает много причин, по которым возвращение на прежнее место работы становится невозможным: на ваше место взяли сотрудника, с которым руководство не хочет расставаться, начальство некорректно ведет себя по отношению к тем, у кого есть дети (например, намекает на увольнение по собственному желанию), на фирме принято задерживаться допоздна. Если после отпуска по уходу за ребенком вы решили искать новую работу, то для вас следующий раздел.

Плюсы и минусы нового места работы

Влиться в новый коллектив сложнее, чем вернуться на прежнее место. Однако в этом случае есть и плюсы. Новое руководство изначально воспринимает вас как сотрудницу с маленьким ребенком и не пытается по старой памяти поручить вам тот же объем работы, что и до декрета. Но при поиске нового места главное не допускать распространенных ошибок.

После отпуска по уходу за ребенком многие бухгалтеры задумываются о возможности работать по свободному графику на дому. В принципе для бухгалтера стать фрилансером реально - можно, например, вести несколько небольших фирм, не связывая себя узами восьмичасового рабочего дня и подстраивая график под ребенка. Для осуществления этой идеи потребуется немного: домашний и мобильный телефоны (чтобы в случае форс-мажора руководитель всегда мог найти вас), компьютер с постоянным выходом в интернет, бухгалтерская программа. Но, рассматривая возможность работать на дому, учтите психологический момент. Главным качеством, которым должен обладать фрилансер, является дисциплинированность. Домашняя обстановка расхолаживает, особенно если есть дети, и зачастую бывает сложно выполнить работу в срок. Поэтому рассматривать работу на дому имеет смысл только в том случае, если кто-то из родственников (или няня) занимается детьми, пока вы работаете.

Комментирует Татьяна Власенко, главный бухгалтер ОАО «Арктел»:

- Я вышла на работу, когда ребенку было полгода. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, нашла работу со свободным графиком на небольшом предприятии и вела бухгалтерский учет трех юридических лиц. Свободный график позволил не только совмещать материнство с работой, но и, например, изучить МСФО.

Работа на неполный день или со свободным графиком (обычно это становится возможным в небольших фирмах) может стать для мамы временным этапом - на тот период, пока ребенок маленький и работать в полную силу не представляется возможным. Такая работа позволяет войти в привычную форму постепенно, с учетом семейных обстоятельств.

Распространенные ошибки бухгалтеров при поиске работы после декрета

Комментирует Надежда Ляховская, заместитель директора по маркетингу и рекламе группы компаний «Визави Консалт»:

- Молодым мамам советую вдумчиво составлять свое резюме и подготовиться к устному собеседованию. Обратите внимание на четыре пункта.

1. Не стоит скрывать от потенциального работодателя, что вы находились в отпуске по уходу за ребенком. Некоторые соискатели думают, что такая хитрость сыграет на пользу. Период, в течение которого вы временно не работали, лучше указать в резюме. Исключение - ситуация, когда ваш отпуск по уходу за ребенком длился меньше года. Тогда можно не заострять в резюме внимание работодателя на этом факте, а рассказать о маленьком ребенке во время собеседования.

2. Не забудьте на собеседовании рассказать, кто будет сидеть с ребенком в рабочее время (детский сад, няня, бабушка). Если есть родственники, которые готовы вас подстраховать и посидеть с ребенком, когда он болеет, то это тоже не забудьте сообщить. Такая информация успокоит работодателя и вселит в него уверенность, что вы не станете постоянно отлучаться с работы.

3. Постарайтесь показать на собеседовании, что во время отпуска по уходу за ребенком вы не утратили свой профессионализм: изучили последние изменения законодательства, выучили иностранный язык, посетили курсы повышения квалификации, получили второе высшее или посещали профессиональные форумы в интернете. Любое доказательство того, что вас занимает не только материнство, сыграет вам на пользу.

4. Не ждите на собеседовании вопроса о вашем семейном положении, расскажите о себе сами. Честность подкупает работодателей, так как вселяет надежду, что и в дальнейшем вы будете столь же искренни.

Начать дискуссию