Новый порядок осуществления операций с внебюджетными средствами

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные положения проекта Приказа Минфина РФ «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее – Проект Порядка внебюджетной деятельности), в том числе порядок получения генерального разрешения на ведение приносящей доход деятельности и дополнений к нему.

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные положения проекта Приказа Минфина РФ «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее – Проект Порядка внебюджетной деятельности), в том числе порядок получения генерального разрешения на ведение приносящей доход деятельности и дополнений к нему.

Право использовать внебюджетные средства для собственных нужд возникает у бюджетных учреждений в случае закрепления такого права в законе о федеральном бюджете при наличии генерального разрешения, а конкретный вид расходов должен быть утвержден сметой доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Рассмотрим положения Проекта Порядка внебюджетной деятельности о правилах составления и утверждения такой сметы.

Порядок представления в ОФК сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Проект сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности составляется получателем бюджетных средств самостоятельно и утверждается в порядке, установленном главным распорядителем. Порядок составления, сроки представления и требования к проектам смет также устанавливаются главным распорядителем.

Каким может быть порядок утверждения сметы доходов и расходов?

Смета доходов и расходов может утверждаться либо руководителем учреждения – получателя бюджетных средств, либо руководителем учреждения – главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Во втором случае получатель бюджетных средств представляет главному распорядителю на утверждение проект сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

После получения разрешения на ведение приносящей доход деятельности получатель (обособленное подразделение получателя) представляет в ОФК по месту обслуживания для регистрации смету доходов и расходов на бумажном носителе. Кроме самой сметы, в ОФК представляются сведения, содержащиеся в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности,по формесогласно приложению 7 к Проекту Порядка внебюджетной деятельности (далее – сведения о смете) на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между учреждением и ОФК – в электронном виде.

Если смету доходов и расходов утверждает руководитель получателя бюджетных средств, при наличии между получателем и ОФК электронного документооборота сведения о смете могут представляться только в электронном виде. Смета доходов и расходов на бумажном носителе в этом случае не представляется.

Уточненная смета доходов и расходов (при необходимости) представляется на бумажном носителе, а сведения об измененной смете доходов и расходов при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК – в электронном виде.

Проект Порядка внебюджетной деятельности предусматривает возможность представления в ОФК сводной сметы и сводных сведений о смете в случаях, когда получателем составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам приносящей доход деятельности.

Сведения о смете (смете с учетом внесенных изменений) должны отвечать следующим требованиям:

1) доходы и расходы должны быть указаны по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

2) должны быть указаны коды действующей в текущем финансовом году бюджетной классификации РФ;

3) показателив части расходов с учетом внесенных изменений не должны быть меньше суммы принятых обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

4) суммы показателейпо временным периодам должны соответствовать годовой сумме показателей;

5) источники поступления средств и направления использования должны соответствовать разрешенным источникам и направлениям использования в разрешении, а также положениям устава учреждения.

Если наименования источников поступления средств по коду бюджетной классификации в смете доходов и расходов утверждены в разрезе источников от приносящей доход деятельности, то контроль сумм по коду бюджетной классификации осуществляется по итоговому показателю по данному коду.

Сведения о смете (смете с учетом изменений) отражаются на лицевых счетах клиентов после их проверки. В случае несоответствия представленныхсведений о смете (смете с учетом изменений) установленным требованиям ОФК регистрирует такие сведения о смете (смете с учетом изменений) в журнале регистрации неисполненных и направляет получателю не позднее срока, установленного для проверки (5 рабочих дней), протокол проверки с указанием причины возврата.

Порядок осуществления операций со средствами от  приносящей доход деятельности

Операции с внебюджетными средствами отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании разрешений на ведение приносящей доход деятельности и сведений о смете.

Поступление средств на лицевые счета получателя бюджетных средств

Платежные поручения оформляются в порядке, установленном Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства, утвержденным от  13.12.2006 ЦБ РФ № 298‑П, Минфином РФ № 173н.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного получателю.

Получатель информирует плательщика о порядке заполнения платежного поручения. В случае, если в платежном поручении отсутствует ссылка на источник образования средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления в установленном порядке соответствующего дополнения к разрешению или представления получателем дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (уполномоченных руководителем лицами) на бланке получателя (п. 4.2 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

При использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.

Как невыясненные поступления, администратором которых является УФК, учитываются суммы, зачисленные на счет УФК без указания (ошибочного указания) наименования получателя или реквизитов лицевого счета получателя бюджетных средств, иной информации, необходимой для отнесения указанных поступлений к соответствующему администратору, а также в связи с отсутствием получателяв Сводном реестре, непредставлением получателем в ОФК документов, необходимых для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств. По истечении 10 дней в случае неустранения перечисленных выше недостатков ОФК возвращает данные суммы плательщику.

Исполнение обязательств за счет средств внебюджетной деятельности

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности получатели представляют в ОФК заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег (далее – заявка на кассовый расход) по формам, установленным Федеральным казначейством.

ОФК отказывает получателю в приеме заявки на кассовый расход в случае непредставления клиентом сведений о смете на текущий финансовый год и их несоответствия показателям сметы и разрешению по источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности и положениям устава (п. 4.5 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

ОФК проверяет заявки на кассовый расход на правильность оформления, соответствие подписей в заявке имеющимся образцам подписей в карточке образцов подписей, а также на:

–соответствие кодов Классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) текстовому назначению платежа, исходя из установленного порядка применения бюджетной классификации РФ. Исключением являются операции по расчетам между получателеми его обособленным подразделением, а также по перечислению остатка средств по приносящей доход деятельности в связи с реорганизацией получателя. При этом коды КОСГУ должны соответствовать действующим в текущем финансовом году кодам бюджетной классификации РФ;

–соответствие кодов бюджетной классификации РФ, указанных в заявке на кассовый расход, кодам бюджетной классификации РФ, указанным в сведениях о смете;

–непревышение сумм расхода над суммой свободного остатка средств от приносящей доход деятельности (за исключением средств, зачисленных без права расходования), отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

–непревышение сумм расхода над показателями, содержащимися в сведениях о смете по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ с учетом произведенных кассовых расходов;

–соответствие указанного в заявке на кассовый расход кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру показателю учтенного обязательства;

–соответствие указанных в заявке на кассовый расход кодов бюджетной классификации РФ показателям учтенного обязательства;

–соответствие предмета принятого на учет обязательства текстовому назначению платежа, указанному в заявке на кассовый расход;

–непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного обязательства;

–соответствие наименования и банковских реквизитов, идентификационного номера (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) контрагента получателя по учтенному обязательству, указанным в заявке на кассовый расход.

Заявка на кассовый расход принимается к исполнению только при соответствии указанным выше требованиям. Если требования не исполнены должным образом, ОФК регистрирует представленную заявку на кассовый расход в журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляр заявки на бумажном носителе получателю. Если заявка на кассовый расход представлена только в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата в журнале регистрации неисполненных документов.

Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств (за исключением средств, зачисленных без права расходования) (п. 4.6 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя в процессе исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности текущего года, учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств как восстановление кассовых выплат с отражением по тем кодам бюджетной классификации РФ, по которым была произведена кассовая выплата. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств в доходах получателя без включения в разрешение указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дебитора обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого был осуществлен данный платеж либо указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия указанной информации в платежном поручении дебитора поступившая сумма учитывается на лицевом счете получателя бюджетных средств без права расходования.

Остаток средств от приносящей доход деятельности отчетного финансового года в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.

Начало статьи  https://www.klerk.ru/articles/112537

Начать дискуссию