Налоги, взносы, пошлины

Маркетинговые расходы: оформление документов, налоговый учет

Маркетинг, еще недавно такой новый инструмент управления, в настоящее время в хозяйственной деятельности организаций используется все чаще. Многие крупные коммерческие предприятия (и торговые, и производственные) имеют в своей организационной структуре маркетинговую службу. Но еще большее количество организаций малого бизнеса прибегает к услугам специализированных фирм.

Автор: И. В. Зюзина

Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" .

 Маркетинг, еще недавно такой новый инструмент управления, в настоящее время в хозяйственной деятельности организаций используется все чаще. Многие крупные коммерческие предприятия (и торговые, и производственные) имеют в своей организационной структуре маркетинговую службу. Но еще большее количество организаций малого бизнеса прибегает к  услугам специализированных фирм.

Курс «Бухгалтер на аутсорсе» поможет вам уйти из найма и работать на себя, если вы еще не решились. Вы научитесь:

  • правильно определять и описывать свои услуги;

  • привлекать клиентов и создать стабильные потоки новых заказов;

  • строить бизнес так, чтобы как можно скорее выйти в плюс.


Вы получите экспертные гайды, чек-листы, методики ведения переговоров и заключения договоров, секреты грамотного тайм-менеджмента. Вы узнаете, как и где находить новых клиентов в 2024 году и избавитесь от страха потерять гарантированный доход. Сейчас стоимость курса с удостоверением ФИС ФРДО 32900 7600 руб.
Записаться по акции

 Как правило, налоговые органы при осуществлении налогового контроля обращают пристальное внимание на экономическую обоснованность и документальное оформление маркетинговых расходов. Надеемся, что статья, представленная вашему вниманию, поможет правильно подойти к отражению данного вида расходов и избежать конфликтов с налоговыми органами.

Несколько слов о маркетинге

Термин «маркетинг» происходит от английского слова market (рынок) и означает «деятельность в сфере рынка сбыта». Маркетинговые исследования – более широкое понятие. С одной стороны, это всестороннее исследование рынка, спроса, потребностей потенциальных покупателей, ориентация на них производства с учетом имеющихся у организации возможностей по изготовлению (оказанию) пользующихся спросом товаров (услуг). С другой – создание информационно-методологической базы для активного воздействия на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Результатом проведенных маркетинговых исследований являются стратегические, тактические и оперативные планы производственно-сбытовой деятельности фирмы, которые включают прогнозы развития целевого рынка, стратегию и тактику поведения фирмы на нем, ее маркетинговую политику, а также политику стимулирования сбыта и рекламных мероприятий.

Маркетинговая политика предприятия может включать в себя четыре раздела:

1) товарную политику – комплекс маркетинговых мер воздействия на рынок, направленных на повышение конкурентных позиций фирмы;

2) ценовую политику – комбинацию различных видов ценового поведения на рынке, определение ценовой стратегии и ценовой тактики;

3) сбытовую политику – планирование и формирование каналов сбыта товаров;

4) политику продвижения – планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на продвижение товара на рынок (реклама, предпродажное и гарантийное обслуживание и т.д.).

Положение о маркетинговой политике организации

 Итак, в зависимости от целей, которые преследует организация, состав маркетинговых расходов может быть разным. К ним  можно отнести: расходы на исследование конъюнктуры рынка; сбор информации, связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг); расходы на рекламу; предоставление различных видов скидок и т.д. Все эти цели, а также проводимые  для их достижения мероприятия следует оформить одним организационно-распорядительным документом – Положением о маркетинговой политике организации (далее – Положение), разработка которого и есть первый этап в документальном оформлении и экономическом обосновании маркетинговых расходов. Следует заметить, что многие организации не считают нужным принимать такой документ, что может сыграть отрицательную роль и привести к дополнительным объяснениям с налоговыми органами при проводимых ими проверках. Чтобы показать практическую пользу, которую может принести Положение (помимо его прямого назначения – экономического обоснования маркетинговых расходов), рассмотрим конкретную ситуацию.

 В настоящее время многие организации предоставляют своим покупателям скидки. В большинстве случаев их предоставление никак не систематизировано и ничем не обосновано, а часто даже и не предусмотрено условиями договора. При таком отношении к оформлению предлагаемых скидок могут возникнуть неблагоприятные налоговые последствия[1], поэтому рекомендуем уделить особое внимание разработке такого раздела Положения, как «Ценовая политика». Систематизировав и обосновав предоставляемые покупателям скидки грамотно разработанной ценовой политикой, организация может заранее обезопасить себя от споров с налоговыми органами.

Итак, на что следует обратить внимание при разработке ценовой политики? Прежде всего п. 3 ст. 40 НК РФ обязывает при определении рыночной цены при заключении сделок невзаимозависимыми лицами учитывать скидки, вызванные:

– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги)

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном пункте приведен не весь список элементов маркетинговой политики, то есть организация может дополнить его.

Установленные организацией цены и размеры скидок после их обоснования в «Ценовой политике» следует закрепить в прайс-листе. Указание на формирование цены сделки с учетом соответствующей скидки должно также содержаться в тексте договора о реализации товаров (работ, услуг).

 Реализация мероприятий, предусмотренных Положением, да и его разработка может осуществляться как самой организацией (ее маркетинговой службой), так и специализированными фирмами. Во втором случае особое внимание следует уделить заключению договора и оформлению результатов выполненных работ.

Документальное оформление маркетинговых услуг, оказанных специализированной организацией

 При заключении договора об оказании маркетинговых услуг следует руководствоваться нормами гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».  Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При его заключении необходимо иметь в виду как минимум два положения.

 1) Предмет договора или описание действий (деятельности), которые необходимо выполнить исполнителю.

Данному разделу договора об оказании маркетинговых услуг следует уделить особое внимание, так как от него будет зависеть последующий налоговый и бухгалтерский учет результатов его исполнения у заказчика.  При определении предмета договора советуем придерживаться формулировок, предложенных Налоговым кодексом, – впоследствии это поможет избежать конфликтов с налоговыми органами при отнесении расходов на ту или иную его статью.

Например, если предметом договора является маркетинговое исследование рынка сбыта, а в соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), то лучше сформулировать его согласно нормам, содержащимся в кодексе. Причем надо обратить внимание на слово «текущее», так как в противном случае произведенные расходы налоговым органом могут быть расценены как долгосрочные, и их нельзя будет принять к вычету единовременно.

2)  Оформление результатов договора.

Дело в том, что в связи с отсутствием вещественного содержания выполняемых услуг возникают сложности с определением экономической оправданности и соответствующим документальным подтверждением произведенных затрат. Поэтому, во-первых, необходимо оформить акт сдачи-приемки оказанных услуг в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»[2]. Во-вторых, в условиях договора предусмотреть, что исполнитель в дополнение к акту приемки-сдачи оказанных услуг обязуется представить письменный отчет. Например, проект Положенияо маркетинговой политике (если предмет договора – разработка маркетинговой политики); письменная консультация (если предмет договора – оказание консультационных услуг); результаты текущего исследования конъюнктуры рынка с практическими рекомендациями и т.д.

Подобный документ должен свидетельствовать о том, что исполнителем в процессе оказания услуг проводилась определенная работа и получены результаты, которые заказчик может использовать в деятельности, приносящей доход. В противном случае подтвердить экономическую обоснованность произведенных в рамках такого договора расходов будет достаточно трудно.

Налоговый и бухгалтерский учет

 Бухгалтерский и налоговый учет маркетинговых расходов зависит от характера произведенных затрат. Так, маркетинговые расходы могут быть проведены в различных целях, в зависимости от которых и будет осуществляться их учет:

1) текущее изучение рынка;

2) расходы стратегического (долгосрочного) характера;

3) изучение рынка с целью приобретения внеоборотных активов.

Самые распространенные – маркетинговые расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка. В налоговом учете они подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ, а   бухгалтерском, согласно п. 7 ПБУ 10/99[3], – в расходы по обычным видам деятельности в составе управленческих расходов. При заключении договора и оформлении первичных учетных документов нужно обязательно указать, что осуществляемые расходы носят текущий характер.

Пример 1.

ООО «Альфа» заключило с ООО «Дельта» договор о текущем изучении конъюнктуры рынка транспортных услуг на сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18% – 18 000 руб. Данный вид расходов предусмотрен маркетинговой политикой ООО «Альфа».

Рассмотрим отражение указанных расходов в бухгалтерском учете ООО «Альфа».

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка в составе управленческих расходов

26 (44)

60

100 000

Учтен НДС

19

60

18 000

Оплачены расходы ООО «Дельта»

60

51

118 000

Предъявлен к вычету НДС

68 <*>

19

18 000

<*> Субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Маркетинговые расходы стратегического (долгосрочного) характера могут возникнуть в том случае, если организация, например, собирается выпустить новую продукцию и изучает потенциальный рынок ее сбыта. В бухгалтерском учете данные расходы, в соответствии с Планом счетов[4], подлежат учету на счете 97 «Расходы будущих периодов» и будут включены в расходы по обычным видам деятельности в том периоде, в котором начата продажа новой продукции. Списание будет производиться равномерно в течение срока, установленного распоряжением руководителя предприятия.

 В налоговом учете возможны два варианта отражения расходов:

1-й – в соответствии  с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ указанные расходы можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли. В этом случае между бухгалтерским и налоговым учетом маркетинговых расходов возникнет разница, на сумму которой, в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02[5], необходимо начислить отложенное налоговое обязательство, которое впоследствии, при принятии расходов к бухгалтерскому учету, будет списано.

2-й – согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают из условий сделок. То есть при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены (раздел 3 Методических рекомендаций[6]). Это значит, что если договором о проведении маркетинговых исследований предусмотрено исследование с целью составления прогноза рынка сбыта нового вида продукции (например, через два года), то принимать к налоговому учету указанные расходы необходимо по прошествии двух лет, когда новая продукция будет выпущена в продажу. В этом случае различий в бухгалтерском и налоговом учете маркетинговых расходов не будет.

По мнению автора, предпочтительнее использовать второй вариант налогового учета указанного вида расходов.

Пример 2.

 ООО «Альфа» запланировало выпустить новый вид продукции во втором полугодии 2005 г. С целью определения объема продаж новой продукции в указанном периоде в мае 2004 г. с ООО «Дельта» был заключен договор о проведении маркетинговых исследований на сумму 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

 Списание расходов по маркетинговым исследованиям, согласно распоряжению  руководителя ООО «Альфа», будет производиться равномерно в течение  10 месяцев.

Рассмотрим отражение указанных операций в бухгалтерском учете ООО «Альфа» с применением первого варианта налогового учета маркетинговых расходов.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на составление прогноза конъюнктуры рынка во втором полугодии 2005 г.

97

60

100 000

Учтен НДС

19

60

18 000

Оплачены расходы

60

51

118 000

Принят к вычету НДС

68<*>

19

18 000

Начислено отложенное налоговое обязательство (100 000 руб. х 24%)

68<**>

77

24 000

В июле 2005 г., в момент поступления в продажу новой продукции, начнут списываться маркетинговые расходы (100 000 руб. / 10 мес.)

26 (44)

97

10 000

Частично погашено отложенное налоговое обязательство<***>

77

68<**>

2 400

<*> Субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

<**> Субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».

<***> Отложенное налоговое обязательство погашается в суммах, исчисленных исходя из доли списанных маркетинговых расходов.

Маркетинговые расходы, связанные с приобретением внеоборотных активов, и в бухгалтерском, и в налоговом учете подлежат отражению в составе стоимости внеоборотных активов.

В бухгалтерском учете, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01[7], первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев предусмотренных законодательством РФ). Это значит, что расходы на проведение маркетингового исследования, цель которого, например, – выявить оптимальный вариант соотношения цены и качества приобретаемого основного средства, необходимо включить в его первоначальную стоимость. То есть их следует расценивать как непосредственно связанные с приобретением основного средства.

В налоговом учете, в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом. Следовательно, маркетинговые расходы, направленные на изучение рынка для приобретения основного средства, в целях налогообложения также необходимо включить в первоначальную стоимость основного средства.

Пример 3.

ООО «Альфа» с целью приобретения полиграфического оборудования заключило с ООО «Дельта» договор о проведении маркетингового исследования рынка отечественного и зарубежного полиграфического оборудования на сумму 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

В результате ООО «Альфа» приобрело оборудование отечественного производства стоимостью 1 180 000  руб., в том числе НДС – 180 000 руб. Расходы на доставку составили 35 400 руб., в том числе НДС – 5 400 руб.; расходы на монтаж оборудования – 70 800 руб., в том числе НДС – 10 800 руб.

Рассмотрим отражение указанных операций в бухгалтерском учете ООО «Альфа».

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена оплата ООО «Дельта» по договору о проведении маркетингового исследования

60

51

118 000

Отражены расходы по проведению маркетингового исследования на основании акта приемки-передачи и отчета о проделанной работе

08

60

100 000

Учтен НДС

19

60

18 000

Оплачено полиграфическое оборудование

60

51

1 180 000

Получено оборудование от поставщика

07

60

1 000 000

Учтен НДС

19

60

180 000

Оплачено транспортной организации за доставку оборудования

60

51

35 400

Отражены расходы на транспортировку оборудования

07

60

30 000

Учтен НДС

19

60

5 400

Передано оборудование в монтаж

08

07

1 030 000

Оплачено подрядной организации за монтаж оборудования

60

51

70 800

Отражены затраты на монтаж оборудования

08

60

60 000

Учтен НДС

19

60

10 800

Передано в эксплуатацию полиграфическое оборудование

01

08

1 190 000

Принят к вычету НДС по приобретенному и принятому на учет оборудованию

68

19

214 200

[1] См. статью В. А. Романенко «Учет торговых скидок» (журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2004, № 15).

[2] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 № 33н.

[4] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.00 № 94н.

[5] Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом МФ РФ от 19.11.02 № 114н.

[6] Методические рекомендации по применению главы 25 «налог на прибыль организаций» части 2 НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.02 № БГ-3-02/729.

[7] Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом МФ РФ от 30.03.01 № 26н.

Начать дискуссию

Инвестиции компаний в цифровые технологии выросли на 80%

Объем финансирования передовых отечественных программ превысил 180 млрд рублей.

УСН

По УСН будет ряд улучшений в Налоговый кодекс

23 июля Госдума окончательно приняла закон с изменениями в НК в рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы. В том числе он содержит ряд новшеств по УСН.

Розничные сети хотят равных условий с маркетплейсами

В Госдуме прошел круглый стол «Применение лучших практик офлайн-ретейла в сфере интернет-торговли».

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Зарплата

Закон о налоговой политике 2023-2025 затронул и зарплаты

23 июля Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон с изменениями в НК, которые реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. Среди прочего они затрагивают заработную плату и НДФЛ с нее.

Росстат: не осталось семей, которым не хватает средств на еду

Больше 36% россиян заявили, что могут позволить себе еду, одежду и товары длительного пользования. Однако не хватает денег на квартиру, машину и дачу.

Интервью

Евгений Коваленко: У меня очень большие амбиции

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». На этот раз мы пообщались с Евгением Коваленко, предпринимателем, инвестором и создателем компании VEROL, которая успешно торгует на маркетплейсах.

8
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Вежливость при общении с ФНС

ФНС, камеральные проверки

Онлайн-кассы

Чем отличается касса от эквайринга

Онлайн-касса и эквайринг помогают бизнесу принимать безналичные платежи, но назначение этих инструментов кардинально различается. Разбираемся, почему эквайринг не способен заменить кассу.

Чем отличается касса от эквайринга

Приложение «Авито» вернулось в AppStore

Пользователи Авито на iOS смогут без проблем скачивать сервис на свои устройства. Приложение вернули в AppStore.

Как «Клерк» помогает развивать и продвигать бизнес

Более 20 лет «Клерк» делает работу бухгалтеров и предпринимателей легче и интереснее: мы рассказываем о нюансах ведения бухучета, налогах, изменениях в законах и помогаем искать ответы на сложные вопросы. А еще «Клерк» с удовольствием займется продвижением вашего бизнеса: наш трафик — более 7 миллионов посетителей в месяц, и эта аудитория станет не только нашей, но и вашей.

Как «Клерк» помогает развивать и продвигать бизнес

Налогообложение прибыли в НК уточнили: новый закон

23 июля Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон с изменениями в НК, которые реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. В том числе они затрагивают учет и отчетность по налогу на прибыль организаций.

Модулькасса и Модульбанк дарят три месяца торгового эквайринга с комиссией 0%

Банк для предпринимателей Модульбанк и Модулькасса запустили акцию для новых клиентов. 

От НДС в 2025 году освободят вновь зарегистрированные компании и ИП

Впереди масштабные изменения по налоговой реформе 2025 года, которые касаются всех организаций. И особенно тех, кто на УСН.

Банки

Сегодня пользователи жалуются на ВТБ, Росбанк и Альфа-Банк

Цифровые сервисы российских банков сбоят второй день.

Акции Яндекса начали торговаться на Мосбирже

Объем торгов ценными бумагами МКПАО «Яндекс» уже превысили 6 млрд рублей. Стоимость акций растет на 11,6%.

Роструд: если вовремя не выдали трудовую книжку, можно требовать компенсацию. Но не всегда

Если трудовая книжка выдана не в день увольнения, работник вправе требовать от работодателя денежную компенсацию за упущенную возможность трудиться.

Банки

В работе приложений Газпромбанка и ВТБ произошел сбой

Клиенты банков жалуются на проблемы с мобильными приложениями. Они не могут полноценно пользоваться сервисами.

Изменились правила ведения электронной торговли

Теперь у компаний появится право продавать товары физлицам с использованием бондовых складов. Оператор электронной торговли будет обеспечивать взаимодействие интернет-площадок с таможенными органами.

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152

Разбираемся, в каких случаях можно вести гугл-таблицы с базами данных клиентов и собирать сведения о них через гугл-формы, а в каких — нет, и какие последствия грозят тем, кто нарушает закон. 

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152

Интересные материалы

НДС

ФНС обновила безопасную долю вычетов НДС за II квартал 2024

Федеральная налоговая служба 18 июля опубликовала обновленные отчеты по форме 1-НДС по состоянию на 01.05.2024. Это сводный в целом по России и в разрезе регионов отчеты.