Налоги, взносы, пошлины

Очень приятно, царь...

Визитные карточки давно уже стали необходимым атрибутом деловой жизни фирмы. Почему же налоговики до сих пор считают их рекламой? На этот и другие вопросы, связанные с учетом визиток, отвечает наш эксперт

Визитные карточки давно уже стали необходимым атрибутом деловой жизни фирмы. Почему же налоговики до сих пор считают их рекламой? На этот и другие вопросы, связанные с учетом визиток, отвечает наш эксперт

Следуя обычаям делового оборота, компании часто заказывают своим работникам визитные карточки. Руководители, менеджеры, снабженцы в своей работе подчас не могут без них обойтись. Тем не менее действующее законодательство не дает четкого ответа на вопросы, касающиеся налогообложения операций, связанных с изготовлением визитных карточек для сотрудников фирмы. Нужно ли включать расходы на их изготовление в доход работника, считается ли изготовление таких карточек рекламой, можно ли отнести эти расходы на себестоимость и т. п.?

Обоснуем и задокументируем

Поговорим о налоге на прибыль. В 25-й главе Налогового кодекса такой вид расходов, как изготовление визитных карточек, напрямую не оговорен. Это служило причиной сомнений бухгалтера: можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость изготовленных визиток?

Налоговое ведомство по этому вопросу долго не могло определиться. Столичные инспекторы выпускали письма, в которых придерживались то одной, то другой точки зрения. Например, 12 апреля 2002 года вышло письмо № 11-15/16900, в котором было сказано, что «включение в себестоимость... затрат на изготовление визитных карточек... неправомерно». Позже, 15 октября 2003 года, вышло письмо № 26-12/57647. В нем уже содержится противоположная точка зрения. А именно, что расходы по изготовлению визиток могут учитываться при расчете налога на прибыль. Но с одной оговоркой. Карточки фирма может делать только для штатных работников, которые «призваны... поддерживать контакты с другими организациями». Причем это должно быть прописано в их должностной инструкции.

Само собой, проверяющие все равно будут стараться убрать из расходов стоимость визиток. Но не дает покоя извечный вопрос: имеют ли они на это право? Обратимся к Налоговому кодексу. Приведенный здесь перечень расходов является открытым. Чтобы принять затраты в налоговом учете, они должны быть обоснованны, подтверждены документами и направлены на получение дохода. Поэтому, на наш взгляд, обосновать затраты на изготовление визиток будет несложно. Например, для этого руководитель фирмы может издать приказ. Укажите в нем, в каких целях и для каких должностей нужны визитки. При необходимости предъявите этот документ контролерам.

Рекомендуем использовать следующие формулировки:

25 г. Москва ЗАО «Актив»

10 июля 2004 г.

Приказ № 32

Для обеспечения эффективной деятельности, представления фирмы в переговорах, для заключения сделок в интересах фирмы приказываю изготовить визитные карточки для следующих категорий работников – директора, менеджеров по продажам.

При оформлении визитных карточек учитывать, что их содержание должно быть направлено на представление фирмы в лице ее работника перед деловыми партнерами. Об этом должно свидетельствовать наличие наименования фирмы, ее реквизитов, служебных телефонов.

Генеральный директор ЗАО «Актив» Трошкин /Трошкин В.В./

Также для обоснования расходов вы можете использовать Методические рекомендации по налогу на прибыль (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729). Здесь сказано, что экономически оправданными расходами являются затраты, «обусловленные обычаями делового оборота». Определение этих обычаев дано в статье 5 Гражданского кодекса. В ней сказано, что таким обычаем «признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Вполне очевидно, что использование визиток этому определению отвечает. Итак, эти затраты экономически оправданны. За документальным подтверждением, думаем, дело тоже не постоит (кассовые чеки, акты). Значит, можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Если и это не убедит контролеров, обратите их внимание на арбитражную практику. Например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2002 г. по делу № КА-А40/

7750-02. Так, по результатам проверки ЗАО «Цианамид Русс» инспекторы решили, что общество занизило налог на прибыль, так как отнесло на себестоимость расходы на изготовление визиток. Судьи решение инспекции признали недействительным. Они указали, что такие затраты фирмы экономически оправданны.

Как видите, обоснованность подобных расходов не вызывает сомнения.

Что рекламирует визитка?

Иногда инспекторы говорят о рекламном характере визитных карточек. Разумеется, при этом они пытаются доначислить фирме налог на рекламу, штрафы и пени. Но давайте разберемся: являются ли визитки рекламой?

Проштудируем закон о рекламе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. Здесь сказано, что реклама – это информация о фирме и ее деятельности (товарах, работах, услугах), которая:

  • предназначена для неопределенного круга лиц;
  • формирует или поддерживает интерес к фирме и товарам;
  • способствует продаже товаров.

Сравним назначение визиток с определением рекламы. С одной стороны, владелец карточки представляет фирму, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании. Но с другой стороны, из нее нельзя узнать о задачах и товарах фирмы, так как визитная карточка несет информацию только о конкретном должностном лице (его имени, телефоне, электронной почте и т. д.).

Как видите, визитная карточка не соответствует критериям рекламы, определенным в законе. Во-первых, визитки предназначены только для тех, с кем фирма хотела бы поддерживать контакты или сотрудничать. Круг же потребителей рекламы должен быть неограничен. Во-вторых, визитки сотрудников не несут информации о виде деятельности фирмы, ее целях и задачах.

Значит, цели у рекламы и у визитки разные. Вывод, что визитная карточка – это не реклама, подтверждает и сложившаяся арбитражная практика. Например, постановление Федерального арбитражного суда от 11 марта 2004 г. по делу № Ф09-827/04-АК. Так, по результатам проверки ФГУП «Стрела» инспекторы решили, что предприятие не заплатило налог на рекламу с расходов по изготовлению визитных карточек. Судьи решение инспекции признали недействительным. Они указали, что характер карточек не отвечает определению рекламы. А значит, объект налогообложения отсутствует.

Таким образом, платить налог на рекламу с суммы расходов по изготовлению таких карточек не нужно. К месту будет сказать, что по этому поводу давным-давно высказали свое мнение налоговики. В своем письме от 31 октября 2001 г. № 06-12/6/50421 Управление МНС по г. Москве отметило, что «затраты на изготовление визитных карточек не могут рассматриваться как расходы рекламного характера».

Но возможен и другой вариант. Если визитки фирма изготовила специально для участия в выставке и указала на них реквизиты и профиль компании. В ходе выставки карточки раздавали всем желающим. В этом случае расходы на их изготовление можно считать рекламными (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2000 г. по делу № Ф56-7944/00).

Визитки в доход? Не стоит

Если вы сделали визитные карточки для своего руководства или менеджеров, то их стоимость включать в совокупный доход этих работников не нужно. Ведь они постоянно общаются с представителями других фирм и раздают свои визитки.

Косвенно визитные карточки способствуют созданию имиджа фирмы. Поэтому не могут классифицироваться как личная выгода работников. А значит, стоимость карточек включать в их совокупный доход не нужно.

В подтверждение этому можно привести письмо Минфина России от 18 марта 1997 г. № 04-04-06. Здесь чиновники пояснили, что «стоимость визитных карточек, заказанных и оплаченных организацией для должностных лиц, не включается в их совокупный налогооблагаемый доход». Такого же мнения придерживались и налоговики (письмо ГНИ по г. Москве от 6 марта 1997 г. № 11-13/4574).

Однако фирма может заказать визитки и для работников, в обязанности которых не входят контакты с другими организациями. Например, бухгалтеру-кассиру или охранникам. В этом случае со стоимости визиток (с учетом НДС) надо удержать налог на доходы. Ведь здесь работник получает доход в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

С. Бездорожева, эксперт ПБ


Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть