Коллекторы

Миф 5-й. Коллекторские способы взыскания – паяльники, биты, утюги

Всегда любопытно читать комментарии в блогах и читателей интернет-СМИ, когда речь идет о коллекторах и их работе. Вот некоторые примеры: «Коллекторы тоже на грани закона ходят, чуть не так сказали, сразу можно навесить на представителя коллекторской фирмы угрозы или шантаж…», «Коллекторы – это братки из девяностых с битами и паяльниками…». Стоит ли говорить, что данные стереотипы ошибочны, хотя они отчасти и помогают коллекторам во взыскании, однако они далеки от реальности.
Миф 5-й. Коллекторские способы взыскания – паяльники, биты, утюги
Федоров Александр - Председатель Совета Директоров ОАО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ»

Всегда любопытно читать комментарии в блогах и читателей интернет-СМИ, когда речь идет о коллекторах и их работе. Вот некоторые примеры: «Коллекторы тоже на грани закона ходят, чуть не так сказали, сразу можно навесить на представителя коллекторской фирмы угрозы или шантаж…», «Коллекторы – это братки из девяностых с битами и паяльниками…»

И это я привел еще мягкие высказывания. В головах людей плотно укоренились стереотипы, что взыскатели долгов  - это представители криминальных структур и методы работы у них соответствующие. То есть, запугивание должников, а в случае, если это не помогло, применение к нему физического насилия – вот на чем, якобы,  держится коллекторская деятельность.

Стоит ли говорить, что данные стереотипы ошибочны, хотя они отчасти и помогают коллекторам во взыскании, однако они далеки от реальности.

На самом деле коллекторы чтят Уголовный и Административный Кодексы РФ и в своей деятельности так же не склонны к нарушению действующего законодательства, как и другие консалтинговые фирмы (юридические, аудиторские, маркетинговые и т.п.). Если быть точнее, методы, используемые коллекторским агентством, легальны и зависят от вида задолженности: долги физических лиц по кредитам, за услуги, причинение вреда (в рамках суброгации), или же корпоративные долги.

Долги физических лиц (перед банками, операторами связи и провайдерами, страховыми компаниями) взыскиваются при помощи методов кредитного коллекторства, которые включают в себя:

 Soft-collection — это совокупность дистанционных процедур, связанных с общением с должником и направленных на взыскание задолженности в рамках коллекторской деятельности. На этой стадии сотрудники службы обзвона звонят должнику и предлагают ему варианты погашения задолженности в досудебном порядке. Должник ставится в известность о возможных правовых последствиях неплатежей: увеличение суммы долга за счет штрафных санкций и судебных издержек, ограничение выезда за границу, арест приставами личного имущества должника. Помимо телефонных звонков на данной стадии применяются смс-рассылки, отправление письменной и электронной корреспонденции.

Hard-collection — личное взаимодействие коллектора с должником для взыскания задолженности. Отличие от других стадий состоит в том, что общение с должником осуществляется непосредственно или, по крайней мере, предпринимаются все необходимые действия, чтобы состоялась очная встреча с должником. Выезды осуществляются к должникам, с которыми не удалось установить контакты по телефону.

Legal Collection — обычно является третьей стадией в работе по взысканию задолженности. Данная стадия включает в себя совокупность действий коллекторов по принудительному взысканию задолженности посредством обращения к государственной защите нарушенных прав кредитора. Коллекторы переходят к последней стадии в случае, если предыдущие оказались нерезультативными. Она не предполагает общение с должником и является чисто юридической работой, аналогичной той, что ведут большинство не коллекторских юридических фирм, правда, с некоторыми особенностями. Коллекторы обращаются в:

  • В суды с исковыми заявлениями и заявлениями о выдаче судебного приказа;
  • Прокуратуру, органы внутренних дел для проверки действий должников на наличие состава преступления;
  • В суды с заявлениями о признании должника банкротом.

Другое дело, когда речь идет о взыскании корпоративной задолженности, здесь сразу применяется стадия Hard-collection, если переговоры не дали результата, то запускаются технологии бизнес-коллекторства и финансового коллекторства. Вот как это выглядит в Коллекторском агентстве «Центр ЮСБ»:

В основе метода бизнес-коллекторства лежит применение информационных и репутационных угроз по отношению к должнику. Их целью является начало добровольного погашения задолженности.

Для достижения поставленной цели сотрудниками агентства собирается информация о бизнесе, деловых связях должника и наиболее значимых контрагентах. Собранная информация анализируется на предмет нахождения «болевых» точек воздействия. Такими точками могут быть: возможность потери крупного контрагента, риск подвергнуться рейдерской атаке, возможность изменения привычных благоприятных условий работы с поставщиками и покупателями, срыв крупной сделки и многое другое.

После обнаружения нескольких ключевых точек для должника составляется программа наших действий и анализ возможных неблагоприятных последствий в случае отказа от сотрудничества.  Помимо прочего, в программу включаются наши рекомендации по наиболее благоприятному для должника выходу из кризисной ситуации на примере других должников, которые оказывались в схожей ситуации. После этого происходит ознакомление должника с программой.

В случае согласия должника на добровольное погашение задолженности, составляется разумный график ее возврата, согласованный с заказчиком.

Если должник отказывается погасить задолженность добровольно, начинают применяться меры воздействия из арсенала бизнес-коллекторства, ими могут быть:

1. Информационно-репутационное воздействие.

Благодаря хорошо налаженным контактам в СМИ и дружественным интернет-площадкам для размещения информации, мы выдаваем достоверную информацию о недобросовестности должника в финансовых вопросах и нарушении им действующего законодательства.

Цель акции – демонстрация должнику серьезности наших намерений и возможностей. При этом должник сразу не «загоняется в угол», у него будет возможность остановить процесс информационного воздействия и начать переговоры, до того как его бизнесу будет нанесен реальный ущерб.

Информация выдается от нашего имени. Таким образом, мы принимаем на себя все репутационные риски от подобного информационного воздействия. Все информационные материалы согласовываются с представителем заказчика перед их опубликованием.

 

2. Воздействие на контрагентов должника и его ключевых контактов.

Должник ставится в известность, что мы проинформируем его контрагентов о возникших у него финансовых проблемах, а также угрозах для исполнения им своих договорных обязательств по заключенным с ними договорам из-за конфликта с нами. Должнику объясняется – не смотря на то, что, возможно, его контрагентам и безразличен факт неисполнения им своих финансовых обязательств по отношению к нашему заказчику, но собственные интересы их, наверняка заботят.

Узнав о том, что бизнесу должника угрожают большие неприятности, в виде судебных тяжб, арестов имущества и денежных средств, репутационных потерь, контрагенты могут расторгнуть или приостановить свои договоры с должником, либо начать работать с ним на более жестких условиях, требовать дополнительного обеспечения, стопроцентной предоплаты иных гарантий, что означает лишние непредвиденные финансовые потери для должника.

На этом же этапе при помощи СМИ отсекается административная поддержка должника.

Все действия делаются постепенно, чтобы должник имел возможность остановить их и начать выплату задолженности.

Использование методов финансового коллекторства.

Если должник готов погасить задолженность, но у него временно  нет, по его мнению, для этого возможности, наши специалисты могут помочь ему изыскать средства. Для этого исследуется бизнес должника на предмет возможности привлечения финансирования, которое может быть использовано для погашения кредиторской задолженности. Например, использование возвратного лизинга (продажа должником своего имущества лизинговой компании или банку, специализирующимся на оказании лизинговых услуг с последующей передачей имущества в финансовую аренду этому же должнику), применение факторинговых схем (продажа должником ликвидной дебиторской задолженности факторинговой компании), продажа собственного брэнда заинтересованным лицам и тд.

Таким образом, работа коллекторов не имеет никакого отношения к паяльникам. Коллекторы – это хорошие переговорщики и аналитики.

Начать дискуссию